Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания

14
Share

Свободное письмо (Фрирайтинг) 

1. Авторы: Доротея Бранд, Питер Элбоу, Марк Леви

2. История

Данную технику интуитивно использовали такие писатели как Николай Гоголь, Уильям Йейтс, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Анатоль Франс, Рэй Бредбери, Джек Керуак, а также бизнес-гуру Том Питерс, Эл Райс, Джей Конрад Левинсон и другие.
Например Н. Гоголь давал такой совет писателям, которым не пишется: «А вы всё-таки пишите… возьмите хорошенькое пёрышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья…».
В 1934 году Доротея Бранд (Dorothea Brande) (1893–1948), в своей книге «Стать писателем» (Becoming a Writer) приводит упражнения, которые, по сути, представляют собой техники «Свободного письма». Их целью является использование богатства бессознательного и обретение легкости и спонтанности письма. Она рекомендует подняться как можно раньше утром и сразу же начинать писать о всем, что приходит в голову, быстро, не оценивая и не подвергая написанное критике. «Продолжайте писать в течение всего того времени, которое вы выделили на эту утреннюю практику…». Просто пишите. Это упражнение можно также выполнять сознательно на протяжении дня.
Подробно техника фрирайтинга была описана Питером Элбоу (Peter Elbow) в его книгах “Writing without teachers” (1973) и «Writing With Power» (1981). Тристина Райнер в своей работе «Новый дневник: как использовать личный журнал для самоуправления и активизации творчества» (The New Diary: How to use a journal for self-guidance and expanded creativity, 1978) описала четыре вида письма в соответствии с базовыми видами восприятия по Юнгу: а) свободное интуитивное письмо (в фокусе функция интуиции), б) катартическое письмо (чувство), в) дескриптивное письмо (ощущение), г) рефлексивное (мышление). Она отмечала: «Пиши быстро, пиши все, включай все, пиши прислушиваясь к своим ощущениям, пиши всем своим телом, принимай все, что приходит».
Натали Голдберг (Natalie Goldberg), соединила метод свободного письма с принципами дзен-буддизма, оформив в результате так называемые «письменные практики», представленные в ее книге “Writing down the bones” (1986).
Данная техника приобрела особую популярность после выхода книги Джулии Кэмерон (Julia Cameron) «Путь художника» (“The artist’s way”, 1992).
Обобщение и развитие техник «Фрирайтинга» было осуществлено в книге Марка Леви (Mark Levy): “Accidental Genius: Using Writing to Generate Your Best Ideas, Insight, and Content” (2000) («Неожиданная гениальность: как написание текстов помогает генерировать хорошие идеи, понимать суть вещей и создавать качественный продукт».

Фрирайтинг имеет общие черты, но отличается от Автоматического письма; Потока сознания; «Списков из 100», Кэтлин Адамс; Имидж – стриминг , Вин Вегнера; а также Брэйнрайтинга.

1. Автоматическое письмо — представляет собой бессознательный и спонтанный перенос на бумагу мыслей и чувств, которые минуют сознательную оценку и внутреннего критика. В автоматическом письме информация передается из высшего мира или подсознания, а автор даже не знает, что пишет его рука, которая движется помимо его воли.
1. Автоматическое письмо — это получение информации, которая хранятся в памяти или подсознании.
2. Это получение сведений, которые существуют в высших сферах или в информационном поле Земли. Об этом свидетельствовали многие пророки и гении, что их рукою водил высший потусторонний дух или муза.

Индивид при этом может пребывать:
1. В состоянии измененного состояния сознания, гипнотического или медитативного транса.
2. Находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки.
Когда же мы работаем по фрирайтингу, пребываем в сознании, пусть порой и не совсем ясном.

2. Поток сознания – писательский метод, стиль и художественный прием с помощью которого изображаются многочисленные мысли, чувства, воспоминания и впечатления, которые проходят через душу рассказчика. Он представляет собой особую форма внутреннего монолога и характеризуется отсутствием причинно-следственной связи, очевидной несвязностью, ассоциативными прыжками, нарушениями синтаксиса и практически полным отсутствием знаков препинания. Прием «Поток сознания» служит для передачи доречевого уровня психики и психическую жизнь на границе с сознательным мышлением и характеризуется такими приемами, как ассоциация, многократное повторение слов или символов,
В то же время поток сознания может включать моменты рациональной организации и презентацию мыслей автора и персонажей.
Поток сознания – это художественный прием, сознательно применяемый автором, с целью правдиво выразить, «подслушать», воспроизвести душевную жизнь персонажа.
Данный прием использовали Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Роберт Уилсон.

