Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации

0
7
Запись 2 из 19 в теме Психология творчества

Творче управління і управління творчістю в новітній креатологічній формації // Правові та соціально-психологічні виміри новітнього інформаційного суспільства. Колективна монографія в 10-ти томах/Том9.  за ред. В.К.Гіжевського, С.Л.Маркова –К.: ВНЗ «Університет економіки та права «КРОК», 2015. –424с. -C.252-266.

Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации
С.Л. Марков

Аннотация. В статье определяются качественно своеобразные отличительные признаки новой социокультурной креатологической формации. Раскрывается содержание таких понятий как креативная экономика, креативные индустрии, креативный город и креативный класс. Уточняются и определяются понятия креативного менеджмента и менеджмента креативности. Креативный менеджмент рассматривается как качественно высший вид управления, в основе которого лежит реализация творческого видения и творческой позиции руководителя.
Ключевые слова: креатологическая формация, креатогенное общество, креативная экономика, творческое управление, управление творчеством

Характерными признаками современного мира является глобализация всех социально — экономических и общественно-политических процессов, трансформация ценностных систем и ориентиров, повышения степени перегруженности и пресыщенности информационного пространства, стремительное развитие новейших коммуникационных систем и сети Интернет.
В свою очередь экономическая ситуация характеризуется неопределённостью тенденций рынка, гиперконкуренцией, сменой лидеров экономического развития, растущими потребностями потребителей и сотрудников, плюрализмом форм хозяйствования, моделей и методов управления.
Динамизм и сложность всех современных процессов, неожиданность и непредсказуемость изменений, приводят к нарастанию кризисных явлений, росту новизны и непредвиденности разноплановых проблем и конфликтов.
Сегодня происходит смена эпох мирового социокультурного и экономического развития, которая с необходимостью сопровождается масштабными катаклизмами, экстремизацией проявлений политической жизни, появлением глобальной угрозы терроризма.
В то же время причиной современных катаклизмов, а также глобальных и локальных кризисов и разноплановых конфликтов состоит не только не в каком-то особом конфликтогенном времени, а часто в непонимании специфики новых реалий, в неготовности политического истеблишмента и топ-менеджмента ведущих стран отвечать на сложные, неожиданные вызовы времени, в отсутствии у управленцев творческого видения и качественно новых, творческих моделей, стилей и методов управления.
По мнению исследователей ведущего японского аналитического центра- Института Номура (Nomura Research Institute — NRI), в настоящее время на смену сельскохозяйственной, индустриальной и уже информационной эпохе, приходит новая эпоха творчества [ 1 ]. В то же время можно утверждать, что отличительным признаком настоящего времени является наложение, совместное существование нескольких эпох, которые объединяются и голографически вкладываются в качественно новую креатологическую или культурно-творческую эпоху.
Так сегодня продолжается процесс формирования постиндустриального или информационного общества, в котором развитие и успех определяются не материальными ресурсами, а владением наибольшим количеством ценной информации и способностью к ее быстрой обработке. Одновременно в мировой экономике снова набирают вес такие факторы и критерии функционирования прошлых формаций как продовольственные, природные и человеческие ресурсы, которые и определяют качественно новый характер экономических и общественных отношений.
Так не только борьба за информацию, но и войны за пресную воду и таланты начинают определять новые тенденции в мировом развитии.
Проблема возникновения и становления новой творческой эпохи стала предметом осмысления и исследования во второй половине ХХ столетия. Так Т. Манро (1963) выделил основные характеристики творческой эпохи, которые включали: а) наличие гениальных личностей; б) условий и средств для трансформации их свободной энергии в артефакты; в)учреждений готовых дать им профессиональное обучение; г) других людей способных оценить и признать достижения творцов [2].
Сам термин «креатогенное общество» ( creativogenic society), которое понималось как определенная формация, активизирующая творчество всех его членов, был введен и описан С. Ариети (1976). При этом автор определил девять социально-культурных факторов креатогенного общества, среди которых можно выделить: наличие культурных средств и ресурсов, открытость к различным культурным стимулам, стремление членов общества к высоким достижениям; свободный доступ к средствам культуры, свобода мыслей и действий; чувствительность к разным и даже контрастным культурным стимулам; терпимость к различным мнениям; взаимодействие значимых личностей, стимулирование с помощью наград и поощрений [3]. Анализ и изучение особенностей креатогенных эпох, а также основных факторов порождения гениев и творческих личностей проводился в работах Дж. Гоуэна, М. Олсона (1979) [4], Д. Саймонтона (1994) [5], М.Чиксентмихайи (1996) [6], K. Seltzer, T. Bentley (1999) [7], С.Л. Маркова (1999) [8].
Сегодня можно говорить о становлении и утверждении новой «креатологической формации», особого культурно-творческого пространства, которое вмещает в себя такие относительно самостоятельные сферы и автономные миры как креатогенное общество, креативная экономика, тотальное искусство и универсальная творческая личность.
