Leonardo da Vinci - Self Portrait in Old Age (1512)
Запись 13 из 19 в теме Теории гениальности

Теория универсальности

3. Данная теория  утверждает, что отличительной и в то же время сущностной особенностью гения является его универсальность, которая состоит во всесторонности, планетарности, всеохватности взгляда на реальность,  в императивном, пронизывающем все формы активности стремлении к целостности, и, в то же время, в предельной открытости миру, широте интересов, многообразии  дарований и продуктивности в различных видах творчества.
Н.В. Гончаренко в качестве важнейших самостоятельных характеристик универсальности выделял:
1. «Качество мировоззрения и творчества, которое характеризуется способностью уловить ритм, гармонию и дыхание мироздания, постичь, часто скрытую закономерную связь причин и следствий, определить доминирующее направление в развитии науки, искусства, духовной жизни…»
2. Способность к различным видам творчества, дополненные широтой кругозора и объемом знаний.

Универсальное мировоззрение гения

1. Универсальное мировоззрение гения. Универсальное мироощущение и отношение к миру состоит в восприятии универсума как самодостоточного, органического, живого целого и в понимании вещей и событий, как проявлений, экспликаций этого целого. Универсальный гений видит в каждом явлении и факте присутствие давлеющего над всем целого, пытается подвести  их под наиболее универсальные, инвариантные и сквозные законы строения и развития мира.
Гений обладает целостным, системным видением мира, которое  предполагает  рассмотрение объектов как целостных объектов и в то же время, как частей более сложных целостностей. Универсальность гения проявляется в его стремлении к Бесконечному, Вечному, Вселенскому, в способности к познавательному и духовному резонансу с Унивесумом, в умении раствориться в мире и вместить его в себя, постичь его фундаментальные принципы,  пережить его ритм, красоту и гармонию.
«Мысль об универсуме и его гармонии — писал Ф. Шлегель, — все для меня. … Законно организованный обмен между индивидуальностью и универсальностью составляет подлинный пульс высшей жизни».
Универсальность представляет собой такое понимание мира, при котором его объекты, феномены и события соотносятся с Целым, которое и выступает порождающей первосущностью, смыслообразующим и объяснительным центром мира универсального.
Универсальность, как экспликация Целого, является важнейшим измерением, краеугольной смысловой осью, сущностной характеристикой гения, одним из четырех столпов, наряду со Свободой, Возможностью и Взаимодействием, на которых выстраивается мир гениальности. В то же время она представляет собой  порождающий центр особого содержательного пространства, которое обуславливает, делает возможным, наполняет смыслом  и  детерминирует существование гения.
Мировозрение универсального гения отличается полнотой, многообразием и предельной открытостью и тотальным принятием мира. «Я придерживаюсь всех взглядов, — писал Юхан Август Стринберг, — я исповедую все религии, я живу во всех эпохах, и я перестал быть самим собой. Это состояние дает неописуемое ощущение счастья».
Отдельно можно выделить целый ряд гениев, которые творили и создавали шедевры в своей сфере и совсем не обязательно обладали многогранными талантами или являлись  эрудитами, полиматами и “homo universalis : Платон, Кеплер, Тейяр де Шарден, Шекспир, Ньютон, Бах,  Кант, Гегель, Моцарт, Данте, Коперник, Уитмен, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Я. Бёме, Э. Сведенборг, Ф. Шлегель,  Никола Тесла,  Альберт Эйнштейн и Уильям Блейк, который выразил сущность универсального мироощущения словами:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Этих гениев  можно считать универсальными по их предельной открытости и распахнутости  целому, соотнесенности их мыслей, переживаний и всех устремлений с Универсумом, по масштабу, культурно-исторической мощи и общечеловеческой значимости их творений
Универсализм понимается как способность выразить “бесконечное в конечном”, «вечное в мгновенном», «универсальное в индивидуальном», умение вместить мир во всей его безграничности, многогранности и многозначности, создать его адекватную копию, сложную, но гармоничную рекурсивную модель. Отто Вайнингер писал: «Беспредельности вселенной соответствует бесконечность в собственной груди у гения. Его внутренний мир включает в себя хаос и космос. Все частности и все общее, все многообразие и всякое единство».
Н. Бердяев, выражая представление о человеке как микрокосме, заложенное еще в античной философии, писал: «Личность есть микрокосм, целый универсум. Только личность и может вмещать универсальное содержание, быть потенциальной вселенной в индивидуальной форме… Личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру… Но личность не есть часть универсума, универсум есть часть личности, её качества».
Автор, по сути, выражает взгляд на соотношение части и целого, который в современной науке называется голографическим, фрактальным или рекурсивным подходом.
Часть и целое предполагают и проникают друг в друга, многократно отражаются друг в друге, обогащаясь и качественно меняясь с каждым актом и глубиной рекурсивной вложенности.
В данном случае гений понимается как творец, который путем последовательных рекурсивных циклов, свернул существующей универсум в многомерную точку,  гигантскими аккумулятивными усилиями, вместил его в себя, глубоко пережил его содержание и  создавал свой  самобытный жизненный  универсум.
В восточной традиции человек также понимается как микрокосм, который растворен и подчиняется всепорождающему, бесконечному началу мира – Дао, которое представляет собой путь, поток, дыхание и ритм Вселенной. Гений в восточной культуре это мудрец, который растворяется в Дао,  следует Пути, улавливает ритм Вселенной, предоставляет всем вещам право быть тем, чем они есть на самом деле,  живет и творит единстве с космосом.
Гении, которым было присуща универсальность и самобытность,   — писал М.Чиксентмихайи, — находили себя внутри целостного потока мысли и действия.
Наивысшая диалектика универсальности состоит  в том, что количество и многообразие граней душевного строя личности повышают степень своеобразия и уникальности индивидуальность, которая тем ярче,  чем больше она вмещает в себя универсальное (С.Л. Рубинштейн)
Гения отличает удивительный баланс между универсальностью и самобытностью, между поднимаемыми им вечными, непреходящими проблемами  и своеобразием их выражения, «общечеловечностью» и уникальным своеобразием и непохожестью.

