Творчество как создание и реализация Целого

Творчество как воплощение Целого

Гармонизация  жизненного пути  с Универсальным Потоком “Книга перемен“ (“И-цзин”) (16-12 в.до н.э.); Действия, управляемые универсальными законами Дао, реализация принципа не-деяния (wu-wei) (Лао-Цзы, 6-5 в. до н.э.); Подражание (Mimesis) (Демокрит 5-4 в. до н.э, Платон, 5-4 в. до н.э.; Аристотель 4 в. до н.э.); Действие в соответствии  с божественным космическим планом, подчинение природе, следование естественному ходу вещей (Стоицизм, 4 в. до н.э.); Подражание исключительно прекрасной природе (Шарль Баттё, 1746);
“Творческий синтез” как объединение элементов психики в качественно своеобразные целостности, определяющие ассоциативные связи (В. Вундт,1880); Открытость целому, достижение единства и гармонии с первичными сущностями вселенной (Х. Андерсон, 1965); Объединение хранящихся в памяти фрагментов знаний в единое целое (В. Келлер, 1930, М. Вертгеймер, 1945); Достижение  баланса между субъектом и объектом, индивидуальностью и универсумом (С. Ариети, 1976), «Трансмерный переход» от дизъюнкции в конъюнкцию, от оппозиции в дополнительность и создание метасистемного целого (А.А. Кобляков,2003).
Творчество как формообразование и трансформация.  Интеграция фактов, впечатлений и чувств в новую форму (J.D. Porsche, 1955); Создание новых и полезных паттернов (G.M. Read, 1955); Трансляция знаний и идей в новую форму (A. Duhrssen, 1957); Структуризация текста и трансформация смыслов  как самостоятельная цель и результат творчества (Р. Барт, 1957, Ю. Кристева, 1971),  Способность переформулировать и реорганизовывать (V. Lowenfeld, 1962); Направленные трансформации через совпадение и координацию (Д. Фелдман, 1979); Процесс создания уникальных продуктов путем трансформации существующих (П. Вэлч, 1980);  Трансформативная мудрость (W. Harman, H. Rhengold, 1984); Творчество как трансформативное мышление (J.Wycoff, T. Richardson, 1995);  Трансформация объективного мира, сочетающаяся со способностью определять, когда эти изменения полезны (M. Ранко, 1996); Изменение существующей предметной области или трансформация существующей в новую (М. Чиксентмихайи, 1996).

Процесс  

Трансформативное мышление и инсайт. Мгновенное  визуальное схватывание  “хорошей структуры” посредством инсайта  (В. Келлер, 1917; N. Maier, 1931; К. Дункер, 1945; J.W. Schooler, J. Melcher, 1995); Реорганизация, перегруппировка и центрирование структур путем выбора «хорошей структуры» (М. Вертгеймер, 1945); Визуальное восприятие как создание целостных образов и мгновенное схватывание действительности (Р. Арнхейм, 1954); Преобразование информации, создание новых паттернов, трансформация значений или использование функций объектов новым способом (Дж. Гилфорд, 1962, 1968);  Решение проблемы как процесс интеграции, реорганизации и реструктуризации опыта (M. D. Mumford, K. A. Olsen, L. R.James,1988); Преобразование концептуального пространства (М. Боден, 1990); Реорганизация привычных паттернов и создание новых «Интеллектуальных карт» (Т. Бюзен, 1972, 1974); Инсайт как заполнение схемы и пути между актуальным состоянием и целью (J. MacGregor, T. Ormerod, E. Chronicle, 2001); Достижение инсайта как избавление от фиксаций, ограничений и мешающих ассоциаций (R.E. Mayer, 1995; S.M. Smith, 1995; Knoblich, G., Ohlsson, S.,  G. E. Raney, 2001;  A.J.K.  Pols, 2002; M.A. Schilling, 2005);  Эволюционная теория инсайта (Дж. Кэмпбелл, 1960; D. Simonton, 1995; A.J.K. Pols, 2002; M.A. Schilling, 2005);  Процессы инкубации и инсайта в творческом решении проблем (S. Ohlsson, 1992; S.M. Smith, R.A. Dodds, 1999), Трансформация смыслов как создание метафор (D. S. Miall, 1983); Неврологическая модель инсайта (E.M. Bowden, M. Jung-Beeman, J. Fleck, J.Kounios, 2005),  Инсайт как результат интеграции эксплицитных и имплицитных знаний (EII) и теория CLARION ( S.Helie, R. Sun, 2010).