Сущность креатологической формации определяется тем, что именно творчество является ее порождающим центром, смыслоопределяющим ядром, упорядочивающим принципом, высшим критерием и целью.
Отличительной чертой и сущностным критерием креатологической формации выступает распознавание и производство новизны, умение продуктивно решать сложные проблемы, генерировать новые открытия и идеи, а также решительно внедрять их в практику.
В данной формации ключевым фактором развития становится уже не информация, а способы, методы и приемы ее создания и, главное, таланты и творческие личности, которые генерируют новые идеи и решения. При этом именно творчество приобретает статус сущностного критерия, движущей силы и целевой функции социально-экономического и социокультурного развития. Вместе с тем важно подчеркнуть, что в креатологической формации, творчество рассматриваться не только как условие и средство, как ключевой фактор или ресурс, но и как высшая цель развития общества, организаций и личности.
При этом в креатологической формации кардинально меняются функции производства, бизнеса и менеджмента. Так, самым прибыльным товаром становятся не материальные продукты, а оригинальные идеи, артефакты, уникальные интеллектуальные и культурные творения, программное обеспечение, произведения новой тотальной, пронизывающей все виды и сферы деятельности, культуры.
В свою очередь главной целью управления становится привлечение, концентрация, стимулирование и развитие талантов, создание стимулирующей культурно-творческой среды, организация инновационной деятельности, а его новыми моделями — такие качественно новые формы управления как креативный менеджмент и менеджмент креативности.
В работах Т. Манро, С. Ариети, Дж. Гоуэна, М. Олсона, Д. Саймонтона, M. Чиксентмихайи, С.Л. Маркова [3-8] были описаны ключевые факторы и характеристики креатогенного общества.
Одновременно целесообразно выделить основные качественно-определяющие признаки более фундаментальной креатологической формации, которая включает креатогенное общество в качестве своего важного компонента:
1. Утверждение творчества как самостоятельной, высшей ценности, признание высокого престижа творческой деятельности,
а) Безусловные приоритеты развития творческого потенциала общества, организаций, групп и личностей.
б) Признание творческой, талантливой личности, которая создает материальные и духовные ценности, высшим богатством общества и организаций.
2. Приоритетность и высокий уровень развития культуры.
а) Богатая и разнообразная культурно-стимульная среда. Плюрализм и вариативность культурных течений и мнений.
б) Наличие разнообразных творческих артефактов, шедевров, культурных образцов для подражания.
в) Свободный доступ всех членов общества к ресурсам и средствам культуры.
г) Наличие условий диалога с выдающимися, талантливыми личностями.
д) Создание и содействие существованию культурных, творческих центров, концентрирующих интеллект и таланты, объединяющих ярких творческих личностей, новаторов, энтузиастов и специалистов разных специальностей.
3. Демократичность и гуманистичность общества.
а). Терпимость и толерантность ко всему иному.
б) Свобода действий, выбора и мнения, свобода передвижения и возможность свободного выбора места жительства.
в). Социальная стабильность, высокое качество жизни, наличие компетентной элиты, специалистов высшей квалификации, харизматичных лидеров, обладающих творческим видением.
г) Высокий уровень личной, общественной и финансово-экономической безопасности.
4. Развитие и становление творческой экономики, креативных и культурных индустрий.
а) Государственное обеспечение торжества закона, экономической свободы, благоприятного предпринимательского климата.
б) Государственная и общественная поддержка креативных индустрий и наукоемких, высокотехнологичных производств, творческого предпринимательства, инновационного и венчурного бизнеса.
в) Создание и содействие существованию «творческих кластеров», «инновационных инкубаторов», «технополисов», «технопарков», обеспечение тесного взаимодействия правительства, местной власти, бизнеса, университетов и фондов.
г) Поощрение изобретательского творчества, создания прозрачной и простой системы трансфера идей, обеспечение быстрой реализации изобретений и открытий, а также прямого вклада индивидуальных творческих достижений в социально-экономическое развитие общества.
5. Системно организованное, высококачественное образование и эффективная наука, щедро финансируемые фондами и государством.
а) Свободный, лишенный дискриминации, равный для всех доступ к образованию.
б) Развитая система семейного и дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, направленных на развитие творческого потенциала личности.
в) Наличие творческих учителей, менторов, коучей, экспертов и консультантов, тренеров по развитию творчества.
г) Полнота, объективность и доступность информации, развитая инфраструктура распространения знаний.
д) Создание и содействие существованию научно-практических центров, направленных на разработку и внедрение программ развития творчества и инноваций, на пробуждение, активизацию творчества, самовыражение и создание интеллектуальных и художественных ценностей.
6. Создание стратегии и системы щедрого и немедленного награждения изобретательства, научного и художественного творчества, наличие программ наград и поощрений, использование широкого спектра материальных и моральных стимулов.
В ряде работ современных исследователей предлагается конкретизация, «пространственная организация» и институализация креатологической формации, раскрываются условия, формы и специфика проявления ее компонентов в реальных социально-экономических практиках.

