Творчество как развертывание и воплощение Абсолюта

1. Творчество как развертывание Абсолюта,  универсальный процесс эволюции и творчество природы

1.1. Творчество как воплощение Абсолюта и сотворчество человека с Высшей творческой силой

Человек как посредник между землей и небом, как активная, творческая сила – “цянь” (“Книга премен “ (“И-цзин”), 16-12 вв. до н.э); Творчество как вторичный акт творения, как единство Брахмана и Атмана (Индуизм, 15 в. до н.э.); Принцип аналогии человеческого творчества и божественного творчества, совершающихся по законам гармонии (Неопифагореизм, 1 в. до.н.э.-3 в.н.э);  Эманация Единого, вследствие преисполненности и избытка потенций (Плотин, 3 в.н.э, Прокл, 5 в.н.э); Сотворчество как Единое дыхание с Абсолютной реальностью (Ибн Араби, 12-13 вв.);  Слияние и Совидение с Божественным (М. Экхарт, 13-14 вв.);  Единство творца и творения, творческая мощь человека (Н. Кузанский, 15 в.);
Сотворчество с Абсолютом и природой через трансцендентальное интуитивное созерцание  (Ф. Шеллинг, 1802); Самораскрытие Абсолютного Духа (Гегель, 1807); Воплощение красоты, гармонии, совершенства и духовности покоящихся в природе (Р. Эмерсон, 1836;  Г. Торо, 1854);
Концепция “транскреации” – дополнительного творческого акта Бога, поднимающего душу от животности к человечности; Реализация творческой божественной силы воли, живущей в человеке, свободное творчество субстанциональных деятелей (Н.О. Лосский, 1906, 1927); Творчество как сверхиндивидуальное переживание,”избегание личностных эмоций”,  выражение и развитие живущей внутри традиции (Т.С. Элиот, 1920, 1932); Творчество как свободная самореализация личности или духовного существа, трансформирующего и воплощающего абсолютные ценности (Р.Т. Флюэллинг, 1926); Реализация универсальных архетипов (К. Юнг, 1928); Сотворчество Человека с Богом (Н. Бердяев, 1935); Творчество человека как выражение абсолютной творческой, универсальной силы (Нисида Китаро, 1927, 1945); Творчество как образующий принцип и способ бытия личности – первичной творческой реальности (Э. Мунье, 1936); Эволюция как концентрация и планетаризация сознания (Тейар де Шарден, 1955).

1.2. Сотворчество с Высшей творческой силой путем достижения высших состояний сознания

Достижение освобождения (мокши) и растворение в Абсолюте (Индуизм, 15 в. д. н. э);  Творчество как плод божественного вдохновения (Платон 5-4 вв. до н.э.); Состояние  “сверхумного“ экстаза и экстатическое восхождение человеческой души к Единому (Плотин, 3.в н.э, Прокл, 5.в.н.э);
“Пророческое вдохновение”, трансцендентальный экстаз (Р. Эмерсон, 1836,  Г. Торо, 1854); Достижение и реализация Космического Сознания (Ричард Бекк, R. M. Bucke, 1901); Мистическая психография, автоматическое письмо, ясновидение (Т. Флурнуа, 1900); Божественная интуиция (Ж. Маритен, 1953); Вдохновение, как в-дыхание Бытия, непрерывное рождение самости художника, путем тотальной погруженности в видение и отдачи своего тела Бытию, раскрывающемуся посредством творения (М. Мерло-Понти, 1960); Активность супрасознания (П.Сорокин, 1961); Пиковые-переживания, трансцендентный экстаз (А. Маслоу,1968); Единство творчества и Psi–феноменов: мотивация, релаксация и диссоциация (Гарднер Мерфи, 1969); Трансперсональные переживания и восприятие (Roy Dreistadt, 1971); Экстрасенсорное восприятие, сверхчувствительность, телепатия (С. Криппнер, Гарднер Мерфи, 1966, 1973); Реализация творческих высших состояний сознания (С. Тарт, 1975), Сновидения как развертывание скрытого порядка (M. Ульман, 1973, 1979); Достижение состояния Потока (М. Чиксентмихайи, 1975);  Творчество как активность сверхсознания (К. Станиславский, 1926, 1938; П.В.Симонов, 1975), надсознания (М. Г. Ярошевский, 1983);
Проявление высшего бессознательного (высшей формы интуиции и вдохновения) (Р. Ассаджоли, 1973); Экспансия и расширение сознания и реализация универсальной творческой силы (С. Гроф, 1998); Проявление сверхсознания и реализация Спектра творчества (В. Харман, Х. Рейнгольд, 1984); Творчество как трансцендентальная медитация (R. Walsh, D. Shapiro, 1984, 2006;  Michael Murphy, S. Donovan, 1988, 1997; M. Kwee, 1990; M. Murphy, R. White, 1995;  R. Horan, 2009).

