Цитаты о творческом видении

0
5
Запись 2 из 2 в теме Цитаты о видении

Видение феноменальных миров

1. Мир Культуры

Смысловое видение

Если человек откровения должен увидеть объект, раскрывающий ему знание, которого он не имел раньше, или дающее ему нечто, чего у него не было, этот объект есть его собственная сущность, и ничто иное. Так с дерева своей личности он собирает плоды своего знания так же, как его образ, стоящий перед гладким зеркалом, есть не что иное, как он сам.
Ибн Араби (28 июля 1165 — 10 ноября 1240), исламский богослов, представитель и теоретик суфизма

Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.
Виктор Гюго (26 февраля 1802 — 22 мая 1885), французский писатель

Для художника все прекрасно, — утверждает, — так как в каждом существе и в каждой вещи его проницательный взор открывает характер, то есть внутреннюю правду, которая просвечивает под внешней формой. И это правда — сама красота.
Огюст Роден (12 ноября 1840— 17 ноября 1917), французский скульптор

Солнце движется вокруг Земли — это несомненно для органов чувств,
но ложно для ума. Земля движется вокруг Солнца — это очевидно для ума, но ложно для высочайшего видения. Ни Земля, ни Солнце не движутся; происходят лишь изменения в отношениях между сознанием Солнца и сознанием Земли.
Шри Ауробиндо (15 августа 1872—5 декабря 1950), индийский философ, поэт, йогин

…красота — не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра.
Осип Мандельштам (15 января 1891 — 27 декабря 1938), советский поэт и прозаик

Нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит.
Константин Паустовский ( 31 мая 1892 —14 июля 1968), русский советский писатель

Только ум, способный проследить неразрывную связь несовместимых на первый взгляд явлений, может создавать подлинные ценности.
Константин Паустовский

Мы видим вещи не такими, какие они есть. Мы видим вещи такими, каковы мы есть.
Анаис Нин (21 февраля 1903 — 14 января 1977), американская и французская писательница

Мы видим вещи не такими, каковы они есть, а такими, каковы мы сами.
Кен Кейес (19 января 1921 — 20 декабря 1995), американским автор книг по личному росту

Мы смотрим на себя, уже думая, что мы важны. И так оказывается, что мы чувствуем себя важными. Но тогда, когда человек научится видеть, он поймет, что он не может больше думать о вещах, на которые смотрит; а если он не может думать о вещах, на которые смотрит, то все становится неважным.
Карлос Кастанеда ( 25 декабря 1925 — 27 апреля 1998), американский писатель антрополог и мыслитель эзотерической ориентации

Мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каковы мы сами, – или же таким, каким настроены его видеть. Открывая рот, чтобы описать, что мы видим, мы в результате описываем самих себя, наши представления, наши парадигмы.
Стивен Р. Кови (24 октября 1932 — 16 июля 2012), американский консультант в области менеджмента

Хорошее видение должно иметь два измерения: измерение смысла и измерение вызова. Измерение смысла находится в постоянном уточнении. Что касается вызова, здесь речь идет о ясных целях — земных, временных и поэтому достижимых вещах. Если одно из этих измерений отсутствует, тогда видение обладает только половиной энергии или даже меньше.
Кобьёлл Клаус (род. 1948), немецкий бизнесмен, бизнес-консультант и автор

Ничто не существует таким, каким мы это видим. Ничто из того, что мы видим, не является таким, каким представляется нам. Наши глаза обманщики. Все,что кажется нам реальным, просто часть иллюзии. Нам кажется, что мы видим существующие вещи, но их нет.
Грегори Дэвид Робертс (род. 21 июня 1952), австралийский писатель

Наше зрение все время активно, оно подвижно, оно удерживает вещи в пространстве вокруг себя, оно утверждает все то, что существует для нас таких, какие мы есть.
Джон Бергер (Бёрджер) (5 ноября 1926 года —2 января 2017 года), английский писатель, поэт, критик, художник

То, что мы знаем или во что верим, влияет на то, как мы видим окружающие нас вещи.
Джон Бергер

Творческое видение

А обновление для тебя возможно — смотри только на вещи снова так, как уже начинал видеть их, — в этом обновление.
Марк Аврелий ( 26 апреля121 — 17 марта 180), римский император (161—180), философ, представитель позднего стоицизма