Модель творческого города. Так Ч. Лэндри (2000, 2005) предложил модель «Творческого города», которая включает совокупность условий, факторов и стимулов управлением творческим процессом, а также систему стимуляции свободной реализации творческого потенциала групп, организаций и творческих личностей [9]. По мнению Ч. Лэндри, создание и культивирование благоприятной для творчества городской среды, заключается в формировании в городах культурных кластеров, многофункциональных предпринимательских и культурных пространств, «колоний художников», в предоставлении предпринимателям офисов и мастерских на льготных условиях.
Творческий класс. Р. Флорида (2002, 2005) выдвинул идею, что постиндустриальная экономика рождает новую социальную группу, сообщество креативных профессионалов или «творческий класс», который становится сегодня все более влиятельной силой и выступает как ядро современного общества, как главный ресурс и фактор производства [10 ]. По мнению автора, представители «креативного класса», это образованные, талантливые и толерантные люди, которые обладают собственной системой ценностей и занимаются производством и распространением новых знаний.
Сегодня наиболее развитые страны и компании переходят от конкуренции за рынки сбыта к борьбе за таланты, профессионалов, которые выступают в качестве основного ресурса и фактора производства. Стратегии наиболее успешных, творческих компаний направлены на поиск и концентрацию талантов, способных гибко реагировать на изменения и создавать принципиально новые товары и услуги, которые требует новая ситуация на рынке.
Творческая экономика. Еще в конце ХХ века Ch. Landry и F. Bianchini (1995) утверждали, что «индустрии двадцать первого столетия будут все больше зависеть от генерации знаний, созданных с помощью творчества и инноваций» [11]. По мнению Дж. Хокинса (2001) в современной креативной экономике творческие идеи, патенты, авторские права, торговые марки и оригинальные разработки оказывают решающее влияние на рост и развитие самых успешных компаний мира [12]. Сегодня современные исследователи приходят к мысли, что в новой креативной экономике именно творчество, инновации и генерация новых идей представляют собой важный корпоративный капитал, главный ресурс и фактор производства.
Современная глобальная экономика со второй половины ХХ века испытала стремительное трансформационное развитие от экономики знаний, через инновационную, в экономику творчества. При этом, если такие термины как экономика знаний, инновационная, информационная и интеллектуальная экономика, часто используются как синонимы, то понятие креативной экономики наполняется новым содержанием и приобретает ряд качественно новых признаков и свойств.
Так, если экономика знаний рассматривает образование, интеллектуальные продукты и знания в качестве важнейших производственных активов и ресурсов, а инновационная фокусирует внимание на путях использования и реализации этих знаний, то креативная экономика, в первую очередь, основывается на условиях и факторах генерирования качественно высшего «живого », интеллектуально-прагматического знания, прорывных творческих идей и изобретений, на средствах их немедленной и эффективной трансформации в высокодоходные продукты, а также на талантах, которые создают уникальные идеи, смыслы, культурные и материальные ценности.
В то же время, можно утверждать, что креативная экономика не отрицает предыдущие формы развития, а естественно включает их в себя в качестве ключевых составляющих компонентов.
Творческие индустрии (creative industries). Сущностным ядром современной креативной экономики являются креативные индустрии, которые выступают решающими факторами экономического и социокультурного развития. Английские исследователи определяют креативные индустрии как «… деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [13].
Так R.Caves (2000) выделил семь основных свойств, которые отличают креативные индустрии от активности в других сферах экономики: неопределенность спроса на творческий продукт, отношение к деятельности как к искусству; необходимость реализации разнообразных навыков при производстве продукта; бесконечное разнообразие продуктов; ранжирование и оплата создателей по способностям, «время не имеет существенного значения», «искусство вечно»: продукты долговечны и приносят постоянную прибыль [14].
По мнению Е. В. Зеленцовой (2008), креативные индустрии представляют собой синтетическое явление, тесно связующее культуру, экономику и социальную политику, а также интегрирующее теоретические исследования ученых, творческий поиск художников и коммерческие усилия бизнесменов [15]. Креативные индустрии включают в себя различные виды экономической деятельности, связанные с генерированием или использованием знаний и информации.
Среди них традиционно выделяют рекламу, дизайн, моду, архитектуру, кино, музыку, театр, исполнительское искусство, издательское дело, видеоигры, телевидение и радио. Американские исследователи включают в креативные индустрии также и научные исследования, интернет-технологии и производство программного обеспечения. Креативные индустрии тесно связаны с традиционными культурными индустриями, которые ориентированы на культурный туризм, музеи и библиотеки, антиквариат, спорт и активный отдых.
При этом креативные и культурные индустрии взаимовключают друг друга, а структурно-содержательные отношения между ними носят голографический характер. Необходимо отметить, что креативные индустрии на начальном этапе представляют собой отдельный сектор экономики, но по мере своего развития распространяются на все виды экономической активности, насыщая их творческими и инновационными элементами. По мнению В. Гнедовского (2005) в настоящее происходит сращивание и взаимопроникновение производственной, предпринимательской и художественной деятельности, которое обуславливается появлением таких «промежуточных» сфер деятельности, как мода, создание медийных продуктов, а также процессом насыщением предпринимательской деятельности такими творческими компонентами и приемами, как интуиция, «образное» моделирование, визуализация [16].

