Тереза Амабайл
Тереза Мэри Амабайл
(родилась 15 июня 1950 года, Куинси, Массачусетс, США)
Национальность: США
Категория: Ученые
Род занятий: Психолог, профессор
Спецификация: Профессор и эксперт в области психологии творчества, инноваций и мотивации. Пионер исследований организационной креативности, автор
нескольких влиятельных книг, включая “Социальная психология креативности”, “Креативность в контексте” и “Принцип прогресса”.
Пол: Женский
Семья: Замужем за Стивеном Крамером, также психологом.
Достижения м вклады:
Общественное и профессиональное положение: Американский психолог, ученый и исследователь. Профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, директор по исследованиям Эдсела Брайанта Форда и Фонда Бейкера.
Основной вклад: Тереза Амабайл наиболее известна своими новаторскими исследованиями и работами в области креативности, особенно в организационной среде. Она разработала компонентную теорию креативности (компонентная и пересмотренная динамическая компонентная модель креативности) и концепцию “внутренней рабочей жизни”.
Она также известна своими исследованиями того, как повседневная жизнь внутри организаций может влиять на людей и их производительность, особенно в плане креативности и инноваций.
Вклад в теорию и практику творчества
Теория творчества. Амабайл внесла значительный вклад в развитие психологических концепций творчества. Ее исследования показали, что креативность зависит не только от индивидуальных способностей, но и от среды, в которой работают люди. Она также показала, что творчество – это не линейный, а скорее циклический процесс, который подпитывается небольшими победами.
1. Компонентная теория креативности.
1.1. Она разработала компонентную модель креативности (1983), которая предполагает, что креативность является функцией трех ключевых компонентов:
(a) навыков, относящихся к области (опыт в соответствующей области или областях),
(b) процессов, относящихся к творчеству (когнитивные и личностные процессы),
(c) внутренняя мотивация к выполнению задач (в частности, внутренняя мотивация к выполнению задачи из интереса, удовольствия или личного чувства вызова).
1.2. Компонентная теория креативности в организации.
В 1988 году Амабайл опубликовала усовершенствованную теорию, охватывающую как творчество, так и инновации в организациях.
Согласно расширенной теории, инновации зависят от
(a) ресурсов в области задач (аналогично навыкам, относящимся к области на индивидуальном уровне);
(b) навыков управления инновациями (аналогичных креативным
процессам);
(в) мотивации к инновациям (аналог индивидуальной мотивации к решению задач).
1.3. Компонентная теория креативности (2013), как комплексная модель социальных и психологических компонентов.
В основе теории лежит определение креативности как производства идей или результатов, которые являются одновременно новыми и подходящими для достижения некоторой цели. “Креативность, – отмечает Амабайл, – это производство нового и подходящего ответа, продукта или решения открытой задачи”.
Согласно этой теории, для любого творческого действия и результата необходимы четыре компонента:
(а) навыки, относящиеся к области деятельности;
(b) процессы, связанные с творчеством;
(c) внутренняя мотивация к выполнению задачи;
(d) социальная среда, в которой работает человек.
Эта версия теории охватывает организационное творчество и инновации, что влечет за собой последствия для рабочей среды, создаваемой менеджерами.
1.4. Динамическая компонентная модель креативности (2016), (&Michael G. Pratt).
Эта модель сохраняет компонентную структуру оригинальной модели и добавляет четыре новых динамических элемента в виде петель обратной связи:
(а) ощущение прогресса в развитии творческой идеи;
(b) смысл работы для ее исполнителей;
(c) эмоции;
(d) синергетическая внешняя мотивация.
Все психологические факторы взаимосвязаны, поэтому изменения в одном из них, скорее всего, повлекут за собой изменения в других.
Исследование творческого процесса. Модель творческого процесса описывает последовательность и способ сочетания различных когнитивных и личностных процессов с течением времени. Амабайл предположила, что творчество не возникает сразу во внезапной вспышке озарения, а появляется в результате предсказуемой комбинации действий с течением времени.
Она выделила 5 стадий творческого процесса: 1. Определение задачи. 2. Подготовка. 3. Генерация ответа. 4. Проверка и передача ответа. 5. Результаты. Каждый из этих видов активности стимулируется определенным сочетанием мотивации, навыков, относящихся к конкретной области, и навыков творческого мышления. Амабайл также заложила основу понятия динамизма в творческом процессе, выявив его сущностную итеративность.
Кроме того, она особо подчеркивала социальную природу творческого процесса.
