Синектика

0
159

Синектика: сущность, правила и процедура

Этимология: Термин «Синтетика» происходит от греческих слов syn — «вместе» и ectikos «разнообразие», поэтому слово  synectikos – означает «совмещение разнородных элементов» или «объединение различных, на первый взгляд, несовместимых элементов».

1. Авторы
Уильям Дж.  Гордон (9 сентября 1919 — 30 июня 2003),  американский изобретатель и психолог.
Джордж М. Принс (5 апреля 1918 — 9 июня 2009), сооснователь и председатель компании  Synecticsworld (Synectics Inc.), один из разработчиков метода Синектики.

2. История
Основные гипотезы и идеи Синектики родились во время исследований изобретательского и художественного творчества, которые Уильям Дж. Гордон проводил с 1944 года. В это же время автором были изучены произведения выдающихся философов и психологов и автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре. Основные принципы и правила Синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принcем в период между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в консалтинговой компании Invention Design Group at Arthur D. Little (ADL). В 1961 году У. Гордон и его коллеги Дж. Принс, Д. Сперри и К. Марден создали новую компанию под названием Synecticsworld (Synectics Inc.), которая занималась исследованиями изобретательского творчества и творческими тренингами.  Позднее У. Гордон покинул Synectics Inc. и основал собственную компанию Synectics Education Systems, направленную на применение Синектики в области образования.
Авторство Синтетики обычно приписывается У. Гордону, который опубликовал в 1961 году свою книгу «Синектика: развитие творческого воображения».
Другие значимые работы: Джордж М. Принс «Практика творчества» (1967); W. Gordon, T.Poze Strange and familiar (1972);  W. Gordon, T.Poze The new art of the possible (1980).

3. Описание метода
Синектика — это метод активизации творчества и творческого решения проблем  целью которого является стимуляция творческого мышления и генерация новых точек зрения  на решение сложных проблем путем преднамеренного использования аналогий и метафор в тщательно подобранных группах различающихся между собой  людей.
Над проблемами работает устойчивая группа из 5–7 специалистов с несколькими профессиями и разным эмоциональным складом, знающих методы изобретения.

4. Основные функции
1. Синтетика – это эффективный метод открытия или создания новых связей и точек зрения,   генерации творческих идей, творческого решения сложных проблем.
2. Синектика используется как метод создания инноваций и новых продуктов, как поиск эффективных решений в области маркетинга и рекламы, как способ совершенствования образовательного процесса, активизации творчества и развития творческих умений  и способностей человека.

5. Методологические и теоретические основания 
1. Универсальный принцип единства или принцип единства мира.
2. Принцип всеобщей связи. Синектика базируется  на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
3. Принцип синергии как паттерн порождения  новизны, который основывается на двух взаимосвязанных процессах дифференциации и интеграции, приводящих к созданию нового целого, большего, чем сумма его частей.
«Мир полностью взаимосвязан. Любое объяснение, которое мы  находим в каждый момент, является частичной связью, и его богатство проистекает из богатства всех связей, которые мы можем создать».
Джейкоб Броновски (18 января 1908— 22 августа 1974), британский математик, поэт и изобретатель. 
Новизна заключается в раскрытии и создании новых связей. При этом каждая новая связь обладает синергетическим эффектом, порождающего новое целое, сумма больше частей, взятых по отдельности.
Уильям Гордон основывал синектику на  таких базовых предположениях о творчестве:
1. Творчество возможно и важно в повседневной деятельности. Большинство из нас связывают творческий процесс только с созданием великих произведений искусства и новыми изобретениями.
2. Творческий процесс вовсе не таинственный. Его можно познать и описать, и можно обучать людей напрямую активизировать и развивать их творчество.
3. Творческие изобретения в науке и искусстве аналогичны, и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами.
У. Гордон изложил три основные заповеди синектической теории:
1. Осознавая творческий процесс и развивая методы и приемы творчества, мы можем напрямую увеличить творческий потенциал как отдельных лиц, так и групп.
2. Эмоциональный компонент творчества более важен, чем интеллектуальный, а иррациональный компонент, более значим чем рациональный
3. Эмоциональные и иррациональные элементы необходимо понимать, чтобы повысить вероятность успеха в решения проблем.
4. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.
Уильям Гордон предложил четыре психологических состояния, которые были связаны с творческим процессом
 1. Отстранение – вовлеченность.
 2. Отсрочка.
 3. Размышление или предположение.
 4. Автономия объекта.