Творческое управление и его виды. Отличительными признаками современных успешных организаций являются динамичность развития, открытость миру, чувствительность и гибкая реакция на изменения, направленность на инновации, а также творческий подход к менеджменту. Ведущие компании мира все больше осознают, что ответом на стремительность всех социально-экономических процессов, неожиданность и непредсказуемость изменений является внедрение творческих, гибких стратегий и нестандартных методов производства и управления, а также принятие смелых, эффективных и интуитивных решений, которые способны осуществлять творческие менеджеры нового типа.
Сегодня можно говорить о зарождении и формировании новой парадигмы управления, основными конституирующим принципами которой являются творчество, инновации, рост роли социокультурных и морально-этических детерминант, а также концентрация, развитие и самореализация творческих личностей, которые выступают важнейшим ресурсом производительности и совершенствования деятельности любой организации. Представления о творческом менеджменте, как самостоятельном направлении управленческой деятельности начали складываться в недрах теории инновационного менеджмента, в частности в работах Р. Кантера (1985, 1989) [17]. Кроме этого Т. Питерс и Р.Уотерменом [18], Т. Питерс (1988, 1992) [19] и открыли такие новые измерения и направления эффективного менеджмента, как конструктивная трансформация хаоса, творческая свобода, искусство построения идеальной, совершенной компании, создание стимулирующего творчество климата, наполнение поведения сотрудников смыслами и предоставления им права на свободную самореализацию. О творчестве как ключевом факторе успешного управления, лидерства, организационной культуры и развития писали в своих работах Т. Amabile (1988), P. Senge (1990), R. W. Woodman, J. E. Sawyer, R. W. Griffin (1993), J. Kao, (1996); C.M. Ford, D.A. Gioia (1996) [20 — 24].
В современной теории креативного менеджмента упор делается на оптимизации функций управления, на активизацию инновационной деятельности, пробуждение и развитие творческого потенциала сотрудников, а сама управленческая деятельность сравнивается с высшим уровнем мастерства и творческого проявления человека, реализующихся с помощью таких обобщенных механизмов творчества как интуиция, воображение и фантазия (J. Henry, 2001; П.Ф.Друкер, 2004; Дж.Миклтуейт, А.Вулдридж, 2004; Т. Питерс, 2007) [25 -28].
Luc de Brabandere (2005) различает процессы инновации и творчества, считая, что если первые относятся к внешним организационным изменениям и трансформациям, то настоящее творчество связано с глубинными процессами развития личности и с изменением самого восприятия внешней реальности [29]. В работах К. Кирсанова (1995), Г.И. Ванюрихина (2001), И.Л. Викентьева (2003), Н.П. Петровой (2004) раскрывается специфика, содержание и характерные особенности творческого, креативного и эвристического менеджмента, исследуются основные функции творческого управления и методы активизации творческой активности менеджеров и сотрудников организации [30 -33]. В современной научной литературе, посвященной проблеме творческого управления широко употребляются понятия творческого менеджмента (creative management), менеджмента креативности (сreativity management), эвристического менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента знаний, менеджмента идей, менеджмента изменений и менеджмента талантов. Часто эти понятия используются как синонимы, хотя каждый из них имеет свой объект управлении и отличается уровнем обобщенности.
F. Xu и T. Rickards (2007) считают, что «Креативный менеджмент это исследование и практика управления, построенные на теориях творческих процессов и их применения на индивидуальном, групповом, организационном и культурном уровне» [34]. Г.И. Ванюрихин, понимает креативный менеджмент как эффективное управление структурами, процессами и ресурсами для достижения заданных целей с использованием нестандартных подходов. При этом автор подчеркивает, что креативный менеджмент связан с созданием новшества, а инновационный — с его внедрением как готового продукта [30]. В свою очередь К. Кирсанов считает, что креативный менеджмент, в отличие от эвристического, в первую очередь охватывает проблемы «управление кадрами» и коллективом [31]. Г.В. Бережнов непосредственно связывает креативный менеджмент с креативной деятельностью, которую он понимает как универсальную характеристику предприятия и системную творческую активность, проявляющуюся в управлении, производстве, дизайне, маркетинге и рекламе [35]. В связи с существованием в современной литературе различных определений общей творческой управленческой активности, сегодня назрела необходимость различить на первый взгляд «синонимические» понятия, определить качественное своеобразие каждого вида творческого менеджмента и выявить содержательные и структурные соотношения между ними.