Выявление универсальной гармонии мира

1.1. Выявление универсальной гармонии мира.  Универсум построен и функционирует по законам красоты и творчества. Гений, постигая его универсальные структуры и предельные значения, раскрывая его самые общие и устойчивые связи, интуитивно схватывая, переживая и выражая его смыслы и космическую гармонию, становится соразмерным творческой вселенной, ее живым воплощением и вестником в феноменальных мирах.
Гений способен схватывать не только целостности во всей их полноте и связанности, но и ощущать сушностные глубинные структуры, пропорции, красоту и гармонию целого. Еще Пифагор считая, что гармония пронизывает всю вселенную и в равной мере присуща природе и искусству, писал: «Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и планет». Гений обладает способностью видеть скрытую гармонию и красоту вещей и наделен даром выражать ее в своем творчестве.  Леонардо да Винчи писал: «Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый».
Н. К. Гаврюшин анализируя творчество И. Кеплера, М. Мерсенна и А. Кирхера,  «которых объединяло восходящее к пифагорейцам убеждение в музыкально-математической гармонии Вселенной», отмечал, что все они посвятили гармонии мироздания специальные сочинения и каждый считал ее основой своего мировоззрения. В своих произведениях они создали величественную картину эстетически совершенного, основанного на музыкально-числовой гармонии пластического космоса, а также утвердили идею о универсальной полезности и практической приложимости своих теорий.