Важность контекста. Исследования Амабайл показали, что среда, в которой работают люди, может оказывать значительное влияние на их креативность. Окружение, характеризующееся автономией, поддержкой и вызовом, в большей степени способствует творчеству, чем окружение, характеризующееся контролем, отсутствием поддержки и вызова.
Мотивация и творческое “я”.
Амабайл изучал различные аспекты мотивации, исследовал, как внутренняя и внешняя мотивация влияет на творчество и инновации на рабочем месте, а также как достижение целей и обратная связь могут влиять на мотивацию и производительность.
1. Важность внутренней мотивации. Она обнаружила, что внутренняя мотивация, или желание заниматься деятельностью ради нее самой, является ключевой движущей силой творчества и инноваций.
Ее исследования показали, что люди наиболее креативны, когда их мотивирует радость и интерес к самой работе, и они чаще добиваются успеха, чем люди с внешней мотивацией.
2. Роль настроения и эмоций. Амабайл также исследовала влияние настроения и эмоций на творческое мышление и решение проблем, обнаружив, что позитивный настрой может способствовать творчеству, а негативный – мешать ему. Она считает, что позитивный аффект может вызывать изменения в когнитивной обработке, которые способствуют творческой деятельности.
Кроме того, когда люди и группы испытывают больше позитивного аффекта, они более дружелюбны и общительны и могут с большей вероятностью собрать когнитивное топливо, необходимое для творческой мысли. Таким образом, мнение о том, что творчество расцветает только под давлением или при несчастье, – миф. Однако периодический умеренный стресс может заставить нас почувствовать волнение и соответствующим образом побудить к действию.
3. Важность внутренней атрибуции. Люди, которые приписывают свои успехи собственным усилиям, с большей вероятностью будут творческими, чем те, кто приписывает их внешним факторам.
4. Важность творческого “я”. Исследования Амабайл показали, что люди, обладающие сильным чувством творческой самоидентификации, чаще проявляют творческие способности, чем те, кто не обладает сильным чувством творческой самоидентификации.
Исследования Терезы, изначально сосредоточенные на индивидуальной креативности, расширились и стали охватывать командную креативность и организационные инновации.
Творчество в организациях
Амабайл известна своими исследованиями творчества и инноваций, особенно на рабочем месте и в организации. Ее иИсследования показали, что организации, которые способствуют развитию креативности, с большей вероятностью будут инновационными, конкурентоспособными и более успешными.
Она обнаружила, что благоприятная и стимулирующая рабочая среда может привести к повышению уровня креативности и инноваций.
В ее исследованиях, посвященных рабочей среде, изучалось, как такие факторы, как дефицит времени, ресурсы и социальная поддержка, могут влиять на креативность и инновации в организации.
Она исследовала внутренние и внешние факторы, влияющие на креативность, включая роль внутренней мотивации, социальный контекст, влияние руководства и организационной культуры.
Она также изучала, как можно повысить креативность с помощью таких средств, как развитие навыков и правильная постановка целей.
Принцип прогресса
Книга “Принцип прогресса”, которую она написала вместе со своим мужем С. Дж. Крамером, возникла в результате реализации многолетней исследовательской программы. Исследователями были выделены два ключевых взаимосвязанных фактора, влияющих на производительность и креативность: внутренний эффект работы и жизни и принцип прогресса.
Концепция внутренней трудовой жизни: Внутренняя трудовая жизнь – это термин, обозначающий постоянный поток эмоций, восприятий и мотиваций, которые испытывают люди, реагируя и на события, происходящие в течение рабочего дня, и пытаясь их осмыслить.
Амабайл выделила шесть факторов внутренней трудовой жизни, имеющих решающее значение для творчества: прогресс, автономия, психологическая ответственность, смысл, социальная связь и справедливое отношение.
Ее исследование показывает, что эмоции, восприятие, мотивация и их сочетание могут влиять на креативность и продуктивность людей.
Принцип прогресса показывает, что небольшие победы могут оказывать значительное влияние на мотивацию людей и стимулировать их творческий потенциал. Когда люди добиваются прогресса в достижении своих целей, они с большей вероятностью испытывают позитивное настроение и внутреннюю мотивацию, которые необходимы для творчества.
Она и С. Дж. Крамер утверждают, что самые эффективные менеджеры – это те, кто может создать для своих сотрудников позитивную рабочую атмосферу. Это включает в себя неизменно положительные эмоции, сильную мотивацию и благоприятное восприятие организации, своей работы и коллег. Таким образом, кажущиеся обыденными события рабочего дня могут улучшить или нарушить внутреннюю трудовую жизнь сотрудников, но именно движение вперед в осмысленной работе – прогресс – создает лучшую внутреннюю трудовую жизнь.
