Творчество как достижение и реализация Свободы

Творчество как реализация Свободы

Шуньята как «опустошение сознания», освобождение от жестких взглядов и ненужных привязанностей (Будда, 6 в. до н.э., Нагарджуна, 2 -3 вв. н.э.); Скептицизм как борьба против догм и авторитетов, «воздержание от суждений» (Пиррон, 4 вв. до н. э.), сомнение в надежности восприятия (Секст Эмпирик, 2 в. н.э.); Свобода воли – выбор участия в божественном творчестве (Августин, 388-395 гг.); Творчество как освобождение от оков времени, от рабства кармы, от цели и результата, «сбрасывание тела-ума» и следование внутренней творческой природе (Чань-буддизм, Хуэйнэн, 7-8вв.);  Дзен-буддизм, Догэн, 13 в.);
Свобода воли и творчества как сущность человека, свободное творчество собственной природы (Пико делла Мирандолла, (изд. 1496), Свободомыслие, отвержение догм, утверждение свободы разума, скептицизм и сомнение как метод раскрытия внутренней природы (Монтень, 1580;  Б. Паскаль (изд.1669);  Д. Юм (1739); “Состояние свободной игры познавательных способностей” (И. Кант, 1790);  Познание как  творческое проявление свободы,  как продуцирование образа вещи и созидание истины в собственном творчестве (И .Г. Фихте, 1797);
Пробуждение “дионисийского” духа, ничтожение и переоценка ценностей (Ф. Ницше, 1872); Теория первобытного поэтического творчества, как реализация универсальных иррациональных структур (Дж. Фрейзер, 1890);
Творчество, как свободное от социальных ограничений движение иррационального творческого потока жизни, выражение инстинктивной сущности личности (В. Дильтей, 1906; Г. Зиммель,1911; О. Шпенглер, 1918); Творчество как жизненный порыв (А. Бергсон, 1907); Творчество как выражение, утверждение и реализация субстанциональной свободы (Н. А. Бердяев, 1911, 1916); Творчество как феноменологическая редукция, освобождение от естественной установки, очищение от реальности, воздержание от суждения и конституирование смыслов (Э. Гуссерль, 1913); «Абсолютная свобода воли», возникающая из абсолютной пустоты как сердцевина человеческого «я» и центр творческого мироздания (Нисида Китаро, 1920); Творчество как свобода, как вечно живая личная спонтанность духовного центра в человеке (М. Шелер,1927);  Движение и рождение мысли в просвете свободы (М. Хайдеггер, 1935);  Изначальная внутренняя свобода, свободная реализация проекта и осуществление свободного выбора (Ж. П. Сартр, 1946); Деконструкция очевидного содержания, провокативность, разрушение центризмов и стереотипов, интеллектуальная игра, свобода интерпретаций и освобождение новых смыслов  (Ж. Деррида, 1967; Ж. Делез, Ф. Гваттари, 1972; Ж-Ф. Лиотар, 1979); Теория «эпистемологического анархизма» или  методологического либерализма: «Все дозволено» (Everything is going)  (П. Фейерабенд, 1975).