Универсальная  внутренняя структура гения

1.2. Универсальная  внутренняя структура гения.  Универсальный гений, отражая и вмещая в себя Универсум, создает внутреннюю универсальную структуру, своеобразный функциональный духовный орган, магическую призму, через которую гений пропускает внутреннее свечение и смысловые потоки мира.  которую гений, словно через призму, пропускает свечение первосущностей. При этом конституированная гением  картина мира и изоморфная ей внутренняя порождающая матрица характеризуются многоуровневостью и многогранностью, гибкой  структурностью и динамичной иерархичностью.
Подобной универсальной структурой обладал И.С. Бах, который свободно обрабатывал уже существующие  мелодии и, пропуская их через себя, создавал гениальные произведения.  «С правом гения ,- писал С.А. Морозов, — Себастьян Бах брал чужую музыку и свободной обработкой создавал свои органные концерты».  Творчество Баха основывалась на схваченной и сконструированной им внутренней структуре, которая отражала глубинные, универсальные законы строения мира и представляла собой функциональный орган, порождающую матрицу и одновременно творческий метод, интегрирующий систему универсальных творческих приемов.
В основе его произведений лежал структурный принцип –симметрическая концентрическая форма, в которой полифоническое (горизонтальное) и гармоническое (вертикальное)  уравновешивали друг друга, а драматический размах и свобода формы, организовывалась доминирующей идеей глубокой внутренней сосредоточенностью.
К. Ф. Эммануэль писал, что из-под пера И.С. Баха не выходило ничего, кроме шедевров. Его произведения, словно драгоценные камни в ожерелье Индры, отражали в себе совершенные Вселенные. Каждое его творение  несло, выражало, высвечивало и объединялось вокруг величавого духа, центрального смысла целого. По мнению И.Форкеля, творчество Баха отличало единство и многообразие стиля,  органичность и полнота целого, полифония, свободное звучание голосов и непринужденная смена их доминантности, пронизанность музыкальной ткани контрапунктами, легкость, текучесть и чистота мелодии, а также «всепроникающая жизнь музыкальной ткани, вследствие чего исполнителю и слушателю порою кажется, будто звуки превратились в живые существа»
Моцарт, которого называли гением в области формы, обладал уникальной способностью схватывать и порождать слуховое целое, в котором общие контуры и суверенные детали слиты воедино, органичную, живую, дышащую изнутри целостность, отличающуюся равновесием горизонтали и вертикали, мелодии и гармонии.  Т. Адорно писал, что в произведениях Моцарта мелодические элементы его музыки, стремятся остаться самостоятельными, отделиться, оставаясь связанными совершенным целым. «Его форма, писал Т. Адорно, — это пропорция, стремящаяся в разные стороны, а не упорядочивание». В то же время «органический» принцип формообразования ведет к развитию форм которые взаимообогащаются, взаимопроникают друг в друга, не растворяясь.

Универсальный гений

2. Универсальный гений. Теория универсальности утверждает, что гений отличается уникальным сплавом творческих дарований, своеобразной душевной организацией, в которой отражается универсальная инвариантная структура Вселенной.
В основе универсальности, считает Н. В. Гончаренко, лежит органическое слияние, нерасторжимое единство высочайшего интеллекта, интуитивной проницательности, богатства чувств и волевой целеустремленности. «Стимулируя друг друга, они дают тот особый, качественно неповторимый сплав творческих возможностей личности, вследствие которого достигается глубина мысли, универсальность  видения объективного мира, необычайная острота восприятия его   многообразия».
Полнота и завершенность данной  структуры обуславливает взаимодействие, взаимопроникновение и взаимоусиление разнообразных способностей, черт и свойств личности. Так, Р. Арнгейм (1988) писал: «Гений — это самосогласованное, хорошо организованное целое».
По мнению М. Эпштейна сегодня можно говорить о становлении самостоятельной науки – универсики, области изучения и понимания универсального. Универсика представляет собой такое сознание о мире, которое отражает его свойства как целого, то есть является столь же универсальным, как сам Универсум. Категория «универсальное» –обозначает многосторонность, присущую отдельному явлению способность единичного поворачиваться разными гранями. В свою очередь,  понятие «универсальный гений»,  означает, что данному индивиду доступны многие сферы творчества.
Универсальность гения проявляется в необыкновенной эрудиции,  широте его кругозора, разнообразии интересов и увлечений, многогранности таланта и в способности достигать выдающихся результатов в самых различных видах деятельности. При этом всесторонность, многосторонность гения понимается как проекция личности на различные области бытия и мышления.
Принимая во внимание  такие критерии творческой личности как разнообразие интересов, целостность и продуктивностьможно выделить следующие типы «универсального человека»:

1. Эрудит, энциклопедист – человек отличающийся многообразием и глубиной знаний.
2. Полимат, универсальный человек или ренессансный человек – обладающий обширными знаниями и разнообразными талантами, проявляющимися в различных предметных областях.
3. Универсальный гений –характеризующийся широтой интересов, разнообразными дарованиями, приводящими к творческим свершениям, имеющими высокую  культурно-историческую значимость.

Эрудит, энциклопедист

I. Эрудит, энциклопедист — личность, обладающая всесторонними и глубокими знаниями, разносторонний человек, чей опыт охватывает значительное число различных предметных областей.
Эрудиция и обширные и глубокие знания в различных предметных областях радикально расширяют творческие горизонты и возможности личности, однако не обязательно порождает  гения, для становления которого обязательным условием является созидательная мощь и исключительная продуктивность. Эрудиция не является обязательным атрибутом гениальности, а только одним из ее условий, особенно в эпоху узкого профессионализма и специализированных умений и мастерства.

Полимат (Универсальный человек)

2. Полимат  или Универсальный человек ( homo universalis)
2.1. Полимат (от греч. рolys — многий, и mathein — учиться) –человек, многому учившийся и много знающий.  Сама этимология слова полимат, подразумевает обучение не только знаниям, но умениям и мастерству. Так говорят о полиматах — спортсменах, которые  демонстрируют высокие достижения в различных видах спорта ( Говард Бейкер, Джордж Алан Томас,  Роман Шебрле, Брайан Клэй) и о полиматах – артистах (Вуди Аллен, Рольф Харрис, Барбара Стрейзанд, Роберт Энтони Родригес).
2.2. Универсальный человек (от лат. homo universalis)  – это человек, который не только обладает обширными знаниями, но и самыми разнообразными способностями, что позволяет ему  добиваться высоких результатов в самых разнообразных предметных сферах.
Ренессансный человек – является олицетворением фундаментальных принципов гуманизма эпохи Возрождения, утверждающим творческую мощь и безграничный потенциал развития человека. Смысл этого принципа выражается в словах одного из первых гениев Возрождения Леона Баттисты Альберти (1404-1472): » Человек может сделать все, если он этого захочет».
Универсализм личности подразумевает плодотворное сочетание разных или сразу нескольких гуманитарных и естественных наук или их направлений,  демонстрацию высоких достижений одновременно в области науки, искусства, государственной и общественной деятельности.
Своеобразие, самобытность и степень соотнесенности универсального человека с гением может быть раскрыта с помощью следующих существенных характеристик:
1. Многогранность таланта, количество сфер приложения творческих сил.
2. Многоуровневость, разнообразие и полнота сфер творческой деятельности.
• Философия
• Наука
• Искусство
• Социальная сфера
• Сфера управления и практики.
• Саморазвитие, моральное самосовершенствование
Как правило гений наиболее продуктивно проявляет в одной, доминирующей в его жизнедеятельности  сфере, демонстрируя успехи и достижения и в других областях культуры.
3. Величина и значимость вклада в культуру и развитие человечества. Именно данный сущностный критерий трансформирует, преображает уриверсального человека в универсального гения.