3. «Списки из 100», Кэтлин Адамс.
Кэтлин Адамс как директор Института терапии письменным словом использовала свободное письмо в качестве терапии. При этом она заметила, что наиболее ощутимый, непосредственный и полезный результат дают максимально структурированные, конкретные, практические упражнения. Структурированность достигается за счет ограничения пространства и времени (20-25 м.) письма, наводящих вопросов, самого нумерованного списка от 1 до 100 и определенных тем списков. Так Кэтлин Адамс предлагает использовать такие темы как: 1. Сто вещей, которым я благодарна. 2. Сто способов воспитания себя. 3.Сто полученных мной уроков….
Тридцать первых записей могут включать повторы, но в третьей части находится нечто удивительное, неожиданное и потрясающее. Списки помогают прояснять мысли, выявлять паттерны, находить творческие решения, осознавать свое знание, выходить за пределы очевидного, быстро генерировать много материала.

4. Имидж – стриминг (Image streaming), Вин Вегнер.
Вин Вегнер и Ричард По «Фактор Эйнштейна: проверенный новый метод повышения интеллекта» (1995)
Имидж-стриминг — это техника свободной визуализации, которая заключается в словесном описании спонтанного потока образов, постоянно присутствующего в нашем подсознании.
Эта техника включает в себя словесное описание изображений, сцен и чувственных впечатлений по мере их естественного возникновения. Важно описать поток изображений как можно подробнее и постараться, чтобы описания постоянно пребывали в движении. Эта техника включает в себя разговор с живым слушателем или магнитофоном.
Потоковое изображение помогает использовать источник мыслей, идей и изображений, хранящихся в вашем подсознании, что приводит к прорывным идеям и творческим решениям.
Весь опыт потока изображений передается другому лицу, сохраняется на диктофоне или впоследствии может быть записан в блокнот и на компьютер.

5. Брейнрайтинг (Письменный Мозговой Штурм)
Брэйнрайтинг — техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма.
Метод был изначально популяризован в Германии и в 70-х развит Артуром Ванганди.
Данный вид мозгового штурма осуществляется путем свободного записывания своих идей по заданной теме. Каждый человек записывает свои идеи на карточках, самоклеющихся листках или бумаге.
В этой технике связанные идеи просто заносятся в список.
Существуют два основных типа брейнрайтинга
1. Индивидуальное свободное письмо. .
2. Групповой брейнрайтинг (с взаимодействием идей). В этом случае все предложенные участниками мозгового штурма идеи становятся общими и используются для дополнительной стимуляции.

3. Описание метода «Фрирайтинг»

Фрирайтинг или свободное письмо состоит в непрерывном записывании в течение определенного времени всех возникающих в душе мыслей и чувств, при полном отсутствии как внешней, так и внутренней критики. Техника помогает войти в творческое состояние и получить доступ к скрытым в глубинах подсознания идеям, желаниям и чувствам.

4. Основные функции

1. Первоначальное назначение данного метода состоит в усовершенствовании писательских навыков, создании основы будущего произведения и написания качественных статей и книг. Фрирайтингом пользуются сценаристы, писатели и журналисты, для нахождения свежих идей для сюжетов и сценариев.
2. Данная техника помогает найти свежие идеи и нестандартные решения проблем и сложных задач. С ее помощью открываются шлюзы подсознания, из которого вылавливаются неожиданные и ценные идеи.
3. Техника служит средством преодоления апатии и творческих блоков, выхода из творческого тупика или творческого кризиса.
4. Фрирайтинг используется как один из методов психотерапии, помогающих разгрузить и очистить сознание, справиться с проблемными жизненными ситуациями и стрессом.
Это письмо-медитация, которая помогает овладеть собой, снизить умственное напряжение. чувствовать себя спокойнее и легче.
5. Метод может использоваться как способ самопознания и саморазвития. С его помощью можно установить контакт с внутренним миром, разобраться в себе, в своих истинных мыслях и чувствах.
6. Фрирайтинг используется для активизации творчества и, развития креативности, творческих способностей, пробуждения интуиции и воображения и тренировки творческого мышления.

5. Сущность метода

Суть — выключить внутреннего критика, пробудить спонтанную творческую энергию и получить доступ к скрытым идеям и знаниям, глубинным чувствам и желаниям, находящимся в подсознании.