Всегда смотреть так: а что оно такое — то, что производит твое представление, и разворачивать его, расчленяя на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в пределах которого должно будет ему прекратиться.
Марк Аврелий

Вновь видеть то, что уже прошло. Сколько держав пережили превращение! Видеть вперед, что будет — тоже возможно. Оно ведь конечно будет единообразно и не уйдет от лада настоящего. Оттого и равно, изучать ли жизнь человеческую сорок лет или же тысячелетиями. Ну что еще ты увидишь?
Марк Аврелий

Я стремился… с любовью смотреть на то, что происходит вовне, и подвергнуть себя воздействию всех существ, каждого на его собственный лад, начиная с человеческого существа и далее — по нисходящей линии — в той мере, в какой они были для меня постижимы. Отсюда возникло чудесное родство с отдельными явлениями природы, внутреннее созвучие с нею, участие в хоре всеобъемлющего целого…
Иоганн Вольфганг Гете (28 августа 1749 — 22 марта 1832), немецкий поэт

Мое созерцание — является мышлением, а мышление – созерцанием.
Иоганн Вольфганг Гете

Главное, делать только то, что ты видишь и как ты видишь. Дорожите первым впечатлением, взволновавшем вас …прежде всего — повинуйтесь вашему инстинкту, вашему видению.
Жан Батист Камиль Коро (17 июля 1796 — 22 февраля 1875), французский художник

Совершенно неоспоримо, что то, что принято называть творчеством у великих художников, есть не что иное, как присущая каждому манера видеть, координировать и передавать природу.
Эжен Делакруа (26 апреля 1798—13 августа 1863), французский художник и график

Из всех этих моментов, образуется то вне, то внутри нас непрерывная бесконечная вереница внутренних и внешних моментов видений, своего рода кинолента. Пока длится творчество, она безостановочно тянется, отражая на экране нашего внутреннего зрения иллюстрированные предлагаемые обстоятельства роли…
Константин Сергеевич Станиславский (17 января 1863 — 7 августа 1938), русский театральный режиссёр, актёр и педагог

Творчество начинается с видения. Видеть — это уже творческий акт, требующий напряжения.
Анри Матисс (31 декабря 1869 — 3 ноября 1954), французский художник и скульптор

Меня от других отличает то, что я не признаю «перегородок» — они для меня прозрачны
Карл Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961), швейцарский психолог

Более того, сама Природа не спешит открывать свои тайны тем, кто просто смотрит и слушает. Качество зрения и слуха на любом уровне сознания определяются не остротой чувственного восприятия, а изменением отношения со стороны всей личности. Это изменение подразумевает созерцание – то есть самозабвенную внимательность, глубокое сосредоточение, саморастворение Я, создающее подлинное взаимодействие между видящим и видимым.
Эвелин Андерхилл (6 декабря 1875 — 15 июня 1941), Английская духовная писательница, мистик

Художники –глаза человечества …Они открывают в мире образы, которые никто не видал до них. В этом назначение художников. Люди всегда видят в природе только то, что раньше они видели в картинах. Поэтому-то новая картина, передающая природу с новой точки зрения, всегда кажется сначала неестественной и непохожей на правду.
Максимилиан Волошин (28 мая 1877 — 11 августа 1932), русский поэт, художник-пейзажист

Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение
Казимир Северинович Малевич (23 февраля 1879 — 15 мая 1935), российский художник

Язык или слова, написанные или произнесенные, похоже, не играют никакой роли в механизме моего мышления. Физические сущности, кажется, служащие элементами мышления, – это определенные знаки и более или менее ясные образы, которые можно “добровольно” воспроизводить и комбинировать… Типичный для меня стиль мышления – визуальный и моторный. Когда на сцену наконец вторгаются слова, они для меня носят чисто аудиативный характер, и появляются только на вторичном этапе.
Альберт Эйнштейн (14 марта 1879— 18 апреля 1955), немецкий, американский физик

Истинный поэт растит и углубляет свое созерцание; через него он растет сам; и из него выращивает свои лучшие создания…И самый талант его становится лишь живою и верною арфою узренных им содержаний.
Иван Александрович Ильин (9 апреля 1883 — 21 декабря 1954), русский философ, писатель и публицист
В художественном (как и во всяком духовном) творчестве у человека есть две функции, две способности, которыми люди бывают одарены не в равной мере: способность творческого созерцания и способность легкого и быстрого проявления, или, если угодно, удачного, яркого, меткого, может быть, приятного или сладостного выражения.
Иван Ильин

