- Основные теории творчества
- Универсные теории творчества
- Творчество как развертывание и воплощение Абсолюта
- Творчество как достижение и реализация Свободы
- Творчество как создание и реализация Возможностей
- Творчество как создание и реализация Целого
- Творческое развивающее взаимодействие
- Мирогенные теории творчества
- Реализация творческой позиции и смыслотворчество
- Творческая деятельность: основные теории
- Творчество как решение проблем
- Творчество как самоактуализация личности
- Творческий диалог, любовь и эмпатия
- Единая теория творчества
- Основные стадии творческого процесса
- Механизмы творчества – основания системы
- Универсные механизмы творчества
- Онтологические механизмы творчества
- Универсальные механизмы творчества
Творчество как продуктивная деятельность
Деятельность, активность человека, перманентное совершение чистых, лишенных привязанностей и желания плодов, действий («Бхагавадгита», 2в. до н.э.-2 в. н.э.); Изобретательность (inventio) (Лоренцо Вала, Леонардо да Винчи, 15 в.); Творческая самодеятельность (И. Кант, 1781); Творческая мощь человека, реализующаяся в непрестанной деятельности, примат практики над созерцанием (Г. Фихте, 1794);
Метод проб и ошибок (Т. Торондайк, 1911); Манипулирование материальными и идеальными объектами (Дж. Уотсон, 1928); Творчество как продуктивная, преобразовательная деятельность (С.Л. Рубинштейн, 1946), Манипуляция внешними символами или объектами с целью создания необычного или необыкновенного продукта (L. Fliegler, 1959); Создание новых произведений, которые оцениваются как надежные, полезные и удовлетворяющие группу (M. Stein, 1953); Процесс, в результате которого производится что-то новое – идея, объект, форма (Л. Хармон, 1955); Бихевиористская модель творчества (Б.Ф. Скиннер, 1976); Предметно-практическая, преобразующая деятельность, направленная на целесообразное изменение и преобразование мира (Э.Г. Юдин, 1978); Творчество как создание творческого продукта (Д. МакКиннон, 1978); Серия мыслей, актов и функций, которые приводят к возникновению продукта с атрибутами новизны и позитивной ценности (А. Ротенберг, 1979); Продуктивная активность, направленная на творческий результат (H. Gruber, 1981); Направленность на задачу, на цель (D. Simonton, 1984; H. Gruber, 1986), Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, нового, социально значимого продукта (А.П. Шептулин, 1983; Т. Шумилин, 1989); Способность человека производить новые идеи, инсайты, изобретения или артистические объекты, имеющие ценность (П. Вернон, 1986), «Производство новых социально значимых продуктов и изделий» (М. Мамфорд и С. Густафсон, 1988); Творчество как инновация, воплощение творческих идей в практику ( A.H. Van de Den, 1986; R. Kanter, 1988; M. Mumford, S. Gustafson, 1988, T. Amabile, 2000, M.A. West, 2002); Связь творческих стилей и творческих продуктов (G.J. Puccio, D.J. Treffinger, R. J. Talbot, 1995).
Творческий продукт как модель творчества (Д. Маккиннон, 1978; К. О’Quin, 1990; S.G. Iskaksen, K.B. Dorval, D.J. Treffinger, 1994).
Характеристики творческого продукта
1. Новизна (D.N. Morgan,1953, C.R. Hausman, 1987); редкость (Р. Милгрэм, 1976), новизна как а)оригинальность, подлинность, своеобразие, непохожесть (Г. Кауфманн, 1993, 2004); б) континуум: коррекция-качественное преобразование (M. Kirton, 1989; Г. Кауфманн,1993; Л. Новелли, 1993); Субъективная ( Психологическая) Новизна и Общественная ( Историческая) Новизна (М.А. Боден, 1994; Г. Айзенк, 1994); непредсказуемость, неожиданность, непредвиденность Ф. Баррон,1995); эффективная новизна (A.J. Cropley, 1999; M. D. Mumford, 2003);Творческое решение: новое и полезное, отрицающее старые идеи, результат сильной мотивации и упорства, результат прояснения проблемы (А. Newell, I. Shaw, H. Simon,1962); новое, ценное и элегантное (T. Amamile, 1987).