Креативный менеджмент (creative management) может быть определен как взаимосвязанная система творческих методов, решений и действий, направленных на достижение или поддержание оптимального уровня функционирования и развития организации, повышение ее конкурентоспособности и эффективности. Креативный менеджмент, как высшее качество и искусство управления, представляет собой реализацию целостного творческого подхода к делу, к сотрудникам, ко всей системе деловой активности. Данный тип управленческой деятельности реализуется как последовательный процесс принятия эффективных решений, как предупреждение и продуктивное разрешение конфликтов, как оригинальное, нестандартное, красивое, простое и элегантное, а также предельно конструктивное и эффективное решение разноплановых практических проблем.
Кроме того, креативный менеджмент это скорее реализация творческой позиции и воплощение творческого видения менеджера, проявляющегося в наполнении творческими элементами, процессами и механизмами всей целостной системы управления, а именно его принципов, моделей, стилей и основных функций. При этом такие классические функции управления, как планирование, организация, руководство и контроль насыщаются новыми творческими элементами и реализуются в реальной практической деятельности с помощью универсальных механизмов творчества. В то же время реализация функций креативного менеджмента отличается произвольным порядком и даже одновременностью и синергичностью их осуществления, а в целостной системе управления начинают доминировать такие универсальные сквозные функции, как и решение проблем и принятие решений, а также координация, балансировка и гармонизация всех систем, ресурсов и ведущих процессов организации.
Креативный менеджмент (творческое управление) в отличие от менеджмента креативностью (управления творчеством) не включает в себя такие отдельные, тесно связаны с творчеством, виды менеджмента как управление знаниями, управление талантами и инновационный менеджмент, но наполняет их новым качеством и выступает как их центральный, ядерный и ключевой компонент. Мало того, креативный менеджмент, будучи не отдельным видом, но высшим качественным определением универсального управленческого процесса, может наполнять творческими элементами и тем самым радикально повышать эффективность стратегического, ситуационного, проектного, кадрового и других видов менеджмента.

Управление творчеством (creativity management) или менеджмент креативности. Сложность и универсальность проявления творчества в управленческих, организационных и производственных процессах, осознание и использование креативного потенциала как ключевого фактора успеха и решающего конкурентного преимущества, требуют системного подхода к его активизации, развития и реализации в практике. Творчество и связанные с ним изменения, — считает Дубина И.Н. (2003), должны быть управляемы, а само управление творчеством (creativity management) должно стать одним из главных элементов современной парадигмы управления. При этом менеджмент творчества представляет собой систему действий направленных на изучение методов развития, управления и использования творческой деятельности и ее результатов в производственных и бизнес-процессах [36].
Управление творчеством зародилось в недрах инновационного менеджмента и часто отождествлялось с ним. Так Gaspersz J.B.R. (2002) понимал процесс управления идеями как совокупность действий, которые предпринимает организация, для того чтобы понять, оценить и поощрить идеи и внедрить их в производство. С. Hellstrom and Т. Hellstrom (2002) предположили, что процесс управления идеями и творчеством не носит однолинейный характер, а глубоко встроен в управленческую деятельность и включает спонтанные, творческие процессы, генерирующие идеи на всех этапах управления [37].
При этом такие авторы как C. Van Dijk, J. Van den Ende (2002); A.S. Georgdottir, I. Getz, (2004) отмечали некоторую противоречивость и парадоксальность связи между терминами «управление» и «творчество», подчеркивая свободный и спонтанный характер творческих процессов [38; 39].
В современной теории управления творчеством утверждается мнение о необходимости гармонизации управленческих воздействий и индивидуального творчества. Так H. Berendes, F.K. Boersma и M.Weggeman (2003) показали, что организация может получить выгоду от процесса создания знаний, только тогда, когда индивидуальные действия и процесс генерации идей встроены в организационные процедуры и скоординированы с управленческими действиями [40]. В свою очередь H.J. Bakker, F.K. Boersma и S. Oreel (2006) предложили модель управления творчеством (идеями), основанную на взаимодействии процессов создания и управления идеями внутри специально созданной креативной среды, контекста или творческого климата [41].
Управление творчеством (creativity management) представляет собой управление творческими процессами, протекающими на уровне креативных индустрий, организаций, команд, менеджеров и сотрудников. При этом системный подход к рассмотрению проявления творческой активности во всех сферах и этапах функционирования организации, позволяет выделить ряд отдельных видов менеджмента, которые вписываются в единую систему управления творчеством. В качестве относительно самостоятельных видов управленческой активности непосредственно связанной с творчеством можно выделить управление знаниями, эвристический менеджмент, инновационный менеджмент, управление изменениями и управление талантами.

