Сущностные черты чаньской живописи

Характеристики чань-буддистской живописи

Сердцевинной сущностью чаньского искусства является достижение и передача художником состояния эстетически окрашенного просветления, самобытного чаньского духа и настроения, которое он пробуждал и  лелеял  в процессе созерцания, которое полностью определяло его творческое самовыражение и которое, в виде живого творческого импульса, непостижимом образом сохранялось в самом завершенном произведении.

Самостоятельная жизнь этого тихого и пронзительного просветленного состояния,  которое записывается и сохраняется в вечной духовно-художественной матрице произведения и бесчисленное количество раз вспыхивает в душе зрителя и  составляет чистую сущность и глубинный смысл чаньского искусства.
Чаньская живопись понимается как  воплощение углубленного созерцания и творческого видения, передача состояния просветления,  воплощение непосредственности переживаний и спонтанных проявлений  духа.   Она представляет собой опредмечивание просветленного бытийствующего сознания, позволяющего прозревать и запечатлевать  подлинную природу вещей.

В этом смысле все важнейшие характеристики чаньской живописи вытекают из фундаментальных свойств чаньского «сознания – сердца –духа» (синь), высшей целью и состоянием которого является просветление. По словам Е.В. Завадской: «Синь обладает несколькими свойствами: чистотой (цзин), пустотностью (кун), озаренностью (у), изначальностью (цзы), ровностью (пинз), прямотой и непосредственностью (чжи)». Эти же качества могут проецированы, в силу сущностного единства сознания и его проявления,  и на чаньскую живопись, рассматриваемую как опредмеченное просветление или чистое сознание.

В то же время чаньская живопись проявляется как интуитивное раскрытие и передача  тайного смысла существования,  как продолжение творения и создание единого духовного потока динамической живой реальности.

Стремление к выписыванию сущностной пустотности вещей, которая одновременно служила хранилищем безграничных скрытых возможностей, определяло направленность живописи на раскрытие сокровенных смыслов и дышащих тайной образов  бытия. При этом неисчерпаемость и сокровенность истинной реальности передавалась посредством недосказанности, пустот, пробелов, пауз, таящих форм и «скрытых звуков». В.М. Алексеев, писал, что «…эти “скрытые звуки” (ю инь), эти «хранилища невыразимого» (хань сюй)», часто превосходили  само произведение  искусства.

Основные черты и характеристики чаньской живописи напрямую вытекали из фундаментальных категорий буддийской метафизики и ключевых философско-эстетических принципов чаньского учения.

Содержательные характеристики чаньской живописи

1.  Приоритетное выражение проявления абсолютной реальности, “духа” (шэнь) или «воли» (и), запечатление и передача «внутреннего смысла», «замысла» или “идеи” в живописном произведении.
2.  Воплощение на картине пустотности мира и сознания, великой пустоты, вмещающей  всю полноту, разнообразие и неисчерпаемость бытия.
3. Претворение в картине таковости и самобытности вещей, «сотворение подлинности» (чуан чжэнь),  естественности (цзыжань) и самобытности вещей.
4. Схватывание  и передача идеи быстротечности и бренности  существования,  энергийности и динамичности вещей, одухотворенного ритма живого движения.
5. Передача неисчерпаемости и таинственности мира, скрытых возможностей и глубинных сокровенных смыслов.
6. Сохранение внутренней свободы, спонтанности, независимости от каких-либо образцов, расшатывание преодоление шаблонов, крушение стереотипов восприятия и самовыражения.
7. Схватывание и сохранение изначальной целостности и нерасчлененности мира и полноты облика вещей,, видение в каждом объекте бесконечной вселенной, расширение сознания и передача ощущения всеединства и соритмичности с вселенскими процессами.
8. Улавливание внезапно возникающих  уникальных событий и свободно высвечивающихся свойств предметов, запечатление неповторимых мгновений жизни.
9. Выражение внутреннего мира, эмоционального отклика  и выписывание незримых глубин экзистенциального опыта.
10. Реализация  и передача состояния просветления, экстатического транса и мгновенного наития,  проявляющегося как непроизвольное рождение и  спонтанное воплощение образов.