6. Сущность метода
Интеграция и синергия:
Сущностной идеей и ключевым механизмом  синектики является интеграция творческих потенциалов различных индивидуальностей, совмещение различных концепций, вещей и пластов реальности, объединение эмоциональных и интеллектуальных,  иррациональных и рациональных компонентов, слияние сознательных и подсознательных процессов, активности левого и правого полушария, преднамеренных усилий и свободного полета  воображения. Именно многоуровневой синергетическое единство синектического процесса служит источником рождения новых блестящих идей, которые могут быть преобразованы в эффективное решение проблемы.
Структура
Синектика как формализованная техника творчества, сочетает в себе структурированный и свободный подходы к творчеству, высокоорганизованные мыслительные процессы и свободное воображение. Синтетическая сессия — это строгая дисциплина и свободный поток воображения и мысли,  направленный поиск и стихийность нахождения  решений. Активизация творческого процесса в синектике осуществляется с помощью сознательных  усилий по применению разнообразных приемов и операторов.
При этом синтетический подход сочетает в себе как интегративное, так и разрушительное мышление. Творчество с необходимостью требует разрыва уже существующих смысловых связей.  «Это способ мысленно разделить вещи и собрать их вместе, чтобы дать новое представление о всех типах проблем» (N.Roukes, 1988).
Синтетика основана на синектическом мышлении, которое находит сходство между вещами и соединяет их в новые структуры, на латеральном мышлении, которое  связано с генерированием новых идей, а также  с прорывным  мышлением, представляющим собой  нарушение разрушение рутинных паттернов и существующих установок и обретения нового свежего видения.
«Творчество — это чудесная способность схватывать взаимоисключающие реалии и высекать искру из их сопоставления».
Макс Эрнст (2 апреля 1891 — 1 апреля 1976) Немецкий художник, скульптор и поэт
Создание нового видения
Генерирование новизны, потенциально содержащей в себе все наилучшие решения,  происходит вследствии обретения нового видения, создания свежей точки зрения и необычного взгляда на объект или проблему.
Новый подход и способ рассмотрения объекта может достигаться сознательно путем отстранения от знакомого объекта с помощью целого ряда триггеров и приемов.

7.Основополагающие принципы
По мнению У.Гордона, одним из основных моментов творческого решения проблемы является превращение давно знакомого в незнакомое, путем создания нового, «свежего» контекста. При этом сущность синектики по определению состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым.
Синектический процесс включает в себя: 
1. Превращение незнакомого в знакомое.
2. Превращение знакомого в незнакомое.
По отношению к проблеме:
1. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней.
2. После этого нужно проделать обратную опера¬цию — сделать привычное чуждым.
Новый незнакомый контекст для рассмотрения знакомой проблемы достигается с помощью отстранения от объекта и проблемы с помощью аналогий и метафор, интуиции и игры, что преодолевает обычный взгляд на вещи и служит источником неожиданных и оригинальных решений.

8. Операторы и приемы
Для превращения знакомого в незнакомое  в синектике используется целый ряд механизмов и приемов.
1. Неоперационные механизмы:  интуиция, вдохновение, абстрагирование, вовлечение, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры.
По мнению У.Гордона данные механизмы не поддаются обучению.

2. Операционные механизмы:  прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии  представляют собой  психологические инструменты, применению можно обучить и которые использовать может каждый.