1.3. Творчество как взаимопереходы Бытия и Ничто

Возникновение и исчезновение как взаимопереходы хаоса и космоса, предела и бесконечности  (Анаксимандр, 7-6 в. до н.э., Пифагор, 6-5 вв. до н. э.); Порождение бытия в небытии, в процессе постоянного перехода  друг в друга универсальных  полярных сил инь и ян (Лао-Цзы, 6-5 вв. до н.э.); Поток становления вмещающий бытие и небытие как отдельные аспекты (Гераклит, 6-5 вв. до н.э);  Творчество как переход из небытия в бытие (Платон, 5 в. до н.э.); Порождение как переход из невидимого состояния в видимое (Секст Эмпирик, 2 в.н.э.); Творчество как саморазвертывание и свертывание абсолюта, как  совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum)  (Н. Кузанский, 1460); Развитие и становление как взаимопереходы бытия и небытия (Гегель, 1806).
Синергетическая модель творчества.  Аутопоезис: самопорождение, самоорганизация, самопроизводство (У. Матурана, Ф. Варела,1973); Вселенский процесс рождения порядка и формы из хаоса (R. May, 1975); Творчество как спонтанное порождение порядка из хаоса (И. Пригожин, 1980, 1984; Г. Хакен, 1981); Творчество и развитие как спонтанность и направленные трансформации (Д. Фелдман, 1988); Спонтанная самоорганизация Метасознания (В.В. Налимов, 1989); Творчество как саморганизация,  как движение от хаоса к целостности и когерентности (Ф. Баррон, 1990);  Творчество как  преодоление хаоса, объединение порядка и беспорядка и создание качественно новых паттернов. (V. Kenny,  Г. Гарднер, 1988, E. Morin, 1994; S. Kauffman, 1995); Хаос как творческое начало, как сложный  порядок, как условие, источник самоорганизации и творчества (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, 1988, 1992; Д. Чернавский, 1990; И.С. Добронравова, 1991; В.И. Аршинов 1977; Р.А. Браже, 2004; А.А. Кобляков, 2010; О.И.Глазунова, 2012); Единство понимания творчества в синергетике и в восточной философии (Ф. Капра, 1989; Е. Н. Князева, 1992; Т.П. Григорьева, 2002).

1.4. Творчество природы

Развертывание пракрити (творческой потенции природы) посредством 3 гун – принципов творения [саттва (свет, мудрость), раджас (страсть), тамас (инерция)] («Махабхарата», «Бхагавад-гита», 6-4 в. до н.э); Энтелехия, как  внутренний активный принцип и  стремление к формообразованию (Аристотель, 4 в. до н.э.); Творчество гения, как проявление врожденных способностей души, посредством чего природа дает искусству правила (И. Кант, 1790);
Проявление Универсальной Воли (А. Шопенгауэр, 1819 в.); Творчество как сущность природы, сущность жизни (Л. Фейрбах, 1843); Эволюционная Любовь (Ч. Пирс, 1893); Саморазвитие и самораскрытие мира как иерархии личностей (В. Штерн1906-1924); Творческая эволюция (А. Бергсон, 1907); Творчество как продолжение эволюции живой природы (А. Лезин, 1907; П. К. Энгельмейер,1910); Творчество живой и неживой природы (М.А. Блох, 1920); Эмерджентная эволюция  (С. Александер, К. Ллойд Морган, 1923); Творчество как реконструкция процесса рождения (О. Ранк,1924); Творчество как утверждение Изначального, созидающей силы, творческой энергии, неотъемлемой от самого факта существования. Творчество как абсолютный принцип существования, предполагающий, что каждая сущность имеет некоторую степень новизны и реагирует на другие сущности индивидуальным и уникальным образом (А. Н. Уайтхед, 1929);  Проявление Жизненной Силы (George Coghill, 1929; Herbert Read 1943; Ш. Бюлер, 1951; Э. Синнот, 1955, 1957; Ф. Добжанский 1954, 1974), Высшее проявление принципа само-дублирования (Herbert Gutman, 1961); Творчество как качество протоплазмы  и первичное, фундаментальное качество жизни (Harold H. Anderson, 1960); Творчество как Жизненная Сила (d’Arsy Hayman, 1960; Г. Кнеллер (1965); Модель творческой генеративной грамматики (Н. Хомски, 1955, 1967);
Творчество как приращение, повторение и взаимный рост (George T.L. Land, 1974); Творчество как продуктивная форма развития (Я.А. Пономарев, 1976); Творчество как специальная форма  развития  (Д. Фелдман, Х. Грубер 1982, 1986); Рекурсивное  развертывание базовой системы (А.В. Анисимов, 1988); Творчество как форма эволюции (Х. Блум, 1995, 2010; Л. Габора, 1997; К.К. Урбан, 2003); Глобальный, универсальный эволюционизм (Э. Янч, 1980;  Ф. Капра, 1989; Н.Н. Моисеев, 1989; Гарольд Моровиц 2002, Томас Ломбардо, 2011), Теория творческих процессов основанная на эволюционном мегасинтезе (А.Г. Ющенко, 2008).