6. Основные правила

1. Войдите и пребывайте в состоянии потока, вдохновения, спонтанности и свободы. Расслабьтесь, не прилагайте усилия и отпустите себя. Прислушайтесь к себе, установите контакт со своим внутренним миром и своим истинным «я».
2. Создавать себе рамки, ограничения по времени (10-15 -20 минут) или по количеству страниц (1 — 3 листа).
4. Отключите внутреннего критика и забудьте о внешних критиках, цензорах и экспертах. Не думайте о то, что это будет кто-то читать. Не старайтесь написать так, чтобы это кому-то понравилось. Не ищите правильные или лучшие фразы. Не контролируйте себя и позвольте себе всё что угодно Здесь важен процесс, а не результат.
5. Пишите полными предложениями, а не списками и не набором слов или идей.
6. Будьте как можно точнее в деталях — описывайте фактуру, запах. Но между детальностью и скоростью, выбирайте скорость.
7. Пишите быстро и непрерывно. Важно не останавливаться и не перечитывать уже написанное. Исправлений, зачеркиваний быть не должно. Писать можно и нужно все, что приходит в голову. Рука должна все время двигаться.
8. Продолжать писать даже тогда, когда кажется, что все идеи исчерпаны, и вы не знаете, о чем писать дальше. В этом случае: — ставьте себе простые вопросы, начните диалог с вашей интуицией,
— описывайте свои ощущения: если чувствуете скуку, дискомфорт или же вдохновенье – пишите об этом,
— пишите о том, что вас окружает, начните описывать любой находящийся рядом объект, рассматривая его с разных сторон.
9. Если не можете сразу подобрать нужные слова, ставьте прочерк или ищите синонимы.
10. Не обращайте внимание на грамматику, пунктуацию и другие языковые правила не исправляйте ошибок, ничего не зачеркивайте. Пишите так же, как думаете. Главная задача— оставаться в потоке. Это не текст, это поток подсознания, выпущенный на свободу.
11. Фрирайтинг это форма свободного эксперимента, творческой игры, приносящей удовольствие. Ищите свою индивидуальную форму фриврайтинга, подходящую именно вам. Ищите и находите форматы, которые подходят именно вам.
12. Не пытайтесь сразу извлечь пользу из написанного. Первые сессии направлены больше на освобождения от самоконтроля и внутреннего критика, а последующие на генерирование свежих, неординарных идей и решение поставленных задач.

Основные правила Марка Леви , повышающие эффективность фрирайтинга:

1. Не прилагайте сверхусилий: вместо того чтобы подходить к письменному столу со стиснутыми зубами, требуя от себя немедленных виртуозных решений, расслабьтесь и попробуйте постараться на 90%.
2. Пишите быстро и непрерывно: когда вы пишете непрерывно, вы тем самым оттесняете помешанную на редактировании сторону своего разума на второй план, чтобы генерирующая идеи сторона могла беспрепятственно выдавать слова.
3. Работайте в жестких временных рамках: это хорошо мотивирует. Писательство в течение коротких, ограниченных промежутков времени (обычно от десяти до двадцати минут) заставляет разум сосредоточиться
4. Пишите так, как вы думаете: фрирайтинг — это не писательство в чистом виде; это способ отслеживания своего мыслительного процесса. Пишите для себя.
5. Развивайте мысль: развивая мысль, вы допускаете, что некое утверждение верно, и делаете ряд логических шагов, отталкиваясь от него. Иногда это приводит к удивительным выводам.
6. Переориентируйте своё внимание: задавайте себе простые вопросы в письменной форме, это помогает переориентировать разум на неисследованные элементы ситуации.

7. Процедура

1. Создайте условия для свободного письма.
— Выберите спокойное, уединенное место для работы.
— Выберите наиболее подходящее вам время: утро, день или вечер.
-обеспечьте себя инструментами свободного письма: таймер, ручка, блокнот или чистые листы бумаги. Возможно записывать свои мысли и на компьютере. При этом можно воспользоваться специальными программами и сервисами для Фрирайтинг.

8. Основные этапы

1. «Brain-dumping» (Мозговая разгрузка) – выплескивание на бумагу всего, что в данный момент накопилось в душе. В результате образуется освобожденное, чистое и пустое пространство сознания, а «сброшенные» выражения опыта «перекрестно опыляют» друг друга и порождают новую информацию и смыслы.

1. Войдите в состояние потока, освободите свое подсознание, проникните в порождающее пространство, где находятся ответы на все вопросы. Уловите напор переживаний и мыслей.
2. Выставьте таймер на 1, 5, 10 или 20 минут. Начинайте писать: о чем угодно, обо всем, что придет в голову. Не останавливайтесь пока не истечет время.
3. По завершении перечитайте написанное. Выделите новые идеи и неожиданные открытия, новые взгляды и возможности, а также удачные обороты и стилевые находки.

2. Focused freewriting (Целенаправленный фрирайтинг) – представляет собой вид свободного письма, основывающийся на заранее выбранной теме или проблеме.

1. Выберите тему, которую необходимо прояснить или проблему, требующую решения.
2. Задайте время и записывайте все, что приходит в голову, не обращая внимания на внутреннюю логику текста и стилистику.
3. Не отвлекайтесь. Ничего не зачёркивайте и не исправляйте. Оставайтесь в потоке. Пишите пока не кончится время.
4. Закончив работу, отложите текст и сделайте хороший перерыв.
5. После перерыва прочтите написанное вслух. С созданным текстом необходимо работать, исходя из поставленных задач.
5. Отметьте живые и удачные фрагменты, обороты, которые можно использовать в дальнейшей работе.
6. Запишите новые идеи, подумайте, как их можно использовать при решении проблем и задач, над которыми вы сейчас работаете.

 

Навигация по теме<< Предыдущая запись
(Visited 13 times, 1 visits today)