Операционные механизмы  
Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:
1. Личная аналогия —  это идентификация самого себя с исследуемым объектом или процессом.   Уподобление с объектом помогает пережить и понять его достоинства и недостатки как свои собственные. Вживание в роль неодушевленного предмета и мысленное выполнение его функций помогает создать свежий контекст рассмотрения проблемы и порождает ее новые, неожиданные решения.
2. Прямая аналогия  основана на сравнении схожих объектов, свойств и процессов  из различных областей реальности.  Особенно продуктивны сравнения и аналогии в области живой и неодушевленной природы,  техники, войны и спорта.
3. Символическая аналогия  проявляется как мысленная замена изучаемого объекта  или явления или некоторым образом, знаком, пиктограммой, рисунком символом или поэтической метафорой. В данном случае наиболее эффективными аналогиями являются образы из сферы культуры, психологии  и искусства. При решении различных проблем
Особой эвристической силой обладает вербальный образ  или «сжатый конфликт», состоящий из двух противоположных слов,  которые выражают сущностное противоречие и суть проблемы. Например такие оксюмороны как «Звенящая тишина»,  «Слепящая мгла», «Хаотичный порядок».
4. Фантастическая аналогия  представляет собой изложение проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов,  легенд и научно-фантастической литературы. При этом представляется некоторый идеальный процесс и конечный результат который достигается предельно легким, чудесным образом.
Для этого могут отменяться фундаментальные законы природы и использоваться такие сказочные инструменты как волшебная палочка, лампа Аладдина, сапоги-скороходы, скатерть самобранка.  Фантастические аналогии служат источником наиболее сильных, красивых и неожиданных решений.
Триггеры
В синектике используются также специальные  «триггеры», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей. Кроме использования агналогий , наиболее известной синектической техникой является применение триггерных вопросов.
• Вычесть — удалить детали или элементы объекта; сжать или сделать его меньше; что можно удалить или уменьшить ?; можете ли вы нарушить какие-либо правила ?; можете ли вы упростить его?
• Добавить — продлить или расширить; дополнить, продвигать или пристраивать ; увеличивать или добавлять.
• Перевести — переместить объект в новую ситуацию; адаптировать, транспонировать, переместить или сместить; адаптироватьк новой структуре или значению; выйти из привычной среды; как может быть преобразова, переведен или трансформирован?
• Сопереживать — сочувствовать ситуации / субъекту; поставить себя на его место; относиться к субъекту эмоционально и субъективно
• Разное — Оживить, наложить, изменить масштаб, заменить, фрагментизировать, изолировать, исказить, замаскировать, опровергнуть, пародировать, исказить, аналогизировать, гибридизировать, метаморфизировать, символизировать, мифологизировать, фантазицировать, повторить, объединить.


9. Основные правила
1. Формирование творческой, игровой атмосферы, естественности и непринужденности в обсуждениях.
2. Избегание шаблонного мышления, поощрение видения задачи с разных точек зрения.
3. Моделирование и обыгрывание новых ситуаций.
4. Отказ от окончательных умозаключений.
5. Проявление рациональности в суждениях.
6. Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
7. Допустимость конструктивной  критики идей и отказ от негативной реакции на объективные замечания.
8. Запрет на обсуждение достоинств и недостатков членов группы.

