- Основные теории творчества
- Универсные теории творчества
- Творчество как развертывание и воплощение Абсолюта
- Творчество как достижение и реализация Свободы
- Творчество как создание и реализация Возможностей
- Творчество как создание и реализация Целого
- Творческое развивающее взаимодействие
- Мирогенные теории творчества
- Реализация творческой позиции и смыслотворчество
- Творческая деятельность: основные теории
- Творчество как решение проблем
- Творчество как самоактуализация личности
- Творческий диалог, любовь и эмпатия
- Единая теория творчества
- Основные стадии творческого процесса
- Механизмы творчества – основания системы
- Универсные механизмы творчества
- Онтологические механизмы творчества
- Универсальные механизмы творчества
Двойная спираль
универсальных механизмов
Творческое взаимодействие личности с миром носит сложный многоуровневый характер, отражающий некоторую инвариантную трехкомпонентную структуру строения материальных объектов, которая проявляется в целостной иерархической творческой позиции личности, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В то же время в структуре личности необходимо выделить еще и аксиологический (ценностный) компонент, который пронизывает и насыщает все остальные компоненты и предстает не как отдельный высший уровень структуры, а как ее основание, систематизирующий фактор и центр организации.
Основные структурные компоненты творческой позиции личности реализуются в конкретной деятельности с помощью соответствующих личностных механизмов творчества:
аксиологический – идеализации, когнитивный – децентрация,
эмоциональный – идентификации, поведенческий – самоактуализации.
В то же время каждый из этих механизмов имеет внутренне диалогическую структуру и, в потенциальном виде, содержит в себе соответствующий противоположный, дополняющий механизм. Творческая активность личности осуществляется посредством попеременной и одновременной активизации полюсов связок противоположно направленных механизмов и поддержания баланса между двумя ними.
В качестве таких взаимодополняющих и взаимопроникающих творческих механизмов, каждый из которых имеет смысл лишь в единстве с противоположным, выступают: идеализация – проблематизация, децентрация – симплизация, идентификация – медитация, самоактуализация – персонификация.
Таблица 1. Двойная спираль
универсальных механизмов творчества
Идеализация понимается как видение, поиск и раскрытие идеальной сущности объекта, как мысленное конструирование его идеального образа, в котором гармонично сочетаются высшие ценности, продуктивно разрешаются его ключевые и наиболее назревшие противоречия. Это формирование и реализация идеального плана и сверхзадачи, выдвижение предельно смелых гипотез, предвидение кульминационной точки развития объекта, воплощение прагматичного и эстетического идеала, достижение идеального конечного результата. Это видение “ростков будущего” и сознательное введение идеала в реальное существование. | Проблематизация представляет собой выявление и сознательное обострение сущностных противоречий объекта, процесс поиска и определения его ключевой проблемы существования и развития. Это восприятие и поиск недостатков объекта, его пробелов, дисгармоний, асимметрий, негативных сторон, несовершенств и “теней” . Это стремление к расщеплению целостного объекта, выделению его противоположных качеств, видение и нахождение его анти-функций. Это искусство поиска и формулировки проблем, способность выявить их в обыденном и привычном. |
Реализация связки механизмов «идеализация –проблематизация» проявляется в выявлении ключевого противоречия объекта, события и проблемы, и его устранения путем реализации идеального плана и достижения идеального результата. | |
Децентрация проявляется как процесс генерирования различных подходов к объекту, как изменение привычных и традиционных установок, принятие во внимание всех возможных точек зрения на объект. Это процесс преодоления инертности мышления, функциональных фиксированностей, отклонение от стереотипов и шаблонов, расшатывания и разрушение традиционных представлений, мысленная замена привычных связей на необычные. Это процесс продуцирования различных нестандартных идей и необычных образов и неожиданных решений. | Симплизация понимается как предельное упрощение и прояснение сущности объекта, как решительное избавление от всего запутанного, временного и незначительного. Она проявляется в достижении легкости, ясности и прозрачности формы и, в то же время, глубины и точности содержания. Это способность выражать всю сложность объекта с помощью простых, ясных понятий и символов, наглядных и емких моделей, это умение следовать оптимальным траекториям развития, выбирать наилучшие комбинации и идеи на основе критериев скрытого порядка, гармонии и красоты. |
Связка механизмов “децентрация – симплизация” проявляется как генерация разнообразных идей и выбор самых элегантных и эффективных вариантов, как пульсирующие взаимопереходы между сложностью и простотой, многозначностью и ясностью, асимметрией и симметрией. Процесс генерации гипотез и их верификация; создание новых комбинаций и их отбор (А. Пуанкаре, 1903); реорганизация опыта и создание на основе его элементов новых комбинаций (З. Петросинский, 1961); спонтанность и направленные трансформации Д. Фелдман (1988), случайные изменения и их отбор D.K. Simonton (1988) (осуществление выбора по стабильным критериям, вытекающим из требований адаптации). | |
Медитация проявляется как отстранение, отрешение и чувственная изоляция от внешнего и внутреннего мира, как дистанцирование от объектов взаимодействия, достижение состояния углубленной сосредоточенности, освобождение от своего субъективного “Я” и от зависимости от объектов внешнего мира. Это видение мира и себя в новом свете, беспристрастное, свежее и чистое восприятие сущностных признаков, связей и свойств. | Идентификация это отождествление себя с другими людьми и объектами окружающего мира, активное вживание в них, а также переживание своих связей и отношений с ними. Она осуществляется с помощью активного погружения и воплощения в объекты живой и неживой природы, перенесение себя в их время, пространство и причинность, переживание и познание их внутренних импульсов, обстоятельств и логики развития. |
Связка “идентификация – медитация” проявляется во вживании в объект и “занятии позиции вненаходимости (М.М. Бахтин), в реализации аттитюда “отсоединенная принадлежность” (detached attachment), (D.Riesman), в полициклическом вживании и остранении от объекта, для того чтобы сделать незнакомого знакомым, а знакомое чужим. (У. Гордон). | |
Самоактуализация понимается как наиболее полная и спонтанная реализация личностью своих возможностей, резервов и потенций, искреннее, спонтанное самовыражение, свободное проявление и утверждение своего истинного Я. Целостная самореализация предполагает внутреннюю активность личности, способность прилагать усилия, направленные на реализацию идеальных проектов, планов и моделей, на самомобилизацию, на наиболее полное раскрытие внутреннего потенциала личности и целостную самореализацию творческих возможностей. Это мощное творческое самовоплощение и самоутверждение, мужественное выражение свого глибинного, подлинного Я. | Персонификация представляет собой оживление и одухотворение объектов, наделение их субъектностью, самостоятельностью, самодетерминацией и внутренней активностью, предоставление им права на саморазвертывание и свободную активность, позволение им существовать по собственным правилам, законам и логике развития. Смелое распахивание навстречу миру, подчинение его сущностным законам, а также использование его энергии и возможностей. В то же время, это создание самостоятельных и саморазвивающихся структур, способных к поиску и продуктивному разрешению противоречий, а также к самостоятельномупродвижению к идеальной цели. |
Связка “самоактуализация – персонификация” проявляется как процесс чередования свободного самовыражения и самоотречения, подстраивания, подчинения миру, спонтанной активности и “активного не-деяния”, завоевания среды и подчинения ей, совершения преобразовательных усилий и использования энергии объектов и среды. | |
Марков С.Л. Соціально-психологічні механізми творчої взаємодії зі світом//Актуальні проблеми психології: традиції і сучасність. – Т.2. – Київ: Інст.психології, 1993. С. 173-180.