Художественное искусство возникает только из сочетания двух сил: силы духовно-созерцающей и силы верно во-ображающей и из-ображающей увиденное.
Иван Ильин

Созерцающее вчувствование может передаться любому жизненному содержанию или любому предмету, — воспринять его и культурно-творчески претворить его. При этом оно всегда обращено к реальностям, которые избираются и воспринимаются силою духовной любви.
Иван Ильин

Сколько бы человек ни старался, он не прибавит себе таланта…Но силу своего духовного созерцания художник может укрепить, углубить и очистить.
Иван Ильин

…Монэ победил. После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. Монэ даже прозвали «создателем лондонского тумана.
Константин Паустовский ( 31 мая 1892 —14 июля 1968), русский советский писатель

Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.
Константин Паустовский

Я необычайно остро вижу перед собой то, о чем я читаю, или то, что приходит мне в голову. Здесь сочетается, вероятно, очень большой запас зрительных впечатлений, острая зрительная память с большой тренировкой на «day dreaming», когда заставляешь перед глазами, словно киноленту, пробегать в зрительных образах то, о чем думаешь, или то, о чем вспоминаешь. Даже сейчас, когда я пишу, я, по существу, почти что «обвожу» рукой как бы контуры рисунков того, что непрерывной лентой зрительных образов и событий проходит передо мной.
Сергей Эйзенштейн (22 января 1898 — 11 февраля 1948), советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства

Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его.
Дени де Ружмон ( 8 сентября 1906— 6 декабря 1985) — швейцарский писатель, философ

Тогда я спросил, не считает ли он, что видение “лучше”, чем простое “смотрение на вещи”. Он ответил, что глаза человека могут выполнять обе функции, и ни одна из них не лучше другой. Приучать же себя только к одному из этих способов восприятия – значит безосновательно ограничивать свои возможности.
Карлос Кастанеда ( 25 декабря 1925 — 27 апреля 1998), американский писатель антрополог и мыслитель эзотерической ориентации

Я воспринимаю обоими способами. Если мне нужно смотреть на мир, я вижу его как обычный человек, как ты, например. Когда мне нужно видеть, я изменяю способ восприятия и вижу иначе.
Карлос Кастанеда

Но когда ты видишь, вещи никогда не бывают одними и теми же, и в то же время это те же самые вещи.
Карлос Кастанеда

Но каким способом отличить видение? — Когда ты видишь, то нет больше привычных черт в мире. Все является новым. Все никогда не случалось прежде. Мир становится неправдоподобным!
Карлос Кастанеда

Исторический момент в буквальном смысле стоит перед нашими глазами. Сезанн сделал сходное наблюдение с точки зрения художника. «Это всего лишь мгновение мировой жизни! Написать его во всей его реальности и забыть для этого обо всем! Стать этой минутой, быть чувствительной пластинкой… изобразить то, что видишь, забыв обо всем, что было до того…». Что мы сделаем с этим изображенным мгновением, когда оно встанет перед нашими глазами, зависит от того, чего мы ждем от искусства, а это, в свою очередь, зависит сегодня от нашего прежнего опыта переживания смысла картин, увиденных на репродукциях.
Джон Бергер (Бёрджер) (5 ноября 1926 года —2 января 2017 года), английский писатель, поэт, критик, художник

Совершенная целостность природы, находит отображение в специфически человеческой форме сплошь одушевленного восприятия. Можно сказать, что восприятие художника творит по образу и подобию природы.
Сергей Михайлович Даниэль (родился 20 ноября 1949 года), российский ученый, искусствовед

С точки зрения художника, слово «видеть» оказывается близким по смыслу слову «понимать.
Сергей Даниэль

Вместо слов или математических формул, Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений… Вербальные и математические плоды этих раздумий появлялись лишь после самого главного — творческого осмысления проблем.
Роберт Дилтс (род. 21 марта 1955), американский автор, психолог, консультант в области Нейро-лингвистического программирования (НЛП)

Метод творческого видения

…пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения…
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452— 2 мая 1519), итальянский художник и скульптор