1. Управление знаниями (knowledge management) представляет собой систему управленческих процедур и действий, благодаря которым создается, аккумулируются, сохраняются, распределяются и используются основные элементы интеллектуального капитала, а также наиболее ценная информация, которая необходима для успешной реализации целей организации. При этом особое значение придается системе ключевых областей компетентности, под которыми понимают определенную систему наиболее эффективных навыков и технологий. Важными элементами менеджмента знаний является процесс создания и использования знаний при принятии решений, а также их воплощение в новых продуктах и услугах. При этом движение, обмен и распространение живого знания, сами по себе генерируют новое, уникальное и полезное знание.
2. Эвристический менеджмент (от греч. heuristro — «отыскиваю, открываю») представляет собой управление процессом творчества и продуктивного мышления, протекающих на индивидуальном уровне. Он включает как активизацию и регуляцию творчества сотрудников так и самоактивацию творческих процессов с помощью различных эвристических методов. При этом важнейшей целью эвристического менеджмента является формирование у ведущих сотрудников универсального творческого видения, которое гармонично интегрирует такие известные эвристические методы как индивидуальный мозговой штурм, синектика, метод эвристических вопросов, «ТРИЗ», метод ассоциаций и аналогий. По мнению К. А. Кирсанова, креативный менеджмент связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника создания интеллектуального продукта. Этот вид активности, считает автор, в большей степени относится к «личностному менеджмента» и «самоменджменту» [32].
3. Инновационный менеджмент понимается как система управления инновационными процессами с помощью взаимосвязанного комплекса действий, направленных на поиск и разработку уникальных, продуктивных идей, организации инновационного процесса и внедрения новых продуктов, товаров, услуг и технологий, в том числе и управленческих. Таким образом, если эвристический менеджмент нацелен на активизацию путей и методов создания новых идей и знаний, инновационный — на разработку на этой основе новых продуктов и их внедрение, менеджмент креативности на объединение и организацию всех видов, уровней и этапов творчества, то креативный менеджмент, проявляется как их смыслообразующее ядро, качественно высшую активность, которая пронизывает все виды управленческой деятельности и реализуется с помощью новых методов, творческих приемов и механизмов
4. Управление изменениями (Change managemen) представляет собой совокупность методов, процедур и техник, применяемых с целью эффективного, перехода лиц, групп и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Его основной целью является оптимизация процесса перехода, оказание помощи сотрудникам в добровольном принятии изменений, минимизация их негативных последствий и максимизация их конструктивного, творческого потенциала (D. Anderson, LA Anderson, 2001; И. Адизес, 2010) [42, 43].

 5. Управление талантами представляет собой процесс привлечения, отбора, стимулирования и развития творческих сотрудников, которые и представляют собой главный капитал фирмы. Данный вид менеджмента основывается на убеждении, что на рынке побеждают те компании, которые активно ищут и привлекают самых талантливых работников, целенаправленно развивают их творческий потенциал и способствуют их свободной самореализации. Так Эд. Майклз, Х. Хэндфилд-Джонс и Э. Экселрод считают, что в основе качественного управления талантами лежит принятие высшим руководством компании установки на таланты. Кроме этого данный процесс включает создание условий, которые привлекают и помогают удерживать талантливых людей, а также отбор сотрудников с высоким потенциалом и обеспечение процесса непрерывного развития персонала, в том числе и с помощью коучинга [44].

