Универсные механизмы творчества

Универсные механизмы

Универсные механизмы творчества представляют собой  идеальные формы, свободные от влияний феноменологических миров архетипические  паттерны,  разворачивающиеся и созревающие внутри себя самодвижущиеся структуры. Творческий механизм служит посредником, трансформирующим универсальные ритмы и архетипы в структуры и формы артефактов культуры.
Универсные механизмы творчества связывают универсальные смыслы и высшие замыслы с их воплощением, они сшивают, сплетают ткань творчества, обеспечивают непрерывность и цельность творческого потока. В то же время универсные механизмы творчества трансформируются и эксплицируются в культуре в виде универсальных творческих методов и приемов. При этом приемы в области искусства и духа необыкновенно  разнообразны и если они становятся нам  известны, то многое становится игрой, что прежде казалось чудом (Гете).
Универсный или метафизический уровень анализа творчества и его механизмов основывается на экспликации фундаментальной триединой структуры Бытие – Абсолют – Ничто и представлении ее  в виде пентабазиса, состоящего из двух взаимосвязанных пар первосущностей
Бытие (Взаимодействие-Целое), Ничто (Возможность – Свобода),
которые порождаются и взаимосогласовываются  предельной первосущностью – Абсолютом.    


Таблица 1. Пентабазис исходных первосущностей

ЦЕЛОЕ
ВОЗМОЖНОСТЬ

 

БЫТИЕ

 

  АБСОЛЮТ

 

НИЧТО

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

СВОБОДА

 

Авторы картин:  T. Salomoni, R. Olbinski, E. Taylor, Ch. Bragg

 

Первосущности обнаруживают и проявляют себя посредством универсных механизмов творчества, которые служат средствами осуществления высших смыслов, глубинных структур и содержаний, конструктивными способами овладения и использования их созидающей энергии.

Таблица 2. Универсные механизмы творчества

ЦЕЛОЕ
1. Холизация
2. Трансформация
        ВОЗМОЖНОСТЬ
1. Потенциация
2. Виртуализация
БЫТИЕ
Созидание,
воплощение,
трансформация,
перфектизация
АБСОЛЮТ

Переход
от небытия к бытию,
встречное движение,
взаимопроникновение,
взаимообогащение
бытия и небытия

1. Соэманация
2. Универсный мимесис
3. Абсолютная визуация
4. Эксаудизация
5. Сакрализация
6. Креатологизация
7. Элативизация смысла
8. Вигоризация
9. Магификация
10. Ревайвизация
11. Трансгрессия
12. Трансаффектизация

НИЧТО
Вызывание к
существованию,
взращивание,
произростание
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. Комбинирование
2. Трансферизация
СВОБОДА
1. Деконструкция
2. Трансценденция

 

АБСОЛЮТ
1. Соэманация
 (от лат. emanatio – истечение, распространение) представляет собой спонтанный поток творчества, вызванный  избыточностью творческого потенциала, богатства внутреннего мира человека, изобилием его смыслов, мыслей, замыслов,  планов и идей.  В основе эманации лежит прорыв в креатологическое пространство совместного сосуществования творца и мира,   идентификация с глубинными структурами и творческой мощью Универсума. В этом смысле соэманация предстает как единый процесс становления и развертывания Универсума, Абсолюта, природы и человека. При этом  результате спонтанного истечения содержательно-смыслового изобилия,  внутренне богатство и творческая сила  человека  не убывают а увеличиваются.
В то же время позитивное освобождение, преодоление зависимости, обусловленности совершается   не отрицанием, деконструкцией и даже не трансценденцией, а путем реализации и утверждения своего истинного творческого Я.
Конституирующей основой данного механизма является универсальный процесс эманации, который включает:
1. Непроизвольно-естественное истечение творческой энергии высшей сферы Универсума и избыточной полноты абсолютного Бытия к низшим, менее совершенным сферам.
2.  Имманентное творческое изобилие. Эманация является следствием онтологической и творческой избыточности изначального креационного потенциала, переизбытка творческой мощи Абсолюта (Единого), выступаещего первоосновой мира.
3. Возвращение и восхождение к источнику. Завершающим этапом эманации является возвращение творческой потенции обратно к Абсолюту, посредством волевого преодоления оторванности от истока и достижения творческого «экстаза».