Чем раньше человек поймёт, что существуют навыки, что существует искусство, помогающее ему последовательно совершенствовать свои природные способности, тем он счастливее…Органы человека, благодаря упражнениям, учению, размышлениям, удаче и неудаче, побуждению и сопротивлению, и опять-таки размышлениям бессознательно в свободной деятельности свяжут приобретённое с прирождённым, так что целое повергнет мир в изумление.
Последнее письмо Гете к В. Гумбольдту
Иоганн Вольфганг Гете (28 августа 1749 — 22 марта 1832), немецкий поэт

Среди всех искусств — искусство наблюдать есть самое трудное: тут важно не только всестороннее знание, но необходима и широкая опытность, так как при наблюдении какого-нибудь явления недостаточно только видеть его, надо расчленить явление и познать, в каком отношении части находятся к целому.
Николай Дмитриевич Зелинский (18 февраля 1861—31 июля 1953), русский и советский химик-органик, создатель научной школы

Эксперимент не должен сводиться к простому пассивному наблюдению. Он должен всякий раз, когда это возможно, активно вмешиваться в реальность, изменяя условия возникновения явлений, вопрошая природу строго определенным образом, так, чтобы видеть, каков будет ее ответ.
Луи де Бройль (15 августа 1892, — 19 марта 1987), французский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии

Нужно научиться видеть… Хороший глаз – дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками.
Константин Паустовский

Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.
Константин Паустовский

Одна из самых трудных вещей в мире, –это смотреть на что-либо просто.
Джидду Кришнамурти (11 мая, 1895 — 17 февраля, 1986), индийский философ, духовный учитель, писатель

Я — киноглаз. Я — глаз механический. Я — машина, показывающая вам мир таким, каким только я его смогу увидеть. Я освобождаю себя с сегодня навсегда от неподвижности человеческой. Я в непрерывном движении. Я приближаюсь и удаляюсь от предметов, я подлезаю под них, я влезаю на них, я двигаюсь рядом с мордой бегущей лошади, я врезаюсь на полном ходу в толпу, я бегу перед бегущими солдатами, я опрокидываюсь на спину, я поднимаюсь вместе с аэропланами, я падаю и взлетаю вместе с падающими и взлетающими телами.
Дзига Вертов (при рождении Давид А́белевич Кауфман (2 января 1896 — 12 февраля 1954), советский кинорежиссёр, один из основателей и теоретиков документального кино

Вот я, аппарат, бросился по равнодействующей, лавируя среди хаоса движений, фиксируя движение с движения от самых сложных комбинаций. Освобожденный от временных и пространственных рамок, я сопоставляю любые точки вселенной, где бы я их ни зафиксировал. Мой путь — к созданию свежего восприятия мира. Вот я и расшифровываю по-новому неизвестный вам мир.
Дзига Вертов

Виденье — это техника, которую нужно изучать.
Карлос Кастанеда

Изобретение камеры изменило способ видения мира. Видимое стало значить для нас нечто иное. Это мгновенно сказалось и на живописи. Для импрессионистов видимый мир уже иной, он не ждет, когда же человек его рассмотрит. Напротив, видимое становится текучим и мимолетным. Для кубистов видимое — это уже не то, что может поймать один взгляд, но все множество возможных взглядов на изображаемый предмет или изображаемого человека.
Джон Бергер (Бёрджер) (5 ноября 1926 года —2 января 2017 года), английский писатель, поэт, критик, художник

Когда мы «видим» пейзаж, мы помещаем себя в него. Если бы мы «увидели» произведение искусства прошлого, мы бы поместили себя в историю.
Джон Бергер

Видеть импрессионистически — значит видеть мгновенно, симультанно, глазом и чувством одновременно, всем напряжением естества. Это прототипическая реальность, переход в другое измерение, в семантическое пространство, где все существует синхронно, одновременно.
В.А. Леняшин (род. 22 июля 1940), советский и российский искусствовед

Одно дело — просто смотреть на предмет, но совсем другое — смотреть, рисуя предмет. Этот нехитрый эксперимент может проделать каждый. И вот рисунок выявляет в предмете то, что ускользало от рассеянного взгляда, а рисующий воочию убеждается в том, что он, собственно… и не видел предмета раньше.
С. М. Даниэль

 

Продолжение следует

Навигация по теме<< Предыдущая запись