Универсальная триада и порождающая матрица Дзогчен

Универсальная триада: Основа, Путь, Плод

Учение и практика Дзогчен, традиционно для всех школ тибетского буддизма, базируется на трех столпах или же трех временных этапах, включающих: основу, путь, а также совершенную реализацию или плод.
Данная основополагающая триада напрямую связана с тремя заветами первого учителя Дзогчен Гараба Дордже, которые являются сутью, квинтэссенцией и порождающей матрицей всего учения:

[Получив] прямое введение в [знание] своей изначальной природы,
[Приняв] прямое решение об этом едином [состоянии],
В уверенности освобождения напрямую пребывай.

Три заповеди, известные как «Три слова что Поразили Сердце Сущности» 

Известные как “Три наставления, проникающие в самую суть практики”, последовательно разворачиваются и пронизывают содержание и практику учения:
1. «Прямое введение» (тиб. ngo rang thog tu sPrad) или введение в свою истинную природу.
2. «Оставляющее без сомнения» (тиб. thag gCig thog dug Cad) или утверждение истинного состояния.
3. «Продолжение в недвойственном состоянии» (тиб. gDengs grol thog du ’cha’) уверенное и непоколебимое пребывание в своей истинной природе и состоянии полного освобождения.

Дилго Кхенце Ринпоче подчеркивал предельную концентрацию смысла заложенного в трех, проникающих в самую суть, заветах: «Представьте себе, что вы выслушали все 84000 учений Будды, а затем размышляли над их смыслом. Тогда вы обнаружили бы, что все, что вам нужно, — это введение в Три наставления, проникающие в суть». Это похоже на то, что вы встретились с лицом к лицу с самим нераздельным изначальным буддой Самантабхадрой.

Порождающая матрица и исходный геном учения Дзогчен

Первый учитель и патриарх Гараб Дордже (санскр. Прахеваджра), получивший, согласно легенде, сокровенное знание от изначального будды Самантабхадры через его высшее воплощение Ваджрасаттву, передал три завета своему ученику Манджушримитре (5-6 вв.), который следуя им, разделил учение на три раздела: Сэмдэ (sems sde) — «раздел Ума»,
Лонгдэ (klong sde) — «раздел Пространства»,
Мэннагдэ (man-ngag-sde), (санскр.Упадеша) — «раздел Тайных наставлений».

Трем заповедям, которые «проникают или ударяют в самую суть», впоследствии представленным Вайрочаной (8-9 в.) в виде “Шести ваджрных строк”, соответствуют Три основных принципа: Основа гжи (gzhi), Путь лам (lam) и Плод требу (‘bras bu),
с которыми согласуются Три Тела кусум (sku gsum) или три онтологических уровня состояния Будды: Дхармакая чоку (chos sku), Самбхогакая лонгку (longs sku) и Нирманакая трулку ( sprul sku),
гармонично содержащие в себе три аспекта чосум (chos gsum) изначального состояния нганг (ngang), Три Тела или три изначальные мудрости Основы Всего кунжи (kun gzhi):
Сущностьнгобо (ngo-bo), Природу рангжин (rang-bzhin) и Энергию – тугже (thugs-rje), их метафоры:
Небо (пространство), Солнце ( источник света), Лучи (отражения), а также три вида Ригпа: Изначальное Осознание Йериг (ye rig), Ригпа пути или само-осознание Рангриг (rang rig ), Пронизывающее Осознание Чабриг (chab rig).

Им прямо соответствуют Три аспекта изначального состояния Исконной мудрости йеше (уе shes):
Пустота тонгпа нид (stong-panyid), Ясность или лучезарность салва (gsal-ba) и их беспрепятственный и непрерывный гагмэд (‘gags med), поток силы или пронизывающее бытие Сострадание чампа (‘byams pa),
а также Три признака абсолютного созерцания Ригпа:
Изначальная чистота кадаг (ka-dag), Совершенная спонтанность лхундруб ( lhun grub) и их нераздельное йермэд (dbyer-med) единство, которые, в свою очередь, тождественны трем составляющим исконно пробуждененного Ума Бодхичитты чжанг чуб сэм:
Чистоте чжанг (byang), Совершенству чуб (chub) и Уму сэм (sems).

