Творческое отношение к конфликтам и основные приемы их разрешения

Творческое отношение к конфликтам и основные приемы их разрешения

С.Л. Марков

В наиболее общем виде любой конфликт представляет собой отраженное на психологическом уровне некоторое фундаментальное противоречие между имеющимся и оптимальным, между реальностью и идеалом. При этом индикатором несовершенств и структурных деформаций разноуровневых отношений выступают отрицательные эмоции и переживания.
На экзистенциальном и социальном уровнях конфликт проявляется как первый этап временной структуры творческого акта, представляющей собой определение проблемы и ее разрешение.  В этой связи говорят о  конструктивной функции конфликта и рассматривают его как начало, толчок, импульс к развитию и совершенствованию систем любого уровня сложности.
Развивающий  потенциал конфликта состоит в прояснении и анализе собственных недостатков и неудач, ошибок и несовершенств партнера, осознании объективных противоречий актуальной ситуации,  а также в поиске средств их устранения. Любой конфликт представляет собой проблему,  которая усилием творческой воли может быть превращена в новую возможность, в источник углубления знаний о себе,  других и внешней среде, трансформирована в энергию их совершенствования и развития.
Творческое отношение к конфликту предполагает рассмотрение его как увлекательной проблемы, тайны, развивающей творческой задачи, требующей своего эффективного и красивого разрешения. Принимая  конфликт как вызов, источник внутреннего роста, предвкушая высшее наслаждение от его разрешения и самоусиления, творческая личность не только рассматривает его как нечто неизбежное и должное, но и сама сознательно ищет и разрешает глубинные противоречия  действительности, тем самым приближая себя, других и обстоятельства к идеалу.
Творческий подход к конфликту всегда подразумевает стремление выявить нераскрытые возможности всех структурных компонентов конфликтной ситуации, извлечь из него урок, пользу, выгоду, умение сделать выводы, чтобы стать совершеннее, глубже и сильнее.
Целостный, творческий подход к конфликту предполагает управление своей активностью, сознательное направление ее в разные содержательные русла. Согласно мнению И. М. Коряка и Ф. М. Бородкина (1983), в самом начале конфликта необходимо выделить те стороны ситуации, подвергающихся нашему влиянию, а также те, которым можно позволить “вызревать” самостоятельно. Одновременно необходимо внимательно следить за развитием конфликта и определять, когда необходимо ждать, когда подготавливать необходимые события, а когда решительно действовать [1].
Творческое отношение к конфликту, к оппоненту и к самому себе носит многоуровневый, иерархический характер и включает аксиологический, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые реализуются с помощью соответствующих пар механизмов творчества.
Наиболее сущностным и фундаментальным механизмом творческого разрешения конфликта является идеализация, которая состоит в видении, признании и подчеркивании сущностного достоинства оппонента, в пробуждении и развитии его идеального–Я. Данный механизм предполагает акцентирование внимания на наиболее общих, объединяющих ценностях и целях, на скрытых, развивающих возможностях самого конфликта, на его целостном восприятии и на идеальном плане его разрешения.
     Идеализация всегда предполагает решение конфликта путем синтеза, созидания, объединения, использования системного качества целого. Именно на созидающем, развивающем принципе разрешения конфликтов   всегда настаивал в своих работах Н.К. Рерих. Он считал, что осуждение, критика, грубость, суетливые действия, компромиссы и уступки никогда не приведут к победе. Единственный путь к ней это созидающие, обогащающие усилия,” принесение света”, которое уменьшает тьму [4].
Оригинальность и идеальность творческих решений конфликта  состоит в выходе за пределы простого компромисса, в освобождении из связки “или-или” и в переходе в новое, высшее измерение, в открытии новых возможностей, которые “не делят, но увеличивают пирог”.
Целостный подход к проблеме предполагает создание его целостной, многомерной модели, переход к анализу над – и подсистем оппонентов, определения их прошлого и будущего.
Более частным механизмом идеализации является антиципация, которая, в частности, проявляется в виде приема –создание свершившегося факта. По мнению Т. Котарбинского (1975), охранительные и предупредительные действия требуют меньше  издержек, чем конструктивные [2]. Для получения желаемого состояния вещей, с возможно меньшим расходом ресурсов, необходимо заранее, когда это сравнительно легко, совершить действия и создать условия, которые автоматически бы привели в определенный момент к необходимому состоянию вещей .