Характер эстетических и экзистенциальных переживаний эмоциональной строй и вкус чаньского искусства 

Самобытный характер настроения и эстетических переживаний в чаньском искусстве определялись тем просветленным состоянием,  которое возникало в моменты единения и гармонического слияния с природой, пронизанного восхищением ее космической мощью и  очарованием сокровенной красотой вещей и явлений.
Просветленное видение мира чань-буддийского художника было пронизано  преимущественно позитивным настроем, переживанием тихой радости единства с окружающей природой,   наслаждением  встречей  с  таинственной красотой мира, чувствами свободного полета и щемящей сладкой грусти.
Как писал знаменитый пейзажист Го Си (ок. 1020 — 1090):  «Мастер должен пестовать в своем сердце безмятежность и радость. Его думы должны быть покойными и гармоничными, ибо сказано: «пусть будет сердце невозмутимым». Тогда все человеческие чувства и все свойства вещей сами собой проявятся в сердце и столь же непроизвольно сойдут с кончика кисти на шелк».
В то же время лирические чувства могли переходить в переживания острой тоски, уныния, жалости и оцепенения перед неумолимым временем и бездной универсума. Однако вся эта сложная гамма пронзительно-болезненных переживаний, вписывалась  в художественный и сотерологический контексты, насыщалась развивающими позитивными смыслами и вторично переживалась в процессе воплощения на картине подлинности своего опыта.
При этом именно осознание своей сущностной непривязанности к мирам, переживание  их иллюзорности и пустотности, а также непостоянства и хрупкости всего сущего,  позволяло художнику  преодолеть острые переживания непостоянства и бренности  бытия  и  достигать победоносного состояния просветленной радости и спокойной силы.  Так, Шэн-янь подчеркивал, что «картина, которая действительно проникнута духом Чань или воплощает в себе идеи Чань, непременно должна оставлять ощущение, что в ней присутствует некое прозрение, сострадание и определенная стабильность или успокоенность».
Состояние отстраненного и безоченочного созерцания, безмыслия и опустошенности сознания служило основой особой тонкости, чистоты и искренности чувств, а абсолютное спокойствие ума порождало живые, внезапные, свежие и неизъяснимо трепетные переживания. «Никто не мог так наслаждаться вещами, как истинный мастер Чань, – писала Г.В. Ширапова, – ибо он наслаждался, будучи совершенно свободным от них».
Чаньские произведения искусства пронизывало особое, сложное настроение, проявляющееся  в виде целого спектра уникальных эмоций и переживаний.

Виды чаньских эмоций и переживаний

1. Высокое переживание Абсолютной реальности или всепроникающей совершенной природы Будды.
2. Душевный покой и уравновешенность спокойствие и невозмутимость, состояние полного беспристрастия, предельной непривязанности и  свободы от всех феноменальных миров, переживание внутреннего покоя.
3. Оптимистический и позитивный настрой. Самоутверждающая, тихая и всеохватывающая радость слияния с природой,   наслаждение  встречей  с  таинственной и предельно близкой красотой мира.
4. Искреннее переживание духа сострадания  и человечности, выражение любви, сочувствия и сорадования по отношению к каждому простому человеку и всему сущему.
5. Чувства тихой печали и щемящей сладкой грусти вызванные переживанием:
• иллюзорности мира, безсамостности и пустотности всех существ и вещей окружающего мира;
• непостоянства, мимолетности вещей и явлений, бренности земного существования,  быстротечности и конечности человеческой жизни;
• одиночества,  заброшенности, внешней и внутренней уединенности, непривязанности, неминуемых расставаний и прощаний;
• безвозвратно минувшего прошлого, утраты близких людей, растраченных дней и пропущенных возможностей.
6. Экзистенциальные, пограничные  переживания острой тоски, жалости и оцепенения перед неумолимым временем и бездной универсума.
7. Радостное удивление внезапно открывшейся новизне мира,  переживание случайности и непредсказуемости  изменений, удовольствие от неожиданного узнавания давно знакомых и обыденных вещей.
 «Чаньская культура, – писала Е.В. Завадская, – прославила летучее и преходящее— лепестки вишни, капли росы — как подлинное выражение природы вещей, а бедность и одиночество признала самыми точными образами Будды».

Отличительные особенности чувств и переживаний в чань-буддизме

1. Изысканность,  утонченность, элегантность чувств и грациозность их выражения, уникальное гармоническое соединение «простоты и изящества».
2. Простота, первозданность, «пресность», «беспримесность», безыскусность, естественность, чистота и свежесть чувств.
3. Мимолетность, подвижность, живость, легкость, воздушность и светящаяся ясность  чувств и  прозрачность переживаний.
4. Обнаженная чувствительность, тонкость, нежность, мягкость чувств.
5. Непосредственность, прямота, искренность и подлинность переживаний, не искаженных понятиями и мыслью.
6. Спонтанность, инстинктивность и непроизвольность эмоционального отклика,  экспрессивность и  неожиданность  проявления чувств.
7. Пронзительность, острота, глубина, сила и выразительность чувств.
С.Л. Марков, автор проекта “Genvive”