Таблица 11. Знаменитые гении-полиматы ( Homo universalis)

  Гении Философия, религия                 Наука Искусство Социальная сфера Управление и практика
1. Цицерон
(106–43 до н.э.)
философ юрист, лингвист стилист политик, оратор государственый деятель
2. Архимед
(c.287–c.212

до н.э.)
  математик, физик, астроном, изобретатель     инженер
3. Чжугэ Лян
(181–234)
  астролог, ученый, изобретатель     полководец, государственный деятель,
инженер
4. Аббас ибн Фирнас
(810–887)
  химик, изобретатель,
врач
поэт, музыкант филантроп инженер,
технолог,
авиатор
5. Нагарджуна
(ca. 150–250)
философ врач, химик писатель монах  
6. Аль-Бируни
(973–1048)
философ математик, физик, антрополог, астроном, историк, фармаколог, филолог   учитель путешественник
7. Омар Хайям(1048-1131) философ астроном, математик поэт   царедворец
8. Шэнь Ко
(1031-1095)
  математик, астроном, метеоролог, геолог, зоолог, ботаник, фармаколог, картограф
изобретатель
поэт, музыкант   дипломат,
генерал, министр финансов,
инженер
9. Николай Кузанский
(1401–1464)
философ, теолог юрист, маематик   католический кардинал  
10. Леон Баттиста Альберти(1404–1472) философ математик,
изобретатель,
криптограф
архитектор, художник, поэт  скульптор, музыкант, писатель католический священник  
11. Акбар Великий
(1542–1605)
теолог изобретатель писатель, архитектор, художник   правитель, военоначальник, оружейник,
кузнец,
инженер
12. Галилео Галилей
(1564–1642)
философ математик, физик, астроном      
13. Роберт Гук
(1635–1703)
философ физик, биолог, химик архитектор    
14. Бенджамин Франклин
(1706–1790)
  физик, географ,
политолог,
изобретатель
писатель, музыкант, журналист общественный деятель, политик, издатель дипломат, государственый деятель
15. Альберт
Великий
(1206–1280)
философ, теолог химик, ботаник,
астроном, географ,
зоолог, минеролог
  эпископ  
16. Мария Гаэтана Аньези
(1718–1799)
философ, теолог лингвист,  математик, логик   филантроп  
17. Роджер Бэкон (1220–1292) философ оптик, лингвист,
алхимик, астроном, математик
     
18. Вольтер
(1694-1778)
философ   писатель, поэт публицист, правозащитник предприниматель
19 Эрнст Теодор Амадей Гофман(1776-1822)     писатель, драматург, композитор, музыкант,
художник
   
20. Томас Юнг
(1773 –1829)
  оптик,   механик,                физиолог, лингвист, теоретик музыки, египтолог      
21. Руджер Иосип Бошкович
(1711 –1787)
философ, теолог физик, астроном, математик   монах дипломат
22. Александр Гумбольдт
(1769-1859)
  физик, метеоролог, географ, ботаник,
зоолог
    путешественник
23. Герберт
Спенсер

(1820-1903)
философ социолог, психолог, биолог, антрополог, экономист, политолог      
24. Дмитрий Менделеев
(1834-1907)
  химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог   общественный деятель,
педагог
приборостроитель,  воздухоплаватель
25. Александр Бородин
(1833–1887)
  химик композитор профессор  
26. Рабиндранат Тагор
(1861–1941)
философ   поэт, драматург, художник,  композитор, музыкант общественный деятель путешественник
27. Владимир Вернадский
(1863 -1945)
философ геолог, кристаллограф, минералог, геохимик, биолог   общественный деятель президент Академии наук
28. Александр Чижевский
(1897 — 1964)
философ космобиолог,
гелиобиолог,
биофизик
поэт, художник    
29. Альберт Швейцер
(1875–1965)
философ, теолог врач музыкант борец за мир филантроп, миссионер  
30. Павел Флоренский
(1882-1937)
философ, богослов математик,
изобретатель
  священник инженер
-электрик
31. Жан Кокто
(1889–1963)
    писатель, поэт, художник, режиссер, сценарист    спортивный менеджер
32. Умберто Эко
(1932 — 2016)
философ семиотик, историк писатель критик профессор  

