- Основные теории творчества
- Универсные теории творчества
- Творчество как развертывание и воплощение Абсолюта
- Творчество как достижение и реализация Свободы
- Творчество как создание и реализация Возможностей
- Творчество как создание и реализация Целого
- Творческое развивающее взаимодействие
- Мирогенные теории творчества
- Реализация творческой позиции и смыслотворчество
- Творческая деятельность: основные теории
- Творчество как решение проблем
- Творчество как самоактуализация личности
- Творческий диалог, любовь и эмпатия
- Единая теория творчества
- Основные стадии творческого процесса
- Механизмы творчества – основания системы
- Универсные механизмы творчества
- Онтологические механизмы творчества
- Универсальные механизмы творчества
Творческий диалог, любовь и эмпатия
Продуктивный диалог и майевтика – метод содействия рождения нового знания (Сократ, 5 в. до н.э.); Эрос, любовь и влечение к подлинно Прекрасному (Платон, 5-4 вв. до н.э.; Плотин, 3 в. н.э.); Любовь как фундаментальный принцип Бытия (Мон-цзы, 5 в. до н.э.); Пробуждение творчества с помощью коанов и притч-вопросов (Эйсай, 12-13 вв.); Гуманность (дзин) как творческий принцип: непосредственная связь между гуманностью в людях, творческим взаимодействием между людьми и процессом порождения в природе (Кайбара Эккен,1708); Творчество как развивающее общение, любовь и страсть (Л. Фейербах, 1843); Агапическая, заботливая и творческая любовь, как принцип развития и эволюции (Ч. Пирс, 1893); Взаимопомощь как фактор эволюции (П. А. Кропоткин, 1902); Теория социального действия и социогенная теория творчества (М. Вебер, 1904); Универсальная энергия жизни: либидо (З. Фрейд, 1905), оргонная энергия (В. Райх, 1927); «Консубстанциональность», тождество субстанциональных деятелей внутри творческой силы (Н.О. Лосский, 1917); Диалог как свободная, плодотворная, порождающая активность (М. Бубер, 1923), Подлинно реальная, всемогущая творческая сила любви (С.Л. Франк,1924); Проявление диалектического Эроса, “ars amandi, искусство любви” (Б.П. Вышеславцев, 1931), Тождество любви и творчества (Н.А. Бердяев, 1931); Коммуникация и “бытие с другими” как изначальный феномен человеческого бытия (К. Ясперс, 1935); Творчество как любовь продуктивная и созидательная сила ( Э. Фромм, 1956);
Результат отношений субъекта со средой и другими людьми (V. Lowenfeld, 1957); Творчество как любовное приключение с миром (Ph. Greenacre, 1957); Результат открытости миру, встречи и активных взаимоотношений с ним (G. Schachel, 1959); Взаимоотношения между индивидуумом и материалами, людьми, обстоятельствами (К. Роджерс, 1962); Проявление диалогического сознания (М. Бахтин, 1964); Сотворчество автора и читателя, интерактивность как воздействие реципиента на художественный объект (Р. Барт, 1971); Диалогическая природа мышления, творчества и культуры (В.С. Библер, 1975, 1990); Коллективное творчество и эффект фасилитации (А. Осборн, 1952, E. Necka,1985); Встреча человека и его мира (R. May, 1975); Творчество как способность задавать вопросы (C.J. Kasperson, 1978; J.A. Glover, 1979; N.L. Artley, R. Van Horn, D.D. Friedrich, J.L. Carroll, 1980); Творчество как функция трансанктных отношений между индивидом и окружением (“Contricipation”) (M. Stein,1974); Социальный контекст творчества: теория конвенциональности творческого продукта (T. Amabile, 1982, 1996); Бесконечно изменяющееся чередование “восприятия и ответа” (Р. Вайсберг,1986); Взаимодействие с экспертами, профессиональной сферой и культурой (M. Csikszentmihalyi, 1988; H. Gardner, 1993); Творчество как процесс влияния (Д. Саймонтон,1988); Процесс сотворчества в научном открытии, резонанс и совместное создание смыслов (D.E. Rumerhart, 1990, 1996); Сообщества создающие знания: коммуникация сфокусированная на создание теорий, решений, открытий (C. Bereiter, M. Scardamalia, 1993); Творчество как диалог и взаимное участие (D. Bohm, 1992, 1996); Связь игры, эмоций и творчества (S.W. Russ, 1993, 2009); Сотворчество, взаимность, встреча и сотрудничество (Ф. Баррон,1995); Диалог как средство духовного преображения личности» (Т.А. Флоренская, 1995); Модель эмоционального резонанса (T. Lubert, I. Getz, 1997); Творчество как эмпатия (Е.Я. Басин, 1999, 2000); Стимулирующее влияние на творчество «Систем групповой поддержки» Group Support Systems (GSS) (E.L. Santanen, R.O. Briggs, G.J. de Vreede, 2000, 2006); Трансформативные высказывания, меняющие отношения между участниками диалога (М. Эпштейн, 2004); Диалог как форма и средство научного творчества (А.С. Майданов, 2008).
Творчество как диалог с полисферной средой. Влияние на креативность семейных условий: (D. M. Harrington, J. H.Block, 1987, M.D.Mumford, S.B. Gustafson,1988, J. Lautrey, T.I. Lubart,1998); школьной среды (R.J. Sternberg, T.I. Lubart, 1991, S.Z. Dudek, M. Strobel, M.A. Runco, 1993; профессиональной среды: W.M. Williams, L.T. Yang, 1999, I, Getz, A.G. Robinson, 2003; технологической среды: T. Proctor,1999, M. Edwards, 2000, T. Lubert, 2003; социо-культурной среды: A.M. Ludwig,1992; М. Чиксентмихайи, 1988, 1996; D.K. Simonton,1997, R.J. Sternberg, J.C. Kaufman, J.E. Pretz, 2002, R. Florida, 2002; E. Rudowicz, 2003; K. Coessens, 2006; M. Stern, S. Siefert, 2002; T. Paris, 2007; влияние на креативность организационной культуры: “Модель соответствия (The Fit Model) актуализация творческого потенциала сотрудников в организационной культуре конгруэнтной их ценностям, интересам” (B.W. Schneider, 1975, 2001); W. M. Cohen, D.A. Levinthal; C.A. O’Reilly, 1991; F. Damanpour, 1991; D.A. Levinthal, J. G. March, 1993; T. Amabile, 1996, 2000; M.A. Glynn, 1996; S.G. Scott, R.A. Bruce, 1994; S.L. Brown, K. M. Eisenhardt, 1998; A. H. Van de Ven, E.D. Polley, R. Garud, S. Venkataraman, 1999; K. E. Weick, 2000; A.E.M. Van Vianen, 2000; M.A. West, 2002; E. Miron, M. Erez, E. Naveh, 2004); Теория творческого лидерства: способность производить изменения (G.J. Puccio, M.C. Murdock, M. Mance, 2007); Оптимальные сетевые связи, стимулирующие творчество (J.E. Perry-Smith, 2006; M. Baer, 2010).