Творчество как создание и реализация Возможностей

Творчество как создание и воплощение Возможностей

Создание возможных миров. Творчество как осуществление «Мистической потенции» (Лао-цзы6 в. до н. э), Творчество как “вскармливание жизни” (ян шан), реализация всей “полноты жизненных свойств”  (Чжуан-цзы, 4 в. до н.э.); Пустота как сокровищница и причина самопорождения вещей и сущностей (Нагарджуна, 2-3 вв., Ван-би, 2 в.н.э.); Творчество как «Inventio», воображение (Лоренца Вала, Леонардо да Винчи, 15 вв.), Творение как выбор лучшего из возможных миров (Г. Лейбниц, 1714); Творчество как создание множественных возможностей бытия, восхождение к потенциям высшего порядка (Ф. Шеллинг, 1799, 1803); Творчество как переживание тайны,  воплощение сверхъестественного, мистического, сокровенного, чудесного, неизведанного (Ф. Шлегель, 1799; Новалис, 1837);
Таинственность” и “сущностная непредсказуемость” творчества (L. Briskman, 1980); Творчество как поиск возможностей, переход от «есть» к «может быть» (Э. Боно, 1978); Творчество как “создание вторичных миров” и моделирование языков (Дж. Р. Р. Толкиен, 1931); Коструирование миров (пантокреатика) (С. Лемм,  1964); Создание автономных возможных миров (R. Bradley, N., Swartz 1980; D. Lewis, 1986; Л. Долежел, 1988; M.L. Rayan, 1991; М. I. Spariosu, 1997); Создание фикциональных миров ( T. G. Pavel, 1986); Создание миров как «рецентрирование» (M.L. Rayan, 1991); Создание виртуальных миров (Н. А. Носов, 1994; С. С. Хоружий, 1997; Н. Б. Маньковская, 2000);  Построение возможных миров, игра с текстом (Р. Барт, 1973; X . Л. Борхес, 1982;  У. Эко, 1983); Создание возможных миров как система активизации творчества (В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Ермаков, 1994);  Конструирование как создание  множества   контингентных миров, потенциация бытия, его переход из действительного в возможное, овозможение существования. (М. Эпштейн, 2003);  Конструирование миров (А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, 2009).
Игра как актуализация потенций личности и среды (Л.С.Выготский, 1933; Ж. Пиаже, 1962; D. Winnicot; James E. Johnson, 1976; G.Fein, 1987; S. Ayman-Nolley, 1999; D. Schafer, 2006; B. Pearson, S.W. Russ, S. Spannagel, 2008).

Процесс

Творческое воображение, фантазия и возможностное мышление
Рассмотрение мира  с позиции  Als ob — «как если бы» (И. Кант, 1790; Г. Файхингер, 1911); Конструирование и потенцирование как свободное полагание первоначал и переход к высшим возможностям (Ф. Шеллинг, 1803);
Иррациональный процесс, игра и свободный полет фантазии (Ф. Шлегель, 1799; Новалис, 1837); Романтизация и качественное потенцирование мира (Новалис, 1837); Фантазирование как выражение неосознанных желаний (любви и власти) (З. Фрейд, 1908);  Воображение как единство психических функций (Л.С. Выготский, 1930); Имагинация как высший уровень творческого воображения и мышления (Я. Э. Голосовкер, 1961, 1987); Творческое воображение как интеграция творчества и создания образов  (B.L. Forisha, 1983); Тождество механизмов восприятия и воображения (S. M. Kosslyn, 1983); Воображение как генерация и исследование  образов (предтворческие формы) (R. Finke, 1990;  S. M. Kosslyn, 1990; T.B. Ward, 1995; John C. Houtz, C. Patricola, 1999; Arthur I. Miller, 2000; P. Harris, 2000; D.Nettle, 2001; A. R. Damasio, 2001; N. Le Boitiller, D.F. Marks, 2003);
Творчество как фантазия (образные и вербальные элементы) (И.М. Розет, 1991);  Создание гипотез и лакун (gap), пустот мира, активизирующих воображение и интерпретацию  (Л. Долежел, 1988);
Реализация творческого механизма и приема «А что если?» (A. Craft, B. Jeffrey, 2003); Возможностное мышление (A. Craft, 2000, 2001;  B. Jeffrey, 2003, 2005; A. Craft, T. Grainger, P. Burnurd,  2006), Рациональное воображение как способ создания альтернативной реальности (R.M.J. Byrne, 2005); Творчество и воображение как открытость возможностям, страсть к возможностям, стремление к тому, « что может быть» (Maxine Greene, 2007).