      Проблематизация состоит в выявлении, осознании и признании самого факта существования конфликта, в понимании истинного положения вещей, в принятии ситуации такой, какой она есть на самом деле. При этом конфликт определяется в виде нашей общей  проблемы”, при котором противником становится не оппонент, а сама конфликтная ситуация, требующая скоординированных  усилий по ее устранению.
В то же время проблематизация заключается в определении ключевого противоречия, лежащего в основе конфликта, в акцентировании различий и своеобразия субъектов взаимодействия, в раскрытии ядра, сути, “жала” конфликта, в определении глубинной, часто скрытой, конфликтующей пары мотивов.
При этом само осознание и определение “общей проблемы” проходит ряд стадий. На первом  этапе признается сам факт существования проблемной, конфликтной ситуации, индикаторами которой выступают отрицательные эмоции, чувства напряжения и дискомфорта.
На втором   этапе осознаются и формулируются противоположные цели и позиции оппонентов. И только на третьем  этапе определяется истинные, глубинные интересы участников конфликта, раскрывается его сущность  и ключевое противоречие, что порождает новые возможности и  облегчает нахождение красивых, и простых решений.
Часто именно подчеркивание своеобразия и отличий оппонентов служит основой и эффективным приемом решения конфликта. Так примером разделения во времени и пространстве двух противоречивых функций является “принцип деления торта”  – один разрезает, а другой выбирает.   Еще одним примером разведения противоречивых тенденций служит сам выбор конструктивной тактики поведения в конфликтной ситуации – быть мягким в отношении с людьми и жестким по отношению к проблеме.
     Децентрация понимается как учет и генерация различных точек зрения на конфликт. В то же время она представляет собой расширение подходов к конфликту, расшатывание стандартных ожиданий, шаблонов и стереотипов, продуцирование всевозможных альтернатив, оригинальных идей и взаимовыгодных вариантов его решения.
Вместе с тем децентрация проявляется как инверсия своей стратегии и линии  поведения в конфликте, в отказе от его решения с помощью систематических усилий, трансформации “вреда в пользу” и использовании в своих целях энергии негативных факторов ситуации.
   Симплизация   проявляется как предельное упрощение и прояснение конфликта, как его схематизация, формализация и алгоритмизация. Само упрощение конфликта, представление его в виде схемы, символа, метафоры, притчи, анекдота позволяет ясно увидеть его  скрытую сущность, ведет к возникновений простых и красивых идей его разрешения.
Эффективным способом предотвращения и сглаживания конфликтов является реализация всевозможных символических жестов и ритуалов: рукопожатий,  подарков, бесед с глазу на глаз, дружеских обедов. Все наиболее острые конфликтные отношения требуют своей формализации, регламентации  и сведения к ритуалам, что существенно их  снижает эмоциональный накал, сглаживает напряжение. Наглядным примером  полезности и продуктивности данного приема является традиционная практика организации судебных заседаний и парламентских дебатов.
     Идентификация   состоит во вживании во внутренний мир оппонента, в переживании его уникальных обстоятельств, понимании его отношения к  своему оппоненту, к самому себе и к актуальному конфликту. Данный механизм позволяет прояснить сущностные желания, мотивы и стремления оппонента, увидеть себя его глазами. По мнению Р. Фишера и У. Юри (1981) именно искусство видеть ситуацию такой, какой она представляется другой стороне, является одной из важнейших способностей, обеспечивающих успешное решение межличностных проблем и конфликтов [5].
      Медитация понимается как чувственное отстранение от конфликта, избавление от своей субъективности и эгоцентрических эмоций, понижение значимости конфликта, его анигиляцию и уход от него. Часто для успешного решения конфликта необходимо просто отвлечься, подняться над собой и над конфликтной ситуацией, увидеть новые высшие возможности, измениться самому и изменить свое отношение к нему.
      Самоактуализация как механизм и обобщенный прием разрешения конфликтов заключается в открытом и честном изложении своей позиции, в полном и искреннем выражении своих чувств переживаний. В то же время это и признание своего права быть самим собой, уважение своей позиции, твердое ее отстаивание, защита своих прав без ущемления прав  другого.
  Персонификация как механизм разрешения конфликтов заключается в предоставлении оппоненту права на свободную активность, в создании  условий для открытого выражения его эмоции и истинных желаний,  в пробуждении у него ответственности за продуктивное разрешение конфликта
Реализация данного механизма проявляется в сознательном стимулировании инициативной активности оппонента, в формировании у него заинтересованности в успешном решении конфликта. В то же время персонификация заключается в создании внешней среды, которая способствует разрешению конфликта, и использовании в своих целях энергии, активности, возможностей оппонента и обстоятельств.

