- Congregative theory of Genius
- Charismatic Theory of Genius
- Основные теории гениальности
- Атрибутивные теории гениальности
- Структурно-функциональные теории гениальности
- Процессуально-динамические теории гениальности
- Генетические теории гениальности
- Теории транснормальности
- Эволюционные теории гениальности
- Эссенциальные теории гениальности
- Мирогенные теории гениальности
- Персонологическая теория гениальности
- Харизматическая теория гениальности
- Трансформативная и формотворческая теория гениальности
- Деятельностная теория гениальности
- Культурно-творческая теория гениальности
- Универсные теории гениальности
- Героическая теория гениальности
- Метапотенциалистская теория гениальности
- Теория универсальности гения
- Конгрегативная теория гениальности
- Универсно-персоналистская теория гениальности
- Императивно-субстанциональная теория гениальности
- Трансперсональная теория гениальности
- Визионистская теория гениальности
- Теория творческого видения
Теории работоспособности, пассионарности, высокого интеллекта и перфекционизма
Структурно-функциональные теории гениальности основаны на своеобразии и степени развития отдельных целостных компонентов личности и соответственно способов и механизмов их реализации. Данные теории объясняют на основании каких интегральных внутренних компонентов и посредством какого рода активности гении реализуют свой универсальный творческий потенциал.
Структура творческой позиции личности, отражает некоторую инвариантную трехкомпонентную структуру строения целостных объектов и включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Еще Ф. Гальтон (1875), а вслед за ним и многие исследователи считали гения комбинацией высшего уровня трех черт – интеллекта, страстного рвения и необыкновенной работоспособности. В то же время в структуре личности необходимо выделить еще и аксиологический (ценностный) компонент, который пронизывает трехкомпонентную структуру и предстает не как ее отдельный высший уровень, а как ее систематизирующий фактор и центр организации.
Таблица 3. Структурно-функциональные теории гениальности
Компонент | Теория |
Аксиологический | Перфекционистская теория утверждает, что в основе гениальности лежит страстное стремление к усовершенствованию всего существующего и постоянное следование самым высоким стандартам совершенства. Согласно этой теории гений стремится к достижению предельно высоких целей, совершая для этого огромные усилия. |
Когнитивный | Интеллектуалистская теория полагает, что гений – это личность, обладающая чрезвычайной интеллектуальной мощью, исключительными и необычными умственными способностями. Это личность, обладающая чрезвычайно высоким интеллектом, который имеет IQ выше 140. |
Эмоциональный | Пассионарная теория, считает, что в основе гениальности лежит безграничная любовь к миру, к людям, к своему делу, а также страстное желание познать истину. Великая страсть и высшая любовь делает человека творческим гением, возносит к новым, высшим уровням существования. |
Поведенческий | Работоспособности Данная теория утверждает, что гений – это результат титанического труда, исключительной работоспособности, огромного трудолюбия, безмерной настойчивости и терпения, необыкновенной целеустремленности и феноменальной силы воли. |
1. Перфекционистская теория гениальности
Перфекционистская (от лат. perfectio – завершение, высшее совершенство, идеал) теория – утверждает, что в основе гениальности лежит страстное стремление к усовершенствованию всего существующего и постоянное следование самым высоким стандартам совершенства. Согласно этой теории гений стремится к достижению предельно высоких целей, совершая для этого огромные усилия. Кроме этого, это видение и достижение идеала путем выполнения титанической работы и воплощения в объектах высших ценностей красоты, истины, добра и пользы.
Перфекционизм – основан на могучей движущей силе в жизни человека и эволюции, проявляющейся в упорном стремление личности к совершенству. Достижение совершенства требует интенсивной концентрации воли, неустанных усилий и постоянно возобновляющихся циклов активности. Это стремление и способность к доработке, склонность к детализации, следование принципу перфекционизма – “Бог в деталях”.
Основное предназначение гения заключается в создании “высшего порядка, в котором достигается или восстанавливается единство, и в котором человечество полностью осуществляет себя» (Р. Керри).“ Гений гораздо чаще употребляет свои силы на организацию существующих уже элементов и на придание им неизвестной до сих пор силы, выразительности и могущества, чем на отыскание и создание самих этих элементов” (Г. Жоли).
2. Интеллектуалистская теория
Интеллектуалистская теория гениальности утверждает, что гений – это личность, обладающая чрезвычайной интеллектуальной мощью, исключительными и необычными умственными способностями. Это личность, обладающая чрезвычайно высоким интеллектом, который имеет IQ выше 140.
В то же время – “Интеллект это способность решать проблемы или создавать продукты, которые имеют ценность внутри одного или нескольких культурных контекстов (Г. Гарднер).
Вот почему гений связан с чрезвычайно мощными интеллектуальными способностями создания творческих и оригинальных продуктов.
Данное качество характеризует прежде всего научного гения, которому присуща глобальность и глубина постижения проблем, необыкновенная ясность мысли, склонность формулировать и разрешать кардинальные противоречивые тенденции развития науки (Дж. Холтон).