2. Новизна и соответствие (appropriateness – соответствие, уместность, целесообразность) сочетание новизны и полезности (usefulness), (K. Gilhooley,1982, Ф.Баррон,1995), новизна и ценность (M. Rhodes, 1987); новизна и “соответствие” (appropriateness – признание экспертов) ( T. Amamile, 1983; Л. Новелли, 1993); оригинальность, неожиданность и соответствие требованиям задачи (Р. Стернберг и Т. Любарт, 1996); новизна, соответствие, ценность (Л. Брискман,1980; С. Hausman, 1987); ”пригодность, эффективность, высокая степень выполнения цели” (C. Pearlman, 1983), новизна и социальная значимость (M. Mumford, S. Gustafson, 1988); оригинальность и адаптивность (соответствие, полезность, уместность) (Ф. Баррон, 1995); новизна и адаптивность (Т. Любарт, 2001); локальная полезность для группы и глобальная для человечества (J. Rensulli, 1990); новизна–традиция в контексте эффективности (И. Магиари-Бек, 1993); новизна и понятность (intelligibility) C. Hausman (1985).
3. Эстетичность, эмоциональность, гармоничность, красота и полезность (А. Пуанкаре, 1908), “эффективное удивление” – “effective surprise”, “шок узнавания” – “shock recognition” (Дж. Брунер, 1962, 1968); эстетическая ценность (М. Чиксзентмихайи, Дж. Гетцелс, 1971); таинственность (L. Briskman, 1980); высококачественность (Р. Стернберг, 1985,1988), а). уникальный, оригинальный, новый, б). хороший: адаптивный, полезный, эстетически приятный, соответствующий стандартам (S. W. Russ, 1993); оригинальность, адаптивность, эстетичность (М. Ранко, 1994); непредсказуемость, неожиданность, непредвиденность, способность вызывать удивление (Ф. Баррон,1995).
4. Комплекс критериев творчества: необычность, уместность, трансформативность и конденсированность (J.S. Dacey, G.F. Madaus,1969); Популярность, продуктивность, степень реконструкции понимания Универсума, широта влияния, степень новизны, общественная ценность (Я.А. Пономарёв,1976); синергетическое взаимодействие многих факторов (С. Pearlman, 1983; М. Чиксзентмихайи, 1990); Новизна, конвенциональность, эстетичность, достроение до целостности (Т. Amabile, 1982, 1983), новизна (оригинальность, удивительность), степень разрешения проблем, доработка и синтез (элегантность, мастерство) Матрица Анализа Творческого Продукта” (CRAM) (S. Besemer, D.Treffinger, 1981); Семантическая Шкала Творческого Продукта (СРSS) новизна (оригинальность, трансформирование видения реальности, зародыш нового), полезность, совершенство (элегантность, соединение сложности-простоты, понятность, искусность (S. Besemer, K. O’Oquin,1987);
Модель творческого продукта: а). новизна, статистическая редкость; б). адаптивность, решение проблемы, соответствие ситуации, достижение цели; в) оригинальность, достроение, совершенствование, развитие в целое, (Д. Харрингтон, 1990); структура критериев продукта творчества: новизна, уместность (соответствие) и элегантность (М. Мардок, С. Исаксен, С. Восбург, Д. Луго, 1993), триада критериев творчества: черты продукта, реакции реципиента, черты мыслительного процесса (Э. Нецка, 1994); новизна (удивительность, оригинальность), разрешимость (логичность, полезность, ценность, понятность), стиль (органичность, элегантность, искусность) (S.P. Besemer, 2006).