- Congregative theory of Genius
- Charismatic Theory of Genius
- Основные теории гениальности
- Атрибутивные теории гениальности
- Структурно-функциональные теории гениальности
- Процессуально-динамические теории гениальности
- Генетические теории гениальности
- Теории транснормальности
- Эволюционные теории гениальности
- Эссенциальные теории гениальности
- Мирогенные теории гениальности
- Персонологическая теория гениальности
- Харизматическая теория гениальности
- Трансформативная и формотворческая теория гениальности
- Деятельностная теория гениальности
- Культурно-творческая теория гениальности
- Универсные теории гениальности
- Героическая теория гениальности
- Метапотенциалистская теория гениальности
- Теория универсальности гения
- Конгрегативная теория гениальности
- Универсно-персоналистская теория гениальности
- Императивно-субстанциональная теория гениальности
- Трансперсональная теория гениальности
- Визионистская теория гениальности
- Теория творческого видения
Гениальность как состояние космического сознания и творческого экстаза
5.2. Трансперсональная теория утверждает, что сущностной характеристикой и непременным условием гениальности является способность достигать, удерживать и передавать состояние трансперсонального или космического сознания, творческого экстаза и озарения, просветления, сатори и главное – высшего продуктивного творческого вдохновенья.
Гениальность проявляется как умение входить в новые творческие состояния, достигать сверхчувствительности к влиянию информационных и смысловых полей, пробуждать в себе дремлющие творческие резервы и предельно эффективно использовать внутренние и внешние возможности.
При этом в данной теории в качестве фундаментальной реальности, ключевой детерминанты и высшей ценности рассматривается особое, считающиеся не измененным или альтернативным, а естественным и исходным, творческое состояние, которое испытывает гений в процессе творчества.
В отличие от мистической теории гениальности, которая связана с переживанием давления и подчиненности неведомым внешним силам, вплоть до ощущения безличия и полного безволия, трансперсональная теория, признавая факт самозабвенного растворения личности в Универсуме, сохраняет за ней способность к предельно чистому осознанию происходящего и управлению всеми феноменальными мирами.
На протяжении всей человеческой истории считалось, что глубинные структуры и смыслы Универсума могут быть раскрыты и выражены только с помощью особых состояний, которые представляли собой содержание и высшую цель различных религиозно-философских учений и практик.
Эти состояния носят различные имена: «Транс» (ранние религии), «Мокша» – освобождение, «Мукти» – освобождение от чувственности, «Кайвалья» – достижение чистого незамутненного сознания (индуизм), «Самадхи» – состояние просветления, которое выражается в спокойствии сознания, слиянии индивидуального сознания с космическим Абсолютом (философия йоги), «У (wu)»(отсутствие, пустота, небытие) или Предельное Дао, «Состояние нерожденного младенца» (даосизм), “Божественное вдохновение”(mania) (Платон), «Созерцательный экстаз и духовное блаженство» (Плотин, Прокл), «Нирвана» – состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности, «Праджня» – просветленное переживание недвойственности (Будда), «Сатори» – просветление, вызванное постижением истинной внутренней природы (дзен-буддизм), «Хал» – кратковременное и «Макам» – устойчивое мистическое состояние, представляющие переживание дружественности и мистического трепета (Раби’а Аль-Адавийа, Ал-Кушайри), «Фана» – полное растворение в Абсолюте, «Бака» – пребывание в созерцании Бога и приобретение божественных качеств (Ал-Бистами), «Блаженный экстаз» – погруженение в светлый мрак высшего ведения и ощущение в себе присутствие Божества (Григорий Нисский), «Мистический экстаз» (Майстер Экхард, Якоб Беме), “Космическое сознание” (Ричард Бекк), «Предельное состояние сознания» (Джон Уайт), «Высшее и Непроявленное сознание» (Шри Ауробиндо), “Океанический экстаз” (Станислав Гроф), «Peak-expirience» или вершинные, предельные переживания (Абрахам Маслоу), «Mind» – Высшее сознание, тождественное абсолютной и предельной реальности универсума (Кен Уилбер), «Поток» – состояние повышенной концентрации внимания, продуктивности и счастья ( Михай Чиксентмихайи).
За видимым разнообразием трансперсонального опыта и культурно-историческим многообразием его описаний, лежит единое вечное, трансвременное, трансконфессионное и транскультурное состояние, единая высшая цель, один высший, достигаемый различными путями, результат.