Погружаясь в гармонию с движущими силами Вселенной, человек обнаруживает в глубинах своего существа свернутые универсальные структуры Вселенной, которые и являются его подлинной сущностью, позволяя им спонтанно и свободно развертываться в едином ритме с творческой эволюцией. При этом творческая сущность соэманации состоит в том, что поток творческой мощи человека проистекает не произвольно, но по глубинным законам Универсума и , в то же время, в гармонии со его собственной глубинной сущностью, врожденной творческой силой, представляющей свернутое отражение космического творчества.
2. Универсный Мимесис  (Мимезис) (от др.-греч. μίμησις – подобие, подражание, воспроизведение) понимается как подражание, следование смыслам, глубинной сущности, фундаментальным принципам и целям Универсума. Универсный мимесис проявляется  не столько как подражание, но как изображение,  форма духовного выражения, репрезентация идеального образца (Аристотель), как подражание исключительно прекрасной природе (Ш. Батте).
Являясь способом выражения  живой меры, универсальности и  воображаемой идеальной сущности, креатологический мимесис сливается с творческим фантазией и интуицией.  Данный механизм представляет собой пересоздание действительного мира, посредством селекции и  модификации реальной предметности, путем  реализации приемов и операций, структура которых  изоморфна механизмам функционирования невидимых Универсных  смыслов.
Мимесис предстает как резонансное совпадение пробужденного внутреннего космического знания и глубинных смыслов мира,  переживание  радости узнавания скрытым творческим Я своего глубинного, сущностного начала,  порождающего ядра Универсума.
Голографическая модель мимесиса предполагает, что врожденные архетипы, глубинные универсальные структуры сверхсознания излучают опорные смысловые волны, которые  совпадая с восстанавливающими  волнами сознания порождают вещественные и символические объекты, которые воспринимаются субъектом не как феномены внешнего мира, а как знакомые, извлеченные из глубин собственной памяти. При этом само видение и даже зрение понимаются как поток согласованных и взаимонаправленных волн  излучения   и восприятия.
Музыка уже не является зеркалом для человека, она понимается как искусство формировать акустические колебания новым и неслыханным дотоле образом. “Я взаимодействую с абсолютом, с универсумом, и если я благоговею перед ним, я должен творить малый универсум, я должен быть сотрудником абсолюта”  (К. Штокхаузен).
Эвокация. В основе мимезиса лежит механизм эвокации (от лат. evocatio – вызывание, призыв) целью которого является не копирование или воспроизводство объекта, а любое его неконвенциональное, нетрадиционное, неожиданное представление, передача ощущения, впечатления, переживания вызванного объектом, выписывание его «души», репрезентация его глубинного смысла.
В японском художественном творчестве подражание вещам (мономанэ) понимается как следование пустоте, тайне, скрытым возможностям и глубинным, невидимым смыслам. Мономанэ – это  с одной стороны подражание тому,  что есть (дзицу), а также тому, чего нет (ке). Поиск, нахождение и следование  сущности духа “Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они” (Кукай).
3. Абсолютная Визуация (от лат. visio –видение, образ) представляет собой  видение мира из  порождающего ядра и центра Универсума, из смыслового центра культуры, из самой сердцевины  потока творчества. Абсолютная визуация –это видение, понимание и переживание объектов с точки зрения Абсолюта (Sub specie Absolute), с точки зрения Вечности (Sub specie Aeternitatis) и с точки зрения Универсума (Sub specie Universum).
Абсолютная визуация проявляется как видение и объединение объектов едиными смыслами, первофеноменами, связывание их глубинными связями и общими возможностями и предстает как сингулярное уравнивание всего множества вещей, имманентно содержащих в себе искорки Абсолюта.
В основе Абсолютной визуации лежит Абсолютная интроекция, понимаемая как  вмещение в себя всего Универсума и Вечности, как включение в индивидуальное сознание вселенского сознания, всех реальных и возможных миров, самой природы и процесса образования и развития Вселенной, а  также  всей полноты социо-культурной реальности и истории человечества. Абсолютная интроекция проявляется как одновременное удержание в сознании, переживание и видение   всей панорамы реальных и возможных миров, ламинарного потока их траекторий развития, всего разнообразия и глубины смыслов.
Это не просто введение объектов в контексте Универсума и Вечности, не просто видение в каждом объекте всего Универсума, а в каждом мгновенье Вечности, это взгляд на объект с точки зрения всевмещающего Универсума, ощущение объекта как своей органической части, видение его рождения, траектории развития внутри себя, на внутреннем застывшем многомерном экране Вечности.
При этом все бывшее, существующее и возможное всех объектов и феноменов предстает на единой панораме прошлого и будущего и оказывается в поле видения, которое обладает и глубинным, идущим внутрь экрана смысловым измерением, раскрывающим все существующие и возможные смыслы объектов.  Внимание свободно и легко, поочерёдно и одновременно высвечивает объекты, которые существуют одновременно,  со сказочным всевластием перемещается в пространственно временном и смысловом поле, со скользящими тонкими усилиями выхватывает, вспоминает, порождает желаемое.
Визуация развертывается не как  постепенное эволюционное приращение, не как цепь систематических усилий и даже не как жизненный порыв или свободная трансценденция, а как мгновенное произвольное занятие Абсолютной позиции,  решительное овладение новым высшим состоянием и рассмотрение, осмысление и переживание  актуальной действительности  с абсолютной точки зрения, с последующим последовательным вычерчиванием и построением путей от Абсолюта к реальности.  Данное индивидуализированное универсное пространство может быть представлено как предельно свернутая, многомерная точка, которая содержит абсолютно все содержания и смыслы универсума, в которой сконцентрированы универсальные законы космогенеза.  Визуация представляет процесс познания как внутренне созерцание, как воспоминание, припоминание, высвечивание и различение феноменов и смыслов на голографической универсной внутренней панораме. Абсолютная визуация основывается на несокрушимой уверенности, что все уже есть что все возможно и доступно что замысел и результат – одно, что они существуют одновременно, соединенные свернутой идеальной траекторией. Абсолютная визуация понимается как свободная активность  целостного, полного, однонаправленного сознания, направленного на исследование и использование  всего богатства Универсума, всех  его миров, его прошлого, настоящего и будущего, находящихся в глубине внутреннего мира.
В восточной философии абсолютная визуация репрезентуется как смрити, как способность удерживать в поле внимания воображаемые объекты, как воспоминание и припоминание всего богатства мира которое уже содержится  внутри. Погрузившись в самадхи, восточный  художник начинает ощущать в самом себе все нюансы движения природы: порывы ветра бьют его в грудь, раскрывающиеся бутоны цветов нежно трогают его сердце, шум моря порождает вибрацию тела (В.А. Пронников).
Творческая визуация представляет собой  наиболее компактный способ сохранения и непосредственного, прямого пробуждения информации. Это овладение некоторой живой самодостаточной генеративной матрицы, которая сама порождает новую и полезную информацию в необходимый момент времени.
Творческая визуация направлена на удержание в сознании предельно целостной картины реальности, при этом каждая точка  свернутого вселенского пространства приобретает творческую самодостаточность и самостоятельно развертываясь, порождает новые идеи и образы.

Продолжение следует