Кроме этого в настоящее время чрезвычайную актуальность приобретает проблема активизации творческого потенциала всего персонала организации, как высшего и среднего менеджмента так и рядовых сотрудников. В настоящее время, в практике управления креативностью активно используется целый ряд эффективных методов стимуляции творческой активности и приемов творческого решения проблем. В то же время сегодня существует необходимость разработки системного, целостного метода активизации творческого потенциала личности. В качестве такого универсального способа активизации творчества, может выступать метод формирования творческого видения личности, в основе которого лежит творческий диалог личности с миром. Данный метод может рассматриваться как универсальный метод активизации творчества, как форма творческого тренинга, а также как метод эффективного решения самых сложных, неожиданных и принципиально новых проблем.

Выводы
В современном мире стремительным темпами формируется и утверждается качественно новая креатологическая формация, смислопороджуючим ядром, организующим принципом, сущностным критерием и высшей целью которой является творчество. Креатологическая формация представляет собой целостное фундаментальное образование, особое культурно-творческое пространство, которое включает в себя такие относительно самостоятельные сферы и автономные миры как креатогенное общество, креативная экономика, тотальное искусство и универсальная творческая личность.
Сегодня наиболее успешными организациями становятся те компании, которые признают творчество своим важнейшим ресурсом и капиталом, которые формируют креативную, стимулирующую творчество организационную культуру, которые направлены на создание, аккумуляцию и распространение уникальных идей, действенных знаний и интеллектуального капитала, которые стимулируют изобретательское творчество и успешно организуют процесс создания и реализации инновационного продукта, а также признают творческих сотрудников своей главной ценностью, создавая условия для их обучения, развития и самореализации.
При этом именно творческое управление и управление творчеством представляют собой наиболее эффективный способ функционирования организаций в сложных современных условиях. Именно качественный, рационально-интуитивный креативный менеджмент обеспечивает им уникальное конкурентное преимущество и способствует выживанию и развитию. Сегодня все более осознается тот факт, что эффективная управленческая деятельность может быть представлена как процесс творческого решения проблем и принятия продуктивных управленческих решений, а само творчество может быть той концептуальной основой которая может интегрировать все существующие модели в универсальный, эффективный современный стиль управления. При этом именно целостная творческая личность, которая выступает источником создания новых оригинальных идей, гипотез и средств решения сложных жизненных проблем, является не только важным ресурсом, конкурентным преимуществом и фактором успеха компании, но и ее настоящим богатством и высшей целью развития.

 Литература:

  1. The Science of Creativity / / Management Development Review. -1997. -Vol. 10. Num. 6.- pp. 203-204.
  2. Munro Th. Evolution in the Arts and other Theory of Culture History / Th. Munro. — Cleveland (Ohio) Museum of Art, 1963.
  3. Arieti S. Creativity: The Magic Synthesis/ S. Arieti. — New York: Basic Books, 1976. — 429 p.
  4. Gowan, J.C., Olson, M. The society which maximizes creativity/ J.C. Gowan, M. Olson // Journal of Creative Behavior — 1979. — 13(3). — pp.194-210.
  5. Simonton D.K. Greatness: Who Makes History and Why/ D.K. Simonton. -New York: The Guilford Press, 1994.
  6. Csikszentmihalyi M. Creativity : Flow and the Psychology of Discovery and Invention /M.. Csikszentmihalyi. — New York: Harper Perennial, 1996.
  7. Seltzer K., Bentley T. The creative age: knowledge and skills for the new economy/ K Seltzer, T. Bentley.- London: DEMOS, 1999.
  8. Марков С.Л. Основні умови та закономірності формування креатогенного суспільства/ С.Л. Марков // Транскордонне співробітництво у поліетнічних регіонах Східної та Південно-Східної Європи / ред. Ю. Макар [та ін.]. — Чернівці : Золоті литаври, 1999. -С. 32-36
  9. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри; Пер. с англ. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 399 с.
  10. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; Пер. с англ. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 430 с.
  11. Landry Ch., Bianchini F. The Creative City/ Ch. Landry, F. Bianchini. — London: Demos, 1995.
  12. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas/ J.Howkins. — London: Allen Lane, 2001 – 263 p.
  13. Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001.
  14. Caves R. E.Creative industries: contracts between art and commerce/ R. Caves. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000 – 454 p.
  15. Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре:анализ зарубежного опыта: дис ….канд культурол: 24.00.01 / Е. В. Зеленцова М., 2008, – 153 с.
  16. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития/ М. Б. Гнедовский // Творческие индустрии: модель для сборки. — М.: Институт культурной политики, 2005. – С. 7-15.
  17. Kanter, R.M. The Change Masters: Corporate Entrepreneurs at Work/ R.M. Kanter. — London, Counterpoint (Unwin) Paperbacks, 1985.
  18. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т.Питерс, Р. Уотермен; Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  19. Peters T. Liberation Management: Necessary Disorganization for the Nanosecond Nineties/ T.Peters. – London: Macmillan, 1992.
  20. Amabile T. A model of creativity and innovation in organizations/ T.Amabile. Research in Organizational Behavior// B.M. Staw & L.L. Cunnings (Eds). — Greenwich, CT: JAI — 1988. — Vol.10.- pp.123-167.
  21. Senge P. M. The Fifth Discipline: The Art & Practice of The Learning Organization/ P. M. Senge. — New York: Currency Doubleday, 1990. — 371 p.
  22. Woodman R. W., Sawyer J. E., Griffin R. W. Toward a Theory of Organizational Creativity/ R. W. Woodman, J. E. Sawyer, R. W. Griffin //The Academy of Management Review. — 1993. — Vol. 18, No. 2. — pp. 293-321.
  23. Kao J. Jamming: The Art and Discipline of Business Creativity/ J.Kao.- London: Harper Colli. — 1996.
  24. Ford C.M., Gioia, D.A. Creativity Management/ C.M. Ford, D.A. Gioia // International Encyclopedia of Business and Management/ Warner, M. (Ed.) Vol. 1. London, New York: Routledge, 1996. — pp. 878-882
  25. Henry J. Creativity and Perception in Management/ J.Henry. — London: Sage Publications Ltd, 2001.
  26. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/ П.Ф. Друкер; Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с.
  27. Миклтуэйт Дж., Вулдридж А. Магия менеджмента/ Дж. Миклтуэйт, А.Вулдридж. — М.:ООО «Изд-во АСТ»,2004. — 414с.
  28. Питерс Т. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений/ Т. Питерс. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007. -352 с.
  29. Brabandere Luc de. The Forgotten Half of Change: Achieving Greater Creativity through Changes in Perception/ Luc de Brabandere.- Chicago: Dearborn Trade Publishing, 2005. — 192p
  30. Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач. Консалтинговая фирма ТРИЗ-шанс, 2003.
  31. Ванюрихин Г. И. Креативный менеджмент/ Г. И. Ванюрихин // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.- № 2.- с. 123-143.
  32. Кирсанов К. А. Креативный и эвристический менеджмент/ К. А.Кирсанов //Российский экономический журнал. -1995.- №11. -С. 78-83.
  33. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе/ Н.П. Петрова.– Минск: Речь, 2004. -336c.
  34. Xu F. , Rickards T. Creative Management: A Predicted Development from Research into Creativity and Management/ F. Xu, T. Rickards // Creativity and Innovation Management. — 2007.- Vol. 16, Issue 3.- pр. 216–228.
  35. Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия/ Г.В. Бережнов. — М.: Издательский дом «МЕЛАП». -2005. -176 с.
  36. Дубина И.Н. Роль и место творчества в практике современного бизнеса/ И.Н. Дубина // Известия Алт. гос. ун-та.- 2003. -№2. — С. 14 — 17.
  37. Hellstrom С. , Hellstrom Т. Highways, alleys and by-lanes: Charting tte pathways for ideas and innovation in organizations/ С.Hellstrom , Т. Hellstrom// Creativity and Innovation Managemen. — 2002. -Vol. 11(2). — pp. 107-114.
  38. Van Dijk, C. , Van den Ende, J. Suggestion Systems: Transferring Employee Creativity into Practicable Ideas/ C. Van Dijk,, J. Van den Ende // R&D Management — 2002.- 32(5). — pp.387-395.
  39. Georgdottir, A.S. , Getz, I. How Flexibility Facilitates Innovation and Ways to Manage it in Organizations/ A.S. Georgdottir, I.Getz //Creativity and Innovation Manage¬ment. -2004.- 13(3).- pp.166-175.
  40. Berends, H., Boersma, F.K. , Weggeman, M. The Structuration of Organizational Learn¬ing/ H. Berends, F.K. Boersma, M. Weggeman// Human Relations – 2003. — 56(9) –pp. 1035-1056.
  41. Bakker, H.J., Boersma, F.K. , Oreel, S. Creativity (ideas) management in industrial R&D organizations: A crea-political process model and an empirical illustration of Corus RD&T/ H.J. Bakker, F.K. Boersma, S. Oreel//Creativity and Innovation Management. — 2006.- 15(3). — pp. 296-309.
  42. Anderson, D. , Anderson, L.A. Beyond Change Management: Advanced Strategies for Today’s Transformational Leaders/ D. Anderson, L.A. Anderson. — San Francisco: Jossey-Bass/Pfeiffer, 2001.
  43. Адизес И. Управляя изменениями/ И.Адизес. — Спб.: Питер, 2010.-224 с.
  44. Майклз Эд., Хэндфрилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты/ Эд. Майклз, Х. Хэндфрилд-Джонс, Э. Экселрод. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 272 с.
Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>