В то же время данное состояние творческого просветления является естественным, близким, доступным и легко достижимым каждым человеком состояние. Так, по мнению Догэна, просветление не является результатом длительных действий, а также отдаленным результатом и итогом практики. Оно есть осознание яркой реальности жизни прямо здесь и прямо сейчас, от мгновения к мгновению, внутри переживания и действия, так как “практика и просветление – единое целое» (сюсё итинё). Абсолют имманентен реальному существованию, что и является гарантией обретения высшего состояния просветления. Так, по словам М. Экхарта, если мы вообразим, что Бог может быть найден в неком особенном состоянии сознания, то, как только это состояние ускользнет от нас, ускользнет и Бог.
Переживание гением глубины и неисчерпаемости универсума, космической гармонии, невыразимой красоты и единства мира и последующее достижение просветления, ведет к трансформации его внутреннего мира, пробуждению творческого – Я и обретению нового творческого сознания и видения. По мнению Ричарда Бака, гении это люди, достигшие посредством озарения, уровня космического сознания, которое, как высшая стадия эволюции, является источником порождения новых свойств, способностей и новых смыслов.
Он считал, что пробуждение космического сознания пережили Будда, Кришна, Иисус Христос, Св. Павел, Плотин, Мухаммед, Данте, Френсис Бэкон, Уильям Блейк, Оноре де Бальзак, Уолт Уитмен и Эдвард Карпентер, а также Сократ, Эммануил Сведенборг, Уильям Водсворт, Ральф Эмерсон, Альфред Теннисон и Генри Торо.
Космический разум, по мнению автора, носит в различных теориях самые разные имена. Так Будда назвал эту способность “Нирваной», Иисус -“”Царствием Небесным», Павел назвал это состояние “Христос” или “Дух Божий”, Мухаммед назвал это чувство – “Габриэль”, Данте – “Беатриче” (“Дарящей счастье”), Бальзак персонифицировал Космическое сознание и назвал его “Специалистом”, а новое состояние “Специализмом”, Уитмен называл его “Моей Душой”, а Бэкон относился к Космическому Чувству, как к отдельной личности.
Эвелин Андерхилл считала, что в результате мистического единения с высшими силами, в человеке раскрывается незаурядная личность, «в нем может открыться гениальный художник, или первооткрыватель, или реформатор, религиозный или политический, или национальный герой, или вообще “великий подвижник” в сонме святых».
По мнению Елены Блаватской, «истинная гениальность является синонимом самосущего и бесконечного разума», более или менее верно отраженного человеком. В свою очередь, Р. Ассаджоли писал, что источником гениальности и таких высших чувств, как альтруистическая любовь, просветление и экстаз, является Высшее бессознательное или суперсознание. Именно оно является регионом, поставляющим человеку его высшие интуиции и интуиции вдохновения – художественные, философские либо научные, этические «императивы» и побуждения к гуманному и героическому действию.
Тесно связывая творческие достижения и высшие состояния,
Ауробиндо выделял несколько уровней сознания:
1. Высшее и Непроявленное.
2. Сатчитананда, высшее и проявленное: бытие, сознание, блаженство.
3. Супраментальное – сознание которое производит спонтанное действие, согласующееся с Божественной сущностью.
4. Сознание Глобального разума, являющееся мостом между Супраментальным и более низкими уровнями человеческого разума.
Кен Уимблер также представляет сознание в виде спектра:
1. Mind, Высшее Я, проявляющееся как идентификация с космическим сознанием, Абсолютом, Богом, Дао, Всеединым.
2. Трансперсональное Я, понимаемое как идентификация с Архетипами.
3. Экзистенциональное Я, представляющее идентификацию с биосоциокультурной средой.
4. Ego – идентификация с психосоматическим организмом.
5. Тень – отчужденное сознание, идентификация с искаженным образом Я.
Гениальность отождествляется с Высшим уровнем сознания – Mind, именуемого Брахмой, Атманом, Дао, Дхармакаей, Татхагатагарбхой, Христосом, Аллахом, Богом (Божеством)….». Сознание Mind – идентично предельной реальности универсума и области космического сознания и, именно на этом уровне человек идентифицирован с универсумом, Всеединым. «Этот уровень, – считает Кен Уимблер, – надо рассматривать не как анормальное или измененное, а скорее как единственно реальное состояние сознания, относительно которого все остальные уровни – существенно иллюзорны….». В то же время, отчасти на творчество гения влияет трансперсональная, сверхличная область спектра сознания, взаимодействующего с архетипами.
