- Основные теории творчества
- Универсные теории творчества
- Творчество как развертывание и воплощение Абсолюта
- Творчество как достижение и реализация Свободы
- Творчество как создание и реализация Возможностей
- Творчество как создание и реализация Целого
- Творческое развивающее взаимодействие
- Мирогенные теории творчества
- Реализация творческой позиции и смыслотворчество
- Творческая деятельность: основные теории
- Творчество как решение проблем
- Творчество как самоактуализация личности
- Творческий диалог, любовь и эмпатия
- Единая теория творчества
- Основные стадии творческого процесса
- Механизмы творчества – основания системы
- Универсные механизмы творчества
- Онтологические механизмы творчества
- Универсальные механизмы творчества
Творчество как самоактуализация и реализация специфических свойств и черт личности
Творчество как спонтанное, самопроизвольное, действие, как проявление внутренней естественной силы Дэ (Лао Цзы, 6 в. до н.э.); Произвольные и спонтанные поступки, которые осуществляются по внутренним мотивам и «по своей воле» (Аристотель, 4 в. до н.э.); Творчество как спонтанность, естественность, таковость и искренность (Го Сян, 3в. до н.э.); Стремление личности к спонтанному, самопроизвольному, определяемому внутренней активностью, развитию (Ж.Ж. Руссо, 1762); Мышление и воображение как проявления самодеятельной активности (И. Кант, 1781); Творчество как самополагание, саморазвитие и самоутверждение (Г. Фихте, 1801); Патология и отклонения от нормы как источники творчества (Ч. Ламброзо, 1863); Наследственный творческий потенциал (Ф. Гальтон, 1869); Творчество как поток сознания и проявление свободной воли (У. Джеймс, 1890); Самодвижение, целеустремлённость, саморазвитие, творческая активность целостной личности (В. Штерн, 1906, 1918); Принцип творческой самодеятельности: созидание себя в процессе творчества (С.Л. Рубинштейн, 1922); Спонтанная реализация сущностного-Я (Э.Фромм, 1941); Сверхкомпенсация, стремление к развитию, достижению успеха, превосходству и совершенству (А. Адлер, 1956); Творчество как самореализация, самодетерминация и самоосуществление личности (К. Роджерс, 1954, 1965); Творчество как самоактуализация и трансцендентная самоактуализация (А. Маслоу, 1954, 1968, 1971); Творчество, как спонтанное поведение и поток “тотальности”, как выражение индивидуального своеобразия и уникальности (Х. Андерсон, 1965); Проявление сильного Еgo (Ф. Баррон,1969, 1990; H. G. Goug, 1979; L. Briskman, 1980; D.M. Harrington,1981, G.F. Feist, 1999); Творчество как саморазвитие и самоусиление личности (Р. Мэй, 1975; В.Ф. Овчинников,1984; Н. Роджерс, 1990; Ф. Баррон,1990); Творчество как «жизнетворчество» (Л.В.Сохань и др. 1982, 1985, 1988).
Творческая активность как реализация специфических свойств и черт личности
Проявление творческого интеллекта (Л.Л. Терстоун, 1952); Творчество как свойство интеллекта: трехмерная модель интеллекта (Дж. Гилфорд, 1956, 1959, 1975); Гипотеза интеллектуального порога (J. W. Getzels, P. W. Jackson, 1962, Э.Торренс, 1962, 1974, Дж. Гилфорд, 1973; J. S. Renzulli,1986); Теория множественного интеллекта (Г. Гарднер, 1983), Структура творческой одаренности (А.М. Матюшкин, 1989); Триархическая (трехкомпонентная) теория интеллекта (Р. Стернберг, 1995); Эмоциональный интеллект и творчество (J.D. Mayer, P. Salovey, 1997); Пять видов связи между интеллектом и творчеством (L.A. O’Hara, R.J. Sternberg, 2000); Структура творческого интеллекта: интуиция, воображение, инновация, вдохновение (A.J. Rowe, 2004).
Взаимосвязь эмоций и творчества. Целостное эмоциональное самоосуществление индивидуальности (Т. Рибо, 1906; J. Rossman, 1931; A. Lowen, 1970); Фасилитирующее влияние эмоций на мыслительные процессы и творческую деятельность (R.S.Lazarus, 1991; A. Abele,1992, 2001; T.P. Palfay, P. Salovey, 1993; G. L. Clore, N. Schwarz, M. Conway, 1994; M.P. Shaw, M. Runco, 1994; H.E. Hruber, 1995; S.T. Murphy, 2001; J.D. Mayer, 2001).
Влияние эмоций на легкость ассоциаций (A.M. Isen, 1987); на активность фантазии (M. Eckblad, L.J. Chapman, 1986; D. Schuldberg, 1990); гибкость и широту мышления (A.M. Isen, M.S. Johnson, E. Mertz, G.F. Robinson, 1985, T. Amabile, 1985, 2005; A.M. Isen, K.A. Daubman, G.P. Nowicki, 1987; B.L. Fredrickson, 1998, 2001; T. M. Amabile, S. G. Barsade , J. S. Mueller, 2005).
Эмоциональное творчество как переживание и выражение оригинальных, аутентических эмоций (J. R. Averill, C. Thomas-Knowles, 1991); Стимулирующее влияние на творчество негативных эмоций и настроений (A. M. Walker, R. Koestner, A. Hum, 1995; M. Runco, 1999; Z. Ivcevic, M. A. Brackett, J. D. Mayer, 2007); Взаимоотношение между эмоциями и творчеством по модели инвертированной U–образной кривой (K. James, M. Brodersen, J. Eisenberg, 2004). Эмоции в художественном творчестве (G.J. Feist, S.Z. Dudek, R. Richards, K.A. McCarthy, 1999); Влияние позитивных эмоций и настроений на творчество (M. Csikszentmihalyi, 1975, 1996; N. H. Fridja, 1986; G. Kaufmann, S. Vosburg, 1997; G. Kaufman, 2003; E. R. Hirt, E. E. Devers, S. M. McCrea, 2008).
Взаимозависимость творчества, самодетерминации и внутренней мотивации. (E. Deci, 1971,1975; M. Ross,1975; М. Чиксентмихайи, 1975, 1996; T. Amabile, 1976,1983,1996; J. Condry, 1977; E. L Deci, R.M. Ryan, 1985,1987; B.J. Zimmerman, 1985; R. Eisenberger, S.Armeli, J. Pretz, 1998; T.M. Amabile, K.G. Hill, B. A. Hennessey, E.M. Tighe,1994; K.M. Sheldon,1995; M.A. Collins, R.S. Nickerson, 1999; R.J. Sternberg; T.I. Lubart, 1999; B.A. Hennessey, 1999; G.J. Feist, 1999; R. Eisenberger, L. Rhoades, J. Cameron, 1999; G.B. Moneta, F.H.Y. Wong, 2001; R. Eisenberger, L. Shanock, 2003; M. Mumford, 2003.
Теория самодетерминации (E. Deci, R.M. Ryan, 2000, 2008; M. Vansteenkiste, W.Lens, E. Deci, 2006; K.M. Sheldon,T. Kasser, 2008; H. Weisberg, 2010; B.A. Hennessey, T. Amabile, 2010; Внутренняя мотивация, увеличивающая оригинальность, но не полезность (A.M., Grant, J.W. Berry, 2011).
Проявление специфических черт личности. (С.M. Cox,1926; A. Roe, 1952, 1958; R. B. Cattell, J. E. Drevdahl, 1955; C.W. Taylor, 1958; D.W. MacKinnon, 1962; F. Barron, 1963, A. Маслоу, 1970; R. B Cattell, 1971; G. Domino, 1970,1979; P. Kline, C. Cooper, 1986; H.J. Eysenck, 1993: G.J. Feist,1998; J.A. Plucker, J.S. Renzulli, 1999; L. Sundarajan, 2004; B.S. Folley, 2006; M. Batey, A. Furnham, 2006; C.G. Boeree, 2006; G. Burch, 2006; R.J. Stenberg, 2006; М. Ранко, 2007; B. W. Roberts, D. Mroczek, 2008; G.J. Feist, J. Feist, 2009; Z. Ivcevic, 2009).
Черты творческой личности
Открытость новому опыту: R. R. McCrae, 1987,1994; G.J. Feist, 1987; гибкость: H.G. Gough, 1961, 1979; G.J. Feist, F. Barron, 1996; стремление к новизне: J. P. Houston, S. A Mednick; амбициозность, стремление к достижениям: B. S. Bloom, 1956; R. S., Mansfield, T. V Busse, 1984; S. Z. Dudek, 1991; толерантность к неопределенности: P.E. Vernon, 1970, A. Furnham,1994; независимость: A. Roe, 1952; Ф. Баррон, 1968, M.B. Parloff ,1968; R. Helson, 1971; нонконформизм: W. B. Hall, D. W MacKinnon, 1969; доминантность, самоуверенность:R.H. Van Zelst, W. A. Kerr, J. A. Chambers, 1964; K.E. Kelly, 2005; склонность к риску: Р. Стернберг, Т. Любарт, 1995; настойчивость и выносливость: J. Rossman, 1931, Р. Стернберг, 1999; K. H. Kim, 2004; J.A. Glover,1989; R.W. Weisberg, 1993; M.I. Stein, S.J. Heinze, 1990; патологические черты, психотизм (K. O. Götz, K. Götz,1979; G.J. Feist,1989; R., Richards, D. K Kinney; Г.Айзенк,1993, 1994; E. Woody, G. Claridge; G.Burch, D.R. Hemsley, Ch. Pavelis, Ph. Corr, 2006; R.A. Chavez-Eakle, M. Lara, A. Cruz-Fuentes, 2006).
Проявление парадоксальной и диалектической структуры личности (A. M. Biondi, S. J. Parnes; М. McMullan, 1976; М. Чиксентмихайи, 1996). Творчество и черты личности Большой пятерки (G.J. Feist, 1998; U. Wolfradt, J. E. Pretz, 2001; E.N. Cholas, N.R. Perri, M. Brodersen, 2005; M. Batey, A. Furnham, 2006; Z. Ivcevic, M. A. Brackett, J. D. Mayer,2007; P.J. Silvia, 2008; A. Furnham, V. Bachtiar, 2008; M. Batey, 2009).