10. Процедура и этапы
Время:  группа работает полный рабочий день в течение нескольких недель – вплоть до решения проблемы.
Группа. Количественный состав группы синекторов составляет примерно 5-7 человек,  разных специальностей, с сразличным практическим опытом и  с разным психологическим типом. В составе группы должны быть специально обученные синекторы, а также эксперты, представители заказчика.
Лидером группы должен опытный специалист, хорошо знакомый с основами синектики и другими методами активизации творчества.
В современных синектических группах возможен отказ от явного лидера, а его роль выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации.
Ход синектического заседания фиксируется на маркерной доске, бумаге, записывается на магнитофон, затем такая запись изучается с целью поиска наилучшего пути решения задачи и извлечения уроков совершенствования приемов решения.
Этапы
Процедура проведения метода синектики и его этапов постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В настоящее время существует несколько, в том числе и упрощенных,  вариантов проведения синектической сессии.
В наиболее простом виде работа группы осуществляется в два этапа:
1. Представление непривычного привычным, которое осуществляется с помощью абстракций, обобщений и переноса незнакомого в понятный, знакомый контекст.
2. Представление привычного непривычным с помощью создания нового свежего контекста посредством разнообразных аналогий, метафор и триггеров.
Процедура синектической сессии может быть представлена и в виде трех классических этапов решения проблемы:
1. Определение проблемы. Представление неизвестного условно известным.
На данном этапе осуществляется перевод проблемы «как она поставле-на» в проблему — «как она понимается».
2. Генерирование вариантов решения. Представление известного якобы неизвестным.  Задача этапа осуществляется с помощью создания различных точек зрения на объект, содержательного вращения объекта с помощью аналогий, триггерных вопросов и различных творческих приемов.
3. Выбор лучшего варианта решения. Превращение неизвестного в известное. На данном этапе самые удачные аналогии, образы и идеи переводятся в решения проблемы.
Процесс решения проблемы в синектике может быть представлен более подробно из последовательности четырех этапов:
1. Проблема как она дана. На этом этапе происходит постановка проблемы заказчиком или лидером. Никто из участников сессии, кроме лидера не посвящается в конкретные условия задачи, с целью  сохранения широкого поля поиска и избегания привычного хода мышления.
2. Проблема как ее понимают. Участники, совместно с экспертами,  исследуют проблему, анализируют ее  общие признаки, разбивают ее на подпроблемы, уточняют  смысл и принципы.
При этом возможно использование специальных приемов спрингбордов, включающих ассоциации, аналогии, метафоры, абсурдные идеи, пожелания, цели и объекты, основные направления,  пожелания, а также формулировки: я хотел бы…,  как сделать так, чтобы…
Основная цель  этого этапа состоит в правильном и точном определении проблемы, в переводе ее из состояния  «как она дана» в «как она понимается».
3. Генерирование идей.  В синектике данный этапа называется  экскурсией, представляющей  поиск решения проблемы в живой природе, технике, , психологии, спорте и искусстве. Для этого применяются такие базовые операционные механизмы и приемы как аналогии.
1. Прямая аналогия.  Руководитель обращается к группе со следующими предлжениями: «Это во многом похоже на …, потому что …»,  «Возьмите идеи у природы и техники, найдите что-то более-менее похожее», «Опишите, как аналогичное реализуется в природе, технике, спорте…», «Возьмите идеи из истории, окружающего мира и практики».
2.Личная аналогия.  Руководитель сессии может  первым продемонстрировать работу приема мысленного  перевоплощения и вживания в объект. Как необходимо прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям при воплощении в объект, процесс или проблему. Руководитель задает группе следующие вопросы: «Как вы чувствовали бы себя, будучи исследуемым орбъектом?: «Как бы себя чувствовал объект, если бы он был человеком?  При исследовании механизма или процесса: представьте себя этим объектом или его частью, как движутся его детали, как он работает?
3. Символическая аналогия.  Руководитель просит выразить суть объекта, процесса или проблемы с помощью яркого образа, метафоры, символа, рисунка, схемы. Он предлагает: «Сформулируйте суть проблемы с помощью парадоксальной короткой фразы, или словосочетания  из двух противоположных слов»,  «Определите основное качество объекта или проблемы, выявите противоположное ему качест¬во и определите их в виде конфликтной пары слов».
4. Фантастическая аналогия.  Руководитель просит участников изложить суть проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов,  легенд.  «Представьте идеальные образы исследуемых объектов», «Представьте, что проблемы решаются сами собой, как в волшебной сказке», «Представьте сказочных героев, волшебные предметы, которые делают то, что необходимо для решения проблемы». «Игнорируйте, отменяйте все законы природы, техники и общества».
4 . Оценка и выбор лучших идей.  Перенос выявленных идей на проблему «как она дана». Для оценки идей возможно привлечение экспертов. Превращение и преобразование наиболее продуктивных идей в окончательные практические решения.
Необходимо подчеркнуть, что в классической синектике первостепенное и важное значение придается процессу анализу и формулировке проблемы. При этом, в отличие от других методов активизации, участники избегают преждевременной точной формулировки проблемы, так как по их мнению это значительно суживает область возможных решений.  Преждевременно четкая формулировка задачи, считают синекторы, приводит к затруднениям в поиске оригинальных решений. Для этого вначале проблема рассматривается на абстрактном, обобщенном уровне, а основное внимание уделяется сущностному принципу, лежащему в основе исследуемого процесса.
Уже на этапе формулировке проблемы применяются различные аналогии, спрингборты (трамплины) и триггеры (спусковые крючки) мысли. Только после осмысления, модификации и  уточнения проблемы, поставленной закзчиком и переводом ее на новый уровень понимания, начинается ее решение.
У. Гордон и Дж. Принс предложили пять шагов процесса решения проблем, из которых первые четыре посвящены работе с проблемой:
 1. Проблема как она дана. (англ. Problem as Given — PAG). Проблема может быть поставлена внешним источником или отдельным лицом в группе.
2. Краткий анализ PAG. Этот шаг представляет собой постановку проблемы  участниками, которые пытаются проанализировать и определить проблему.
3. Очистка.  Немедленные предложения. Группа проясняет  проблему, активно обсуждает  выдвинутые предложения.
4. Проблема, как она понимается (Problem as Understood -PAU). Проблема формулируется как можно яснее и члены группы сосредоточиваются на ее решении.
5. Экскурсия. На этом этапе процесса используются различные виды аналогий.
Синектический процесс может быть представлен и в более подробном и расширенном варианте:
 1. Проблема как она дана. На данном этапе проблема,  явление или объект  представляются в  самом общем виде.
2. Превращение незнакомого в знакомое. В результате рассмотрения и исследования проблемы открываются новые элементы,  функции и недостатки.  Проблема разбивается на несколько более простых и знакомых частных проблем.
3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы на основе данных, полученных на предыдущем этапе работы.
4. Оперативные механизмы. На этом этапе осуществляется свободное использование аналогий и метафор, которые родственны состоянию «проблемы как она понята» и которые позволяют глубже вникнуть в суть проблемы.
5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть уже понятую проблему в новом контексте, в новой, нетрадиционной форме, как новую и незнакомую, с различных точек зрения.
6. Психологическое состояние. Этот этап подразумевает особое состояние ума вызванное размышление над проблемой как она понята и примененением  всех типов аналогий.
7. Состояние объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой, в результате чего проблема освобождается от своей старой жесткой
8. Точка зрения. На этой фазе лучшие идеи и найденные решения переносятся на проблему, как она дана. При этом  происходит переход от аналогии к конкретному решению проблемы.
9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. 
На заключительном этапе происходит критическая оценка идей экспертами и