Процесс

Творческая интуиция, свободная активность бессознательного, трансценденция и деконструкция.
Теория случайных открытий, «серендипити» (Хорас Уолпол, 1774, R. M. Roberts, 1989); Деструкция, деконструкция, отрицание, абсурдизация, ничтожение старого и несущественного, переоценка ценностей (М. Штирнер, 1844; Ф. Ницше,1886; М. Хайдеггер, 1927; Ж.П. Сартр,1943; А.Камю,1951; Ниситани Кэйдзи,1967; Ж. Деррида, 1967); Интуиция как инстинкт (А. Бергсон, 1907); Неосознанная реализация желаний, действие общих механизмов подсознания,  свобода ассоциаций (З. Фрейд, 1908,1938); Творчество как «трансценденция», выход жизни и личности за пределы себя (Г. Зиммель,1911);  Творчество как работа подсознательного и интуиция (А. Пуанкаре, 1913;  Ж. Адамар, 1945); Творчество как единство свободной экзистенции и трансценденции, как преодоление пограничной ситуации  (К. Ясперс, 1935); Открытие и творчество как иррациональный, интуитивный процесс  (H. Reichenbach, 1938; К. Поппер, 1968); “Регрессия на службе у ego” (E. Kris, 1957); Активность предсознания (L.S. Kubie,1958); Палеологическое мышление, (преобразование эндоцептов) (S. Arieti, 1976); Отклонении от привычных путей решения проблемы, преодоление функциональной  фиксированности  (N. R. F. Maier, 1931;  К. Дункер,1945; R.E. Adamson, 1952, T.P German, H.C. Barrett, 2005);  Деструктивный процесс разрушения старых паттернов  (H.A. Shepard, 1957);  Приключенческое мышление (F.C. Bartlett, 1958); Дивергентное мышление: подвижность, гибкость, способность генерировать многочисленные идеи (Дж. Гилфорд, 1959), Боковое мышление (Э. де Боно, 1967);  Теория случайных изменений  (Д. Кэмпбэлл, 1960) и случайных конфигураций (Д. Саймонтон, 1988); “Деконструкция”: “деструкция-реконструкция” текста (Ж. Деррида, 1967); Создание конструкций, подвижной мозаики принципиально вторичных дискретных элементов, перманентно изменяющих свою конфигурацию друг относительно друга (Р.Барт, 1972); Творчество как освобождение подсознания (W. Harman, H. Rheingold, 1984); Калейдоскопическое мышление (Moss Kanter, 1988), Интерпретативное мышление (Р. Тарнас, 1991); Творческие сновидения, решение проблем во сне (П. Гарфилд 1974; С. Криппнер, Дж.  Диллард, 1988:  U. Wagner, S. Gais, H. Haider, R. Verleger, J. Born, 2004), Активизация глубинных подсознательных знаний  (D.M. Wegner, L. Smart, 1997); Творческое становление как внезапное возникновение новых паттернов и структур, обладающих новыми свойствами, построение “само-трансцендентных структур” (J. Goldstein, 1999, С. Strogatz, 2003); Теория случайных изменений и конфигураций (D. Simonton, 1999);  Активность подсознания (теория бессознательных мыслей)  пробуждение фонового, изолированного знания (A. Dijksterhius, T. Meurs, L.F. Nordgen, 2006);  M.W. Bos,  R.B.Baaren, 2008;  C.B. Zhong, A,  A. D. Galinsky, 2008;  Simone M. Ritter,  Rick B. van Baaren, Ap Dijksterhuis, 2011), Творчество как использования хаотичности процессов подсознания (N. C. Andreasen,  2011).
Интуиция. Интуиция как творческий процесс (F. Vaughan, 1979); J. Metcalfe, D. Wiebe, 1987; K.S. Bowers, G. Regehr, C. Balthazard, K. Parker, 1990;  W. Wippich, 1994; J. Langan-Fox,  D. Shirley, 2003; A. Bolte, T. Goschke, 2005; Gladwell, M. 2005; Zhou Zhijin, Zhao Xiaochuan, Liu Chang, 2005);  Интуиция как диалог, неявное знания (M. Quinn, 2002); Эмоции и интуиция (A. Bolte, T. Goschke, J. Kuhl, 2003); Проявление «интеллектуального подсознания» (Guy Claxton, 2005); Фундаментальный конструкт поведенческих наук (G.P. Hodgkinson, J. Langan-Fox,  E. Sadler-Smith, 2008); Интуиция как метод решения проблем (J.I. Fleck, J Kounios, 2009); Стратегическая интуиция и принятие решений (N. Khatri, 2000, G. Klein, 2003; W. Duggan, 2007); Применение интуиции в образовании (R. M. Hogarth, 2001); Интуиция в бизнесе и практике (L.A. Robinson, 2006; K. Cloninger, 2006).