Творчество в командах: Она изучала динамику креативности в условиях совместной работы, уделяя особое внимание психологической безопасности, общим целям и эффективному руководству.
В своих последних исследованиях она изучает, как жизнь внутри организаций может влиять на людей и их производительность, а также как люди подходят и переживают переход к пенсии.
Методы оценки креативности, мотивации и рабочей среды, а также набор рецептов для поддержания и стимулирования инноваций
Ее вклад включает инструменты измерения:
Инвентаризация предпочтений в работе – инструмент для оценки индивидуальных различий во внутренних и внешних мотивационных ориентациях и измерения предпочтений людей к различным видам работы.
KEYS to Creativity and Innovation – инструмент оценки организационного климата для творчества.
Бизнес-консалтинг. Тереза Амабайл- опытный оратор в области управления бизнесом, обучающий и вдохновляющий аудиторию лекциями, семинарами и интерактивными дискуссиями. Она работала с различными группами численностью от 15 до нескольких тысяч человек в коммерческих компаниях, образовательных учреждениях, некоммерческих организациях и различных ассоциациях.
Тереза консультирует компании всех размеров по вопросам креативности, инноваций и вовлечения сотрудников. Она работает и проводит треннинги с менеджерами организаций, помогая им добиться позитивных изменений в повседневной практике управления людьми.
Она представляла свои теории, результаты исследований и практические выводы различным группам в бизнесе, правительстве и образовании, включая Apple, IDEO, Procter & Gamble, Roche Pharma, Pfizer, Genentech, TEDx Atlanta, Society for Human Resource Management.
Почетные звания и награды:
Она получила множество наград и премий за свой вклад в область психологии, за исследования креативности и мотивации, в том числе:
Премия Торранса от Национальной ассоциации одаренных детей (1998).
18-е место в рейтинге Thinkers50 (глобальный рейтинг лидеров в области бизнеса и менеджмента, составляемый раз в два года), 2011 г.
Награда Distinguished Scholar Award от Общества личности и социальной психологии. В 2017 г.
Премия за жизненные достижения от Израильской конференции по организационному поведению (2018 г.);
Премия за жизненные достижения в области организационного поведения от Академии менеджмента в 2018 г.
В 2020 году она вошла в число 50 лучших ученых по количеству цитирований в области бизнеса/менеджмента (PLOS Biology).
Член Американской психологической ассоциации; с 1987 года по настоящее время
Член Ассоциации психологических наук, 1988 год – по настоящее время
Член Академии менеджмента, 1988 год – по настоящее время.
Основные работы:
Амабайл опубликовала более 150 статей и глав в научных журналах и книгах, множество научных работ и статей по креативности и мотивации, а также несколько книг для широкой аудитории. По данным Google Scholar, ее исследования цитировались в научной литературе более 45 000 раз.
Amabile, T. M. (1983). The social psychology of creativity. Springer.
Amabile, T. M. (1985). Motivation and creativity: Effects of motivational orientation on creative writers. Journal of Personality and Social Psychology, 48(2), 393–399
Hennessey, B.A. & Amabile, T.M. (1987). Creativity and Learning. Washington, DC: National Education Association.
Amabile, T.M. (1989). Growing Up Creative. New York: Crown
Amabile, T. M., & Gryskiewicz, N. (1989). The creative environment scales: Work Environment Inventory. Creativity Research Journal, 2, 231–254.
Amabile, T. M., Hill, K. G., Hennessey, B. A., & Tighe, E. M. (1994). The Work Preference Inventory: Assessing Intrinsic and Extrinsic Motivational Orientations. Journal of Personality and Social Psychology, 66(5), 950-967.
Amabile, T. M., Burnside, R., & Gryskiewicz, S. S. (1995). User’s guide for KEYS: Assessing the climate for creativity. Center for Creative Leadership
Amabile, T. M. (1996), Psychology of Creativity” which she co-edited with Rosabeth Moss Kanter and Barry Staw.
Amabile, T. M. (1996). Creativity in context: Update to the social psychology of creativity. Westview Press.
Amabile, T. M., & Khaire, M. (2008). Creativity and the Role of the Leader. Harvard Business Review, 86(10), 100-109.
.Hennessey, B. A., & Amabile, T. M. (2010). Creativity. Annual Review of Psychology, 61, 569–598.
Amabile, T. M., & Kramer, S. J. (2011). The Progress Principle: Using small wins to ignite joy, engagement, and creativity at work. Harvard Business Review Press.