доведение их до практической реализации или продолжение научных исследований найденного принципа.

11. Достоинства метода
1. Метод, стимулирует латеральное и ассоциативное мышление и способствует развитию творческого воображения.
2. Синектика активизирует взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
3. Механизмы, триггеры и приемы-спрингборды синектики разрушают жесткие шаблоны мышления и способствуют генерации необычных точек зрения и  свежих идей.
4. Техника создает атмосферу юмора, игры и свободы и обеспечивает активное участие  членов группы в творческом процессе.
5. Синектика хорошо комбинируется с другими методами активизации творчества.
6. Синектика может использоваться в системе образования  и существенно повышать качество учебного процесса.
7. Каждый человек может индивидуально использовать методы синектики  в своем творчестве и повседневной деятельности.

 12. Ограничения и недостатки
1. Синектика это сложная техника, требующая большого количества  времени и усилий.
2. Применение метода синектики требует высокого мастерства специально обученного руководителя творческой группы.
3. Метод в значительной степени зависит от участников, их знаний, опыта работы, фантазии и творческого воображения
4. Профессиональная подготовка синекторов требует большого вре¬мени и связана со значительными материальными затратами.
5. Иногда участники, работающие индивидуально с методами синектики  генерируют более качественные идеи, чем эти же участники в группе.
6. Техника не эффективна для работы в большой группе.
7. Метод синектики позволяет эффективно решать не специальные творческие задачи, а наиболее общие сложные проблемы.
8. Найденные решения носят, как правило, общий характер и нуждаются в доработке и уточнении.
9. Компании очень редко применяют синектику, потому что считают, что этот метод слишком сложен.
Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>