Г. Гарднер выделил восемь основных типов интеллекта, которые, по сути, отражают различные способы взаимодействия с миром. Таким образом, гениев во всех видах творчества отличает умение видеть главное, схватывать сущности и глубинные связи между явлениями, интуитивно раскрывать скрытый порядок и универсальные закономерности существования.
3. Пассионарная теория
Пассионарная (от лат. passio, страсть) теория, считающая, что в основе гениальности лежит безграничная любовь к миру, к людям, к своему делу, а также страстное желание познать истину. Термин «пассионарность» был введен Львом Гумилевым для обозначения способности личности к изменению внешнего мира и преодолению инерции агрегатного состояния среды.
Согласно идеи пассионарности, прогресс осуществляют творческие, пассионарные личности, аккумуляторы и носители творческой, эмоциональной и волевой энергии, которую Земля получает из космоса. Лица, обладающие этим инстинктивным стремлением к целенаправленной деятельности, совершают действия, которые преодолевают инерцию традиций и инициируют изменения в окружающей среде. Пассионарность рассматривается как личная характеристика, которая противоположна инстинкту самосохранения. Она является источником внутренней мотивации творчества, основанной на экспансионистской тенденции, проявляющейся как исследовательский инстинкт, стремление к наслаждению новизной и риском. (М. Чиксентмихали).
Рвение, восторженная преданность делу или идеальной цели и неустанное усердие, а также такие виды страстей и мощных, интенсивных эмоций как радость, ненависть или гнев, безграничный энтузиазм и любовь являются проявлениями пассионарного гения. “Страсть порождает гения” (А. Роббинс), «Страсть как и гений: чудо» (Р. Роллан) и «Ничто великое в мире не совершается без страсти» (Фридрих Хеббель).
Ч. Дарвин и И. Павлов писали, что именно любовь и великая страсть к науке являются важнейшими качествами настоящего ученого, а О. Бальзак, Л. Толстой, М. Горький утверждали, что все сделанное с любовью – гениально. Любовь делает человека творцом, возносит к новым, высшим уровням существования, на которых воплощаются новые идеи, смыслы и ценности (Б. Вышеславцев). Без страсти нет изобретательности. (Т. Моммзен). «Исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней» (И. В. Гете).
4. Теория работоспособности
Работоспособности (трудолюбия ) теория. Данная теория утверждает, что гений – это результат титанического труда, исключительной работоспособности, огромного трудолюбия, безмерной настойчивости и терпения, необыкновенной целеустремленности и феноменальной силы воли. В концентрированной форме она выражена в известной фразе Т. Эдисона “Гений – это 1 % вдохновения и 99 % пота”.
Дж. Дуглас считал, что гениальность присуща каждому человеку и она достигается умением трудиться и бить в одну точку, а «король математиков» Карл Ф. Гаусс утверждал, что отличается от других людей только прилежанием. “Я не знаю такого понятия, как гений. Гений есть не что иное труд и усердие”. (У. Хогарт).
Ч. Дарвин среди своих основных качеств выделял безграничное терпение при обдумывании любых вопросов и усердие в наблюдении и собирании фактов. Когда Ньютона спросили, как ему удалось сделать столько открытий, он ответил: “Я постоянно думал о них, вот и все”. «Позвольте мне рассказать вам секрет, который привёл меня к моей цели. Моя сила заключается исключительно в моём упорстве» (Луи Пастер).
Согласно данной теории неотъемлемыми качествами гения являются настойчивость, неуклонность, упорство, прилежание, старание, усердие, стойкость, живучесть, выносливость, закаленность, способность глубоко концентрироваться на определенной проблеме в течении длительного времени. Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. (В. Либкнехт). ”Гений есть не что иное, как дар огромного терпения” (Ж.Л. Бюффон).
Великими тружениками были: гениальные писатели: О. Бальзак, Л. Толстой, А. Дюма, В. Гюго, Г. Флобер, художники: Микеланджело, Винсент Ван Гог, П. Пикасо, музыканты: И.С. Бах, Д. Верди, Л. Бетховен, И. Ф. Стравинский, ученые: Л. Пастер, Ч. Дарвин, И. Ньютон, изобретатели: Т. Эдисон, Н. Тесла.
А. Дюма говорил о себе “Руки, написавшие четыреста книг, – это руки рабочего!”, О. Бальзак писал «… я и в самом деле работаю как каторжный», а Микеланджело утверждал : «Никто так не изнуряет себя работой, как я. Я ни о чем другом не помышляю, как только день и ночь работать».
Упорный труд может относиться как к обучению, самообразованию и собиранию материала, так и к настойчивому исполнению, достижению целей и созидательному труду. Все прекрасные оригинальные работы, представляют серьезный интеллектуальный труд не только в процессе своего создания, но и в подготовительном сборе и частичной обработке материала (Дж. Салли).
«Это было бы очень большой ошибкой предполагать, что мое искусство было легким. Уверяю вас, что вряд ли кто-нибудь до сих пор столько работал на изучением законов композиции, как я» (В. А. Моцарт). С другой стороны она соотносится с созданием ментального образа идеи, упорным обдумыванием, вынашиванием замысла (Н. Тесла) и его воплощением или же достижением результата путем проб и ошибок (Т. Эдисон).