Алгоритм и временная структура разрешения конфликта.
Творческое отношение к конфликту предполагает учет природы, стадии развития, качественной специфики и уникальности каждого конкретного конфликта и, в то же время, последовательную реализацию некоторого обобщенного и инвариантного алгоритма, включающего следующие этапы:
I. Прояснение и определение проблемы.
1. Предоставление оппоненту возможности выразить свою позицию, эмоции и желания.
2. Свободное и искреннее выражение своей позиции.
3. Выяснение точки зрения оппонента на конфликт: какие, по его мнению, мои и его действия лежат в основе конфликта.
4. Высказывание своей точки зрения на конфликт: какие его и мои действия привели к конфликту.
5. Краткое определение сущности конфликта как “нашей общей проблемы”.
II . Анализ  проблемы и  выявление  причин  конфликта.
1. Выяснение того, что оппонент думает о моих целях и причинах конфликта.
2. Высказывание своего мнения о его целях и причинах конфликта.
3. Определение его (своих) декларируемых позиций, целей.
4. Определение ценностей, норм, целей и ориентаций тех групп и подсистем, которые мы представляем.
5. Определение всего спектра и приоритетов его (своих) глубинных, истинных интересов и мотивов.
6. Определение всего того, в чем мы сходимся и расходимся.
7. Определение сути, ключевого противоречия конфликта.
III.   Разрешение  конфликта.
1. Формулировка позиции оппонента и выявление условий, при которых позиция была бы справедливой.
2. Предоставление оппоненту права сформулировать вашу собственную позицию и определить условия, при которых бы она могла быть выполнимой.
3. Предложить свои собственные варианты выхода из конфликта:
а) какие бы ваши действия могли разрешить конфликт;
б) какие бы действия оппонента разрешили конфликт;
в) какие возможные следствия вытекают из этих действий;
г) какие выгоды могут принести ваши действия оппоненту;
д) какие внешние условия разрешения конфликта.
4. Выслушивание предложений оппонента, касающихся его собственных и ваших действий, их следствий, выгод, а также условий разрешения конфликта.
5. Совместная генерация нестандартных, оригинальных, направленных в будущее идей, расширяющих круг возможностей, приносящих взаимную выгоду и открывающих качественно новые решения, которые “увеличивают пирог “.
IV. Оценка, выбор и принятие решения на основе объективных принципов, высших общих ценностей, а также на основе критериев творческого продукта.
V. Реализация  совместного  решения.
Стратегии, стили и приемы творческого  разрешения конфликтов. Творческое отношение к конфликту включает гибкое применение различных стратегий, стилей и приемов его разрешения, зависящих от его объективной природы и субъективной значимости, степени развития, а также от индивидуальных особенностей оппонентов. При этом частные приемы являются конкретными проявлениями более общих приемов и механизмов творческого разрешения реальных, качественно своеобразных конфликтных ситуаций.
Творческая   стратегия  разрешения конфликтов реализуется с помощью таких стилей, как  компромисс  и  сотрудничество, которые конституируются на основе следующей системы приемов [2, 3].
1. Создание идеального плана идеальных условий разрешения конфликта и перенос их в актуальную, реальную ситуацию.
2. Нахождение в оппоненте позитивных, полезных качеств, сосредоточение на них, их использование и развитие.
3. Создание условий, актуализирующих необходимые конструктивные качества и действия оппонента. При невозможности изменить оппонента, менять его условия.
4. Разрешение неразрешимого конфликта на уровне надсистемы. Объединение частных противоречивых позиций путем создания общей, надсистемной объединяющей цели. Решение конфликта с помощью привлечения посредников, использование влияния референтной группы, нахождение опоры в высших ценностях и объективных критериях.
5. Разделение оппонентов и их конфликтных действий в пространстве и времени.
6. Использование различных психических состоящий оппонента, предварительное создание “полезных”,  благоприятствующих разрешению конфликта состояний.
7. Использование приема “ногу в дверную щель” – осуществление неприемлемых для оппонента действий в малой мере и кратковременно.
8. Наполнение старых, привычных для оппонента форм необходимым и новым содержанием.
9. Применение приема “вред в пользу” – предоставить оппоненту возможность открыто проявить свою негативную энергию, усилить ее и направить на разрушение барьеров и причин конфликта.
10. Нейтрализация одного вредного фактора другим: столкнуть двух своих оппонентов; нейтрализация одного недостатка оппонента другим; рассмотрение своих актуальных отрицательных переживаний с точки зрения возможных или реальных более острых страданий.
11. Разложение и ранжирование спектра интересов: уступить в том, что не значимо для вас, но важно для оппонента, настоять на том, что для вас актуально значимей, чем для оппонента.
12. Занятие позиции оппонента, вживание в его внутренний мир и обстоятельства.
13. Применение приема “визуализация” – ярко представить конфликт на мысленном экране, наблюдать за поведением оппонента и самого себя, вносить поправки, управлять, выступать в качестве режиссера.
14. Использование “принципа невмешательства” – показать оппоненту выгоды идеальных отношений и предоставить ему право проявлять инициативу и самостоятельно разрешать конфликт.
15. Использование всех благоприятных возможностей и энергии обстоятельств. “Пусть в бою из-за твоей спины дует ветер и светит солнце” (А. Македонский).
Данная система приемов направлена на использование и реализацию тех новых и уникальных возможностей, которые открывают перед субъектами диалога многочисленные и неизбежные конфликты, естественно вплетающиеся в живую ткань пульсирующей реальности.
Любой конфликт является вызовом, который бросает личности объективная действительность, испытанием, риском, призывом к совершенствованию себя, других и окружающих обстоятельств, импульсом  к их продвижению и приближению к идеалу.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск : Наука, 1989. – 190 с.
2. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. – М. : Экономика, 1975. – 271 с.
3. Корнелиус С., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Стрингер, 1992. – 216с.
4. Рерих Н.К. Действие // Мир через культуру. Ежегодник. – М.: Совет. писатель, 1990. – ЗЗ4 с. – С.34-36.
5. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1992. -158 с.

Марков С.Л. Творче ставлення до конфліктів та основні прийоми їх розв’язання/С.Л.Марков // Матеріали регіональної науково-практичної конференції.- Чернівці: Прут, 1999.- С.48-55