Amabile, T. M., & Kramer, S. J. (2011). The power of small wins. Harvard Business Review, 89(5), 70–80.
Amabile T. M. (2013). Componential Theory of Creativity Encyclopedia of Management Theory (Eric H. Kessler, Ed.), Sage Publications.
Amabile, T. M., & Pratt, M. G. (2016). The dynamic componential model of creativity and innovation in organizations: Making progress, making meaning. Research in Organizational Behavior, 36, 157–183.
Amabile, T. M. (2016). The motivation for creativity. In R. J. Sternberg, S. T. Fiske, & D. J. Foss (Eds.), Scientists making a difference (pp. 275–278). Cambridge University Press.
Amabile, T. M. (2017). In pursuit of everyday creativity. Journal of Creative Behavior, 51, 335–337.
Amabile, T. M. (2019). Understanding retirement requires getting inside people’s stories: A call for more qualitative research. Work, Aging and Retirement, 5(3), 207–211.
Карьера и личная жизнь:
Образование: Тереза получила степень бакалавра химии в колледже Канисиус (1972). По ее словам, ее научный руководитель профессор Фрэнк Динан, химик, сыграл чрезвычайно важную роль в ее личностном росте. Он помог ей осмыслить свою любовь к науке, растущий интерес к психологии и важность ее выбора профессии.
В 1975 году она получила степень магистра психологии в Стэнфордском университете.
В 1977 году она защитила докторскую диссертацию по психологии в Стэнфордском университете, специализируясь на социальной психологии. В своей диссертации она изучала влияние вербальной обратной связи на внутреннюю мотивацию и творческие способности.
Профессиональный опыт работы:
После получения степени доктора философииАмабайлначала свою научную карьеру в качестве ассистента профессора в Университете Брандейса (1977-1984). Затем она занимала должности доцента (1984-1990) и профессора Университета Брандейса (1990-1994).
В 1995 году она перешла в Гарвардскую школу бизнеса, где проработала около 30 лет.
Занимала должности руководителя отдела предпринимательского менеджмента (2002-2008), старшего помощника декана, директора по исследованиям.
В настоящее время она является профессором делового администрирования Эдсела Брайанта Форда и профессором Фонда Бейкера Гарвардской школы бизнеса (с 2016 года по настоящее время).
В Гарвардской школе бизнеса Амабайл преподавала курсы MBA и курсы для руководителей по управлению творческими способностями, лидерству и этике. Ранее, в Университете Брандейса, она преподавала социальную психологию, организационную психологию, психологию творчества и статистику.
Помимо участия в различных программах для руководителей в Гарвардской школе бизнеса, она создала курс MBA “Управление креативностью” и преподавала несколько курсов для студентов первого курса MBA.
На протяжении всей своей карьеры Амабайл проводила обширные исследования в области креативности и мотивации, уделяя особое внимание тому, как рабочая среда может либо усиливать, либо подавлять креативность.
Она также была приглашенным профессором в Стэнфордском университете, Мичиганском университете и Университете Колорадо.
В 1989 году Тереза была ведущей программы Against All Odds: Inside Statistics, 26-серийного обучающего сериала, первоначально выпущенного для трансляции на канале PBS.
Помимо научной работы, Амабайл входила в состав редакционных советов нескольких крупных психологических журналов:
Creativity Research Journal, Creativity and Innovation Management и Journal of Creative Behavior.
Личная жизнь: Амабайл замужем за Стивеном Крамером, который также является психологом, независимым исследователем и писателем. Он является соавтором книги “Принцип прогресса”.
Философия жизни: Амабайл твердо верит в силу творчества, способного изменить мир. Она также является убежденным сторонником важности создания среды, способствующей творчеству.
Она также всегда подчеркивала важность внутренней мотивации, то есть стремления заниматься деятельностью ради нее самой, а не ради внешнего вознаграждения.
Секреты успеха: Успех Терезы Амабайл можно объяснить ее строгим и систематическим подходом к изучению творчества, ее упорному труду, преданности делу, а также ее стремлению обучать и наставлять следующее поколение ученых и практиков.
Одной из самых ее сильных черт является способность переводить результаты исследований в практическую плоскость и соединять академические исследования с практическими последствиями для бизнеса.
Она также считает, что ее наставники и коллеги сыграли значительную роль в ее успехе.
Черты личности, индивидуальность: Терезу Амабайл характеризуют как доброго, отзывчивого и интеллигентного человека. Она также известна своей креативностью и способностью вдохновлять других.
Ссылки:
progressprinciple, wikipedia.org, hbs.edu, Harvard Business School, networlding