Процесс 

Творчество как создание комбинаций и отбор. Спонтанное создание случайных образов, которые отбирает внешняя среда (У. Джеймс, 1890); Генерация случайных комбинаций или идей и их творческий выбор (А. Пуанкаре, 1913); Производство случайных комбинаций возможных решений проблемы и их критическая оценка (Ж. Адамар, 1954); Слепое изменение и выборочное сохранение: вариации, селекция и сохранение (Д. Кэмбелл, 1960); Порождение альтернатив, выбор, сохранение (Д.Н. Перкинс, М. Чиксентмихайи, 1988); Случайные изменения, формирование конфигураций и социальное принятие (Д. Саймонтон, 1988).

1.5. Творческое видение мира

Духовное видение (даршана) как интуитивное прозрение и рациональное понимание реальности (Индуизм, 15 в. до н.э.); Созерцание («цзин сы»-рафинированная мысль) как полнота ума (гуань) и визуализация (цунь сян) (Даозизм, 6 в.до н.э); Проникновенное видение (Випашьяна) и просветление (Буддизм, 6 в.до н.э); Созерцание идей, сущностей и красоты (Платон, 5 в.до.н.э); Высшая ценность метафизического, “бескорыстного созерцания” как начала знания  (Аристотель, 4 в.до н.э); Духовное зрение (Плотин,3 в.); Интуитивное, внутреннее, сверсознательное созерцание сущностей (Августин, 4-5 в.);
Мистическое трансцендентное видение истины (Аль-Газали, 11-12 вв,  Ибн-Араби, 12 -13 в.); Достижение cатори и обретение нового видения (Дзэн-буддизм, 12 в.); Художественное, продуктивное созерцание (Ф. Шеллинг, 1800); Творчество как чистое созерцание сущностей (А. Шопенгауэр, 1819);
Эйдетическое созерцание и конституирование смыслов (Э. Гуссерль,1913); Трансцендентальное, интуитивное  видение сущностей и отождествление сознания  с миром (Н.О. Лосский, 1908, Н.А. Бердяев, 1916, С.Л. Франк, 1917); Видение личности как источник творчества и создание миров культуры (Г. Зиммель, 1911, 1918); Переход от деяния к видению, единство трансцендентального и феноменологического видения с позиции абсолютной пустоты «басе» (Нисида Китаро, 1927); Видение как бытие, сплетение и обоюдная открытость, тела и мира, как интенциональная ткань, связывающая нашу плоть со всей плотностью бытия-в-мире, как принятие в себя мира и всех его вещей и растворение себя в мире, как гармония между взглядом и вещами (М. Мерло-Понти, 1945); Творческое видение как метафизическая живопись, которая через тело, руку и доконцептуальные структуры восприятия открывает первые, зародышевые смыслы бытия и видимых сущих. (М. Мерло-Понти, 1960); Эстетическое отношение и восприятие (А.А. Мелик-Пашаев, 1990); Творческое видение как единство творческой позиции, высшего состояния сознания и метода (С.Л. Марков, 1997, 2011).

Процесс

Творческое восприятие. Восприятие мира необычным способом (У. Джеймс, 1890); Особая эстетическая чувствительность к красоте и гармонии А. Пуанкаре (1908); «Схватывание» всех аспектов воспринимаемой вещи, предстающее как символическая референция, сочетающая чувственные восприятия и причинные отношения, с преобладанием чувственных восприятий (А. Н. Уайтхед, 1929);  Творчество как умение видеть старое под новым углом зрения (А. Эйнштейн, Л. Инфельд, 1938); Чувствительность к проблемам (Дж. Гилфорд, 1950); Творческое визуальное восприятие, единство восприятия и мышления (Р. Арнхейм 1954, 1969); Сплав восприятий, осуществленных новым способом (Peter McKellar, 1957); Творчество как восприятие сложности и неопределенности (Ф. Баррон, 1958); Творчество как аллоцентрическое восприятие и полное растворение в объекте (Ernest G. Schachtel, 1959); Умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот (Дж. Гордон, 1961); Процесс восприятия недостатков и отсутствующих элементов (Э. Торранс, 1962); Творческое, эффективное восприятие реальности как Б–познание (b-cognition) (A. Маслоу, 1962, 1971); Творческое видение: как  исследование и нахождение проблем (J.W. Getzels,  M. Csikszentmihalyi, 1976); Творческое восприятие (K.J. Goodman, D.I. Marquard,1978); Восприятие, создание образов и изображение как составляющие визуального мышления и творчества (R.H. McKim, 1980); Процесс манипуляции визуальными кодами и кросс-модальной трансформация (Дж. Гилфорд, 1981, 1983); Восприятие как  изначальный и базовый процесс творческой активности (Richard L. Gregory, 1970, 1987); Творчество как восприятие искусства ( Antony J. Chapman, 1984); Сознательное варьирование позиций восприятия (Э. де Боно, 1985); Конфигуральная концепция творчества (John H. Flowers, Calvin P. Garbin, 1989); Творчество как полнота осознания, открытость опыту и гибкость (Ellen J. Langer, 1989, 2000);  Творческое восприятие (L. Friedel, 1992); Творческое восприятие, познание и динамическая репрезентация (Steven M. Smith, Thomas B. Ward and Ronald A. Finke, 1992, Beverly Roskos-Ewoldsen, 1993); Творчество как игровое восприятие (Herbert L. Leff, 1994); Творчество, восприятие, воображение, репрезентация и трансформация ментальных образов (Daniel Reisberg, Robert H. Logie, Geir Kaufmann, Maria A. Brandimonte, 1996).
Творчество как синестезия и кросс-модальная репрезентация. Творчество и синкретичность восприятия (L. Marks,1978; E. Lawrence, 1982; Audrey Dailey, Colin Martindale, Jonathan Borkum,1998); Творчество как синестезия (G. Domino 1989); Синестезия и физиогномическое восприятие (A. Dailey, C. Martindale, J. Borkum, 1997).
Создание образов (imagery), воображение и визуализация.  Cоздание визуальных образов (imagery) и манипуляция визуальными кодами (R.N. Shepard, 1978, 1981); Трансформация  вербальных проблем в наглядные образы (Дж. Л. Адамс, 1979); Творческая визуализация  (Ш. Гавэйн, 1982); Творческое восприятие и создание образов  (percept-genesis) (S. Smitt, 1990, van den Meer, 1994); Творчество как создание образов (imagery) (S. Daniels-McGhee, G. A. Davis, 1994); Восприятие, создание образов, визуальное представление (R.A. Finke (1990, T.B.  Ward, S.M. Smith, 1992, 1995); Перцептивная активность, воображение  и творчество (Nigel J. T. Thomas, 1999, 2002); Творчество как визуализация, деавтоматизация и синтетический процесс (G. Cupchic, 1999); Визуализация и творческое решение проблем (R. Arp, 2005); Компьютерная модель творчества базирующаяся на теории перцептивной активности (P.J. Blain, 2006).
Аналогическое восприятие. Синтетическое восприятие и поэтическая метафора (L. Marks, 1982); Высшее восприятие как создание аналогий (D.J. Chalmers, R.M. French, D. R. Hofstadter, 1992, M. Mitchell, 1993, C. T. Morrison, E Dietrich, 1995, K. D. Forbus, D. Gentner, A. B. Markman, R. W. Ferguson, 1998, D. Hofstadter, 2001).
Творческое внимание. Творчество как дефокусированное внимания, расширение поля внимания (Г. Мендельсон, 1976, Дж. Касоф, 1997, К. Урбан, 2003); Концентрация информации и растекание по семантическим сетям (К. Мартиндейл, 1995);  Процесс фокусировки–расфокусировки внимания (П.А. Ховард-Джонс, С. Мюррей, 2003); Творчество как селективное кодирование, селективное сравнение и селективное комбинирование (Т. Любарт, 2003); Фокусировка внимания как фактор креативности (Р.С. Фридман, 2003; Л.Я. Дорфман, В.А. Гасимова, 2006; О.М. Разумникова, 2008); Творчество как изменчивость и гибкость внимания (O. Vartanian, 2009).