Универсные теории творчества

0
19
Запись 2 из 8 в теме Теории творчества

Универсный подход: основные философские и психологические концепции творчества

Универсный или  метафизический подход к творчеству позволяет рассматривать его как способ существования и проявления Абсолюта, развертывающегося путем манифестации своих универсальных измерений или предельных сущностей:  Бытия  (Целого и Взаимодействия) и Ничто (Свободы и Возможности).

Таблица 1. Универсные теории творчества

Целое

Творчество как создание
и реализация целого

Творческое мышление

Возможность

Творчество как создание
и реализация возможностей

Творческое воображение

 БЫТИЕ Абсолют

Развертывание Абсолюта
и творчество природы

Творческое восприятие

 НИЧТО
Взаимодействие

Творчество как
взаимодействие

 

Творческая память

Свобода

Творчество как
реализация свободы

Творческая интуиция

1. Понимание творчества как развертывания Абсолюта, творчества природы и универсального процесса эволюции

1.1. Творчество как воплощение Абсолюта и сотворчество человека с Высшей творческой силой

Человек как посредник между землей и небом, как активная, творческая сила — «цянь»( “Книга премен “ (“И-цзин”), 16-12 вв