 

Отдельной сферой совершенствования и приложения творческих усилий гения, самостоятельным миром культуры, является сама личность, внутренний мир творца. К гениям, которые уделяли исключительное внимание собственному моральному самосовершенствованию, самотворчеству и саморазвитию можно отнести Конфуция, Будду, Марка Аврелия, Альберта Швейцера,  Льва Толстого, Михаила Зощенко, Павла Флоренского, МахатмаГанди, Николая Рериха.
В то же время существуют гении – святые, у которых собственная жизнь, личность, внутренний мир являлись их главным шедевром, произведением. Н. Бердяев писал о Серафиме Саровском: «Святой творит самого себя, иное, более совершенное в себе бытие. Гений творит великие произведения, совершает великие дела в мире. Лишь творчество самого себя спасает. Творчество великих ценностей может губить. Св. Серафим ничего не творил, кроме самого себя, и этим лишь преображал мир». П.А. Флоренский писал о апостоле Павле: «Умереть для мира — означает великую тайну… Да, можно оставаться среди людей и делать вместе с ними дела жизни, но быть мёртвым для мира и руководить деятельностью своего тела, находясь уже не в нём, а со стороны, из горнего мира».

Универсальный гений

3. Универсальный гений – это полимат, универсальный человек, который  в своем творчестве продуктивно проявил универсальность подхода и видения,  сделал  высокозначимый вклад в культуру, историю  и развитие человечества. К таким универсальным гениям относятся Имхотеп, Аристотель, Пифагор, Чжан Хэн,  Леонардо да Винчи , Микеланджело, Авиценна, Ибн Халдун, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Гете, Ломоносов, Рерих.


Таблица 12. Список  универсальных гениев

  Гении Философия, религия Наука Искусство Социальная сфера Управление и практика
1. Имхотеп
(2650–2611 до н.э.)
верховный жрец врач, ученый архитектор   визирь,
верховный
сановник
2. Аристотель
(384–322 до н.э.)
философ, метафизик биолог, зоолог, логик, теоретик литературы и
театра, политолог
  воспитатель, учитель  
3. Пифагор
(c. 580–490 до н.э.)
философ математик исследователь музыкальной гармонии создатель религиозно-философской школы  
4. Чжан Хэн
(78-139)
философ, мыслитель, энциклопедист историк, математик, изобретатель, географ, картограф, астроном, сейсмолог поэт, художник, скульптор   государственный деятель
5. Леонардо да Винчи
(1452–1519)
философ анатом, астроном, биолог, геолог, физик, изобретатель художник, скульптор, архитектор писатель гуманист инженер
6. Микеланджело
(1475–1564)
мыслитель   архитектор, скульптор, художник, поэт, писатель    
7. Авиценна
(980-1037)
философ астроном, химик, геолог, логик, физик, психолог палеонтолог, математик поэт педагог  
8. Ибн Халдун
(1332-1406)
философ, богослов социолог, историк, историограф, демограф, экономист, языковед, политолог     дипломат, государственный деятель
9. Рене Декарт
(1596-1650)
философ математик, физик, физиолог      
10. Блез Паскаль
(1623-1662)
философ, богослов математик, физик     конструктор
11. Готфрид Лейбниц
(1646-1716)
философ, теолог физик, логик, математик, историк, библиограф      
12.  Иоганн Вольфганг Гете
(1749 — 1832)
философ ученый, естествоиспытатель поэт, писатель, драматург   дипломат, государственный деятель
13. Михаил Ломоносов
(1711-1765)
философ химик, физик, минералог, историк, астроном, филолог, географ писатель, поэт ритор, профессор академик, приборостроитель, металлург
14. Николай Рерих
(1874 -1947)
философ, мистик археолог художник, писатель, поэт основатель международных культурных движений, педагог путешественник
Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>