Механизмом и результатом перехода в высшее творческое состояние сознания является просветление, в результате которого пробуждается центр творческой силы, открываются новые каналы внутреннего восприятия и рождается новое видение мира, делающее реальность прозрачной и отзывчивой, красочной и податливой. Просветление представляет собой преодоление унылого, захлопнутого мира, порожденного узким, эгоистическим я, прорыв к единственно возможному естественному творческому состоянию сознания и возвращение к истинному дому человека–Вселенной.
В то же время все высшие, особые состояния сознания спроецированные в динамическое пространство творчества, проявляются в своей позитивности как творческое вдохновение. Данное предельно действенное и продуктивное состояние достигается путем вхождения гения в особое креатологическое пространство, представляющее собой взаимовложенность двух сродственных, взаимоподобных подпространств: внутреннего – окрыляющего творческого вдохновения и внешнего – стимулирующей творческой атмосферы.
Р. Мэй писал: «Мы не властны над озарением. Мы не можем подчинить себе творчество. Но мы можем войти в творческое состояние увлеченности и одержимости. Чем больше человек отдает себя встрече с неизведанным, тем более глубинные силы пробуждаются в нем».
«Так что, когда мы научимся перемещаться в «более высокие» пространства, -отмечал Тулку, мы сможем достигнуть большего понимания проблем, имеющих отношение к этому более низкому пространству, но кажущихся неразрешимыми в его пределах».
Творческое Вдохновение понимается как высший подъём духовных, эмоциональных и физических сил гения, продуктивно-действенное состояние, при котором он обретает способность к созданию своих наиболее совершенных произведений. В качестве основных характеристик данного состояния выступают:
1. Осознание величия универсного творчества, а также своей причастности к нему. Переживание своего всевластия и всемогущества, острое осознание неисчерпаемости внутренних и внешних возможностей.
2. Переживание высшего блаженства, глубокого сокровенного волнения, интеллектуального возбуждения, творческого потрясения и опьянения духа.
3. Наличие центра осознания и внутреннего покоя, обретение истинного я, свободно владеющего эмоциональным состоянием и актуальной ситуацией. При этом состояние творческого вдохновения проявляется как «внутренний экстаз с открытыми глазами», как высшее творческое исступление, сочетающееся с чистотой сознания и полной управляемостью. «Поэт – властитель вдохновенья. Он должен им повелевать» – писал Гете.
Сохранение трезвого сознания в состоянии вдохновенного эмоционального подъема отличало творчество Флобера, Золя, Гоголя, Достоевского, По, Данте, Гете, Леонардо да Винчи, Валери, Лондона. По мнению В.С Соловьева: «Высшее проявление гения требует не всегдашнего бесстрастия, а окончательного преодоления могучей страстности, торжества над нею в решительные моменты». «Значит необходима сила ума и воли,- говорил М. Арнаудов,- чтобы поставив в ряд, соразмерить и анализировать результаты вдохновения. Вдохновение результативно, когда оно охлаждено, выяснено, успокоено». При этом важным условием продуктивного творческого вдохновения, является утверждение творческого Я, переживание творцом конгруэнтности, обретения самости и подлинности своего существования. Так, Моцарт, описывая собственные состояния вдохновения, писал: “Когда я бываю самим собой, находясь в полном одиночестве и добром расположении духа…». В этом смысле состояние творческого вдохновения понимается как естественное, истинное, повседневное и даже единственно возможное состояние гения и каждого человека.
4. Целостность процесса и результата. Находясь в состоянии вдохновения, творец обретает способность охватывать все свое произведение одним взглядом, воспринимать его как единое совершенное целое. Так Моцарт мог слышать все партии своих опер одновременно: “Все это воспламеняет мою душу, и если меня ничто не обеспокоит, занимающий меня предмет все разрастается, приобретает конкретные очертания и форму, и весь целиком, как бы велик он ни был, возникает почти полностью завершенный в моей голове, так что я могу одним взглядом обозреть его целиком, подобно прекрасному полотну или изящному изваянию. Все части его не звучат в моем воображении последовательно одна за другой, а, как уже бывало, я слышу их все одновременно. Какой это восторг — на словах передать невозможно». Отто Людвиг также отмечал, что планы его драм, приходили ему внезапно, со сказочной быстротой во всей своей целостности, так, что он видеть все лица и все сцены до мельчайших подробностей.
5. Внезапность, неожиданность, молниеносность и спонтанность возникновения. Так Карл Гаусс вспоминал о своем внезапном открытии: « я преуспел, но не благодаря моим мучительным исканиям, а по божьей милости, я бы сказал. Как ударяет молния, так была решена и загадка…». В то же время большинство гениев отмечали, что внезапности порыва вдохновения предшествует период напряженных, сосредоточенных усилий: ««Вдохновение, -писал Рибо, – резко врывается в сознание, хотя и предполагает предварительную, скрытую работу, часто весьма продолжительную».
6. Динамичность, легкость и естественность процесса.
Вдохновение отличает текучесть ассоциаций, образов и мыслей, ощущение потока и полета. При этом существенно увеличивается способность личности спонтанно играть гипотезами, метафорами и отношениями. Моцарт так описывал состояние вдохновения «…мысли, и самые лучшие, идут потоком. Откуда и как, я не знаю и знать не могу…На бумаге все идет быстро, так как все уже готово, и редко записывается иначе, чем это было в голове».
7. Действенность и продуктивность потока. Сущностным отличием творческого вдохновения от других высших состояний сознания является его предельная результативность, трансформация и воплощение в творческих продуктах и шедеврах культуры. А.С. Пушкин, с необыкновенной точностью описывал сущностную действенность этого состояния:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Сверхчувствительность гения. Внутренним механизмом творческой реализации разнообразных трансперсональных состояний является такое качество личности как сверхчувствительность. Гениям присуща тонкость душевной организации, предельная острота восприятия, сверхестественная чувствительность, способность улавливать слабые, но значимые сигналы внешнего и внутреннего мира. При этом сама гениальность понимается как сверхчувствительность, как способность к ясновидению и предсказанию будущего, как обладание особыми, качественно новыми каналами восприятия, улавливающими сверхтонкие колебания и сверхслабые сигналы структурных, информационных и смысловых полей Космоса.
Платон утверждал, что: «Поэт – это нечто лёгкое, крылатое, священное», он должен быть «максимально чист и причастен высочайшей красоте», а В.С.Соловьев выделял среди наиболее важных качеств творца силу и тонкость чувств, нравственную чистоту и восприимчивость к высшим голосам. А.Г. Данилин отмечал, что «в эмоциональной тонкости и хрупкости – прячется гениальность. Именно она позволяет человеку отзываться на ритмы и зов вселенной, ..за тонкой эмоциональной чувствительностью, за низким порогом раздражения кроется способность к интуитивным догадкам, прорывам в бесконечность, решению жизненных задач того уровня, который ставили перед собой Никола Тесла, Дарвин или Наполеон».
А.В. Шувалов также считает, что “что в основе творческого гения лежит сверхчувственное восприятие, “сверхсознание”, которое у некоторых приобретает способность расширяться, вплоть до выхода на “Космический Разум”.
В учении Шри Ауробиндо, гениальность связывается с высшей ступенью духовной эволюции человечества, устремленной к абсолютному сверхсознанию. На высшем уровне активности интуитивного разума, – считал философ, – у человека открываются космические каналы и он становится способным воспринимать энергоинформационные потоки, идущие из космоса. Если такой выход за пределы обыденности становится постоянными и процесс единения с Космосом закрепляется, человек становится духовным генератором человечества и приобретает гениальные способности.
Согласно некоторым современным теориям сверхчувственного восприятия, гений обладает уникальным умением “подключаться” к информационному полю, к “ноосфере”- особой оболочке понятий и идей, которая окружает землю.
По мнению А.В. Мартынова, любая информационная система обладает своим собственным информационным полем, неразрывно связанным с информационными полями других систем, причем это взаимодействие осуществляется на разных уровнях. “Человек является колоссальным детектором, считывающим, как элементарный жидкий кристалл, всю голограмму пространственно-временных вибраций, содержащихся в информационном поле, в зависимости от уровня своего интеллекта и своей духовности и в соответствии со своей личной способностью настраиваться”.
Ю.Л. Каптен также говорил о высокой вероятности существования космических каналов, а также способности человека улавливать тонкие вибрации, воспринимать и считывать энерго-информационные потоки. “ Так, – пишет автор, – некоторые, выдающиеся духовные деятели Индии, например Рамакришна и Венкатараман Махариши, были малообразованными или вообще неграмотными, но после длительного нахождения в состоянии Самадхи (будучи в уединении!) стали глубокими знатоками священных текстов”. В то же время, согласно гипотезе В.И. Корнева, озарение не ведет к раскрытию каналов, а служит толчком к структурной перестройке уже имеющейся у человека информации.