В сфере практики и реализации, исходной Трикайе соответствуют
Три основных элемента Пути
:
Воззрение (Видение: лтаба (ltaba), Практика (Медитация) гомпа (sgom pa) и Поведение (Действие) чодпа (spyod pa);
Три способа проявления энергии и их метафоры: Данг (gDangs), Ролпа (rol-ba), Цел (rtsal) и Зеркало Шар, Кристалл;
Три аспекта человека: Ум (сознание) йид (yid), Речь наг (ngag), Тело лус  (lus)
Три вида переживаний: Отсутствия мыслей, Ясности и Блаженства,
а также Три метода медитации Шинэ (zhi-gnas) (санскр. шаматха), Лхагтонг (lhag-mthong) (санскр. випашьяна) и их единство, предстающее как нераздельность пустоты и осознания Ригтонг йермэд (rig stong dbyer-med) или же Ригпа (rig-pa), Три Тела Пути или Три состояния природы ума: Спокойное состояние Нэпа (gnas-pa), Движение Гюпа (‘gyu-ba), Присутствие Ригпа (rig-pa).

Им соответствуют Основные практики в разделе Сэмдэ:
Достижение состояния покоя Нэпа (gnas-pa), Не-движение Мийова (mi g.yo-ba),  Недвойственность Нимед (gnyis.med) ), а также Спонтанное самосовершенство Лхундруб (lhun grub).

Методы-символы да (brda) раздела Лангдэ:
Пустота
 Митогпа (mi-rtog-pa), Ясность Салва (gsal-ba) и Ощущение блаженства Дэва (bde-ba), а также Равенство (подобие) Нъямнид (mnyam-nyid) или Нераздельность Йермэд (dbyer-med).

Уникальные высшие методы учения Ньингтиг раздела Менангдэ:
Трекчо
(Трегчод: khregs-chod), Тогал (Тходгел: thod rgal) и Ригпа (Rigpa).

Практики медитации Трекчо: Естественные созерцания (Chog-bZhag bZhi) (тантра Дронма Нангчед):
подобное горе («чогжаг горы») (от тиб. чогжаг (cog bzhag подобное), подобное океану («чогжаг океана»), созерцание объектов восприятия («чогжаг видения»), а также коренной осознанности («ригпа чогжаг»).

Способы раскрепощенного присутствия (Лонгченпа):
присутствие океана, присутствие осознавания, присутствие проявлений, а также присутствие горы;
Три самадхи, вводящие в состояние нагого осознавания:
Великого опечатывания, естественного спокойствия, молниеносного снисхождения.

Практики медитации Тогал: Стадии развития видения нангжи (snang-ba bzhi):
Прямого восприятия Реальности (chos nyid mngon-sum kyi), Развития медитативного опыта (nyams gong ‘phel gyi), Полного возрастания Осознания (rig-pa tshad phebs kyi), а также Полного истощения Реальности (chos nyid zad-pa’i snang-ba) и, наконец,
Три способа реализации Плода или методы Самоосвобождения:
Через обнаженное внимание чердрол (gcer grol), По возникновении мысли шардрол (shar grol), Собственно самоосвобождение рангдрол (rang grol).

Живая творческая сущность порождающей матрицы Дзогчена заключается в ее органическом, динамическом и голографическом строении, при котором каждый элемент является ее центром и свободно вмещает все другие элементы, как по горизонтали так и вертикали.
Так, к примеру можно говорить о единстве линии взаимопроникающих живых смыслов Дхармакайи чоку (chos sku), Основы гжи (gzhi), Сущности нгобо (ngo-bo), Пустоты тонгпа нид (stong-panyid), и Изначальной чистоты кадаг (ka-dag), а также соответствующих практик Шинэ (zhi-gnas), Нэпа (gnas-pa), Митогпа (mi-rtog-pa), Трекчо (khregs-chod) и метода Самоосвобождения Через обнаженное внимание чердрол (gcer grol).
При этом истинное видение, медитация и действие, взаимовключают друг друга, а основа, путь и плод предстают как единое и неслиянное целое.
Данная порождающая матрица Дзогчен, может рассматриваться как исходный геном, содержащий всю информацию и смыслы, необходимые для построения и развития всего живого, целостного тела учения.

           
Таблица 1.  Исходная Порождающая матрица Дзогчен (Теория)

 Заветы
Гараба Дордже
Разделы Учения
Манджушри-митры
(5-6 вв.)
и способ введения
в Ригпу
«Шесть Ваджрных
Строк»
Вайрочана
(8-9 в.)
Централь-ная триада
и три вида
Ригпа
Трикайя
Тело Будды

и его
триединое
Воплощение
            1         2          3       4         5
1. «Прямое введение»
или введение в свою истинную
природу»
Получив прямое введение
в знание своей
изначальной природы
Семдэ 
(sems sde)
«раздел Природы Ума»
Устная передача и
объяснение (Анализ)
Хотя природа всего
многообразия недвойственна,
Истинное состояние каждой
отдельной
вещи – вне умозрительных оценок
Основа
гжи (gzhi)
Изначаль-ное
Осознание
Йериг
(ye rig)
Дхармакая
чоку
(chos sku)
Саманта-бхадра
изначальный Будда
2.«Оставляющее без сомнения»

Приняв прямое решение
об этом едином состоянии

Лонгдэ
(klong sde)
«раздел Пространства»
Символичес-кая передача
(Символы)
 Хотя не
создаём понятия
из того, что называем
“как оно есть”, Всё проявляюще-еся присутствует
оно всеблагое.
Путь 
лам (lam)
Ригпа пути
или само-осознание
Рангриг
(rang rig)
Самбокая 
лонгку
(longs sku)
Ваджрасаттва
алмазный
Будда,
Непоколеби-мое состояние
3.«Продолжение в недвойствен-
ном состоянии»
В уверенности
освобождения
напрямую
пребывай
Мэннагдэ
(man-ngag-sde)
«Сущностный раздел»
Сообщаемое тайно знание,
«от ума к уму»
(Парадоксы)
Поскольку всё
самосовершен-но, преодолев болезнь усилий,
Обладая присутствием,
спонтанно пребываем
в состоянии созерцания.
Плод
требу
(‘bras bu)
Пронизыва-ющее
Осознание
Чабриг
(chab rig)
Нирманакая
трулку
(sprul sku)
Гараб Дордже

 

Продолжение таблицы 1

    Три аспекта
Основы Всего
кунжи
(kun gzhi)
и их метафоры
  Три
аспекта 

исконной
мудрости
йеше
(уе shes)
Три признака
обнаженного
присутствия
ригпа (rigpa)
  Три аспекта
просветленного
ума
Бодхичитты
чжанг чуб сэм
Термины
Дзогчена 
традиции Бон
             6          7           8           9          10
Сущность
нгобо
(ngo-bo)
(сущностная природа)
Небо пространство
 Пустота 
тонгпа нид
(stong-panyid)
Изначальная
чистота 

кадаг
(ka-dag)
Чистота 
чжанг
(byang)
Сущность
основы 

мать
Ма (ma)
Природа
рангжин 

(rang-bzhin)
(Функциональ-ная природа)
Солнце
источник света
Ясность 
лучезарность
салва
(gsal-ba)
Совершенная
спонтанность
лхундруб
(lhun grub)
Совершенство
чуб
(chub)
Пробуждён-ное
понимание 
(rigpa)
сын
Бу (bu)
Энергия
тугже 
(thugs-rje)
Сострада-
тельный
резонанс
(Лонгченпа)
Лучи
отражения
Энергия
Сострада-ние
чампа
(‘byams pa)
Энергия
Нераздельное
единство
йермэд
(dbyer-med)
Ум 
сэм
(sems)
Поток
энергии 
цел
(rtsal
нераздели-
мость
матери
и сына

 

                             
Таблица 2.  Исходная Порождающая матрица Дзогчен (Практика)

Три элемента 
Пути и три Учителя
Патрула
Ринпоче
(1808-1887)
 Три способа
проявления  энергии
и их метафоры
 Три аспекта 
человека  и
Три вида
переживаний
Методы
медитации  и
три состояния
природы ума
 Основные   практики 
раздела Сэмдэ
        1       2           3      4         5
 Воззрение
(Видение)
лтаба (ltaba)
Лонгчен
Рабджам
(1308-1363)
Данг
(gDangs) Зеркало
Ум
(сознание)
йид (yid)
Переживание
Отсутствия
мыслей
Шинэ
(zhi-gnas)
(санскр. шаматха)
Спокойное
состояние
Нэпа (gnas-pa)
Состояние покоя
Нэпа
(gnas-pa)
Практика
(Медитация)
гомпа
(sgom pa)
Джигме Лингпа
(Кенце Одзер)
(1730-1798)
Ролпа
(rol-ba)
Шар
Речь
наг (ngag)
Переживание
Ясности
Лхагтонг
(lhag-mthong)
(випашьяна)
Движение
Гюпа
(‘gyu-ba)
Не-движение
Мийова
(mi g.yo-ba)
Недвойствен-ность
Нимед
(gnyis.med)
Поведение
(Действие)
чодпа
(spyod pa)
Джигме Гьялве
Ньюгу
(1765-1843)
Цел
(rtsal) Кристалл
Тело
лус (lus) Переживание
Блаженства
Ригтонг йермэд
(rig stong
dbyer-med)их единство
Ригпа (rig-pa)
Присутствие
Спонтанное
самосовер-шенство
Лхундруб
(lhun grub)


Продолжение таблицы 2

Методы
символы
да  (brda)
раздела
Лангдэ
Высшие 
методы
раздела
Меннангдэ
Практики
Трекчо 
Способы
раскрепощен-
ного
присутствия
(Лонгчен
Рабджам)
Практики
Тогал
Стадии развития
видения
нангжи
(snang-ba bzhi)
Три способа
реализации
Плода
Методы
Самоосво-бождения
    6     7           8         9            10
Пустота  
Митогпа
(mi-rtog-pa)
Трекчо 
(Трегчод)
(khregs-chod)
Присутствие
океана
Прямого восприятия
Реальности
(chos nyid
mngon-sum kyi)
Через
обнаженное
внимание
чердрол
(gcer grol)
Ясность
Салва
(gsal-ba)
Ощущение
блаженства
Дэва
(bde-ba)
Тогал 
Тходгел
(thod rgal
Присутствие
осознавания
Присутствие
проявлений
Развития
медитативного
опыта
(nyams gong
‘phel gyi)
Полного
возрастания
Осознания
(rig-pa tshad
phebs kyi)
По возникно-
вении мысли шардрол
(shar grol)
Равенство 
Нъямнид
(mnyam-nyid)
или
Нераздельность
Йермэд
(dbyer-med)
Ригпа 
Видение
(Rigpa)
Присутствие
горы
Полное
истощение
Реальности
(chos nyid
zad-pa’i
snang-ba)
Собственно
самоосвобо-
ждение
рангдрол
(rang grol)

 

Основа всего кунжи (kun gzhi), исконная мудрость йеше (ye shes) и самосовершенное состояние чистого присутствия ригпа (rigpa) заключает в себе во всей полноте и целостности три аспекта чосум (chos gsum) или три разнокачественных измерения теории и практики.
Аспекты любого триединого неслиянного и нераздельного Целого проявляются как отличные друг от друга особые феномены, хотя, по сути, представляют одну и ту же сущность. При этом в Дзогчене, как и в других школах тибетского буддизма, центральной организующей триадой является «Основа, Путь, Плод».

1. Теория. Основа – Плод. Трикайя: сущность, природа, энергия и пустота, ясность, энергия.

Согласно коренным текстам и их комментариям, Основа составляет единое целое с Плодом, а изначальное состояние недвойственного чистого присутствия, тождественно окончательному просветлению.
При этом в Основе с самого начала целиком и полностью присутствуют Три тела Будды, соответствующие трем мудростям Сущности, Природе и Энергии, причем Дхармакая раскрывается как чистая сущность и великая пустота, Самбхогакая как природа и чистая ясность, а Нирманакая как их нераздельное единство.
В то же время, согласно учению Дзогчен, сущностью основы является пустота, которая всегда изначально чиста, природой основы ясность – которая спонтанно совершенна, а неразделимое единство изначально чистой сущности и спонтанно совершенной природы проявляется как свободный поток энергии или сострадания.

2. Практика. Путь, вмещающий основу и плод: Воззрение (видение), Практика (медитация), Поведение (действие).
В Дзогчене все сущности и явления, все времена и миры, все проявленные и возможные будды свернуты в одно мгновенье истинного, обнаженного присутствия. Три состояния или три тела будды Трикая в данном учении, представляют собой единство основы, пути и плода, а, следовательно, соотносятся с воззрением, медитацией и действием имеют единый вкус и «сущность всех будд», а все этапа практики пронизаны состоянием изначального осознания и полного, окончательного пробуждения.
«Практическое обучение Пути Дзогчена, – говорил Согьял Ринпоче, – традиционно и проще всего описывается в терминах Вида, Медитации и Действия.
Непосредственно видеть состояние абсолюта, Основу нашего существа – это Вид; способ стабилизации этого Вида и превращения его в непрерывное переживание – Медитация; а включение Вида во всю нашу реальность и жизнь – это называется Действием».

Намкай Норбу Ринпоче писал: «Существует классическая схема объяснения Учения с использованием системы взаимосвязанных понятий, сгруппированных в триады…Ее основу можно представить в виде простой схемы»:

 

                    ОСНОВА                        ПУТЬ              
 Сущность ПриродаЭнергия Воззрение Практика Поведение
     Данг  Ролпа    Цел    Сэмдэ  Лонгдэ  Мэннагдэ
                                                      ПЛОД
 Дхармакайя                Самбхогакайя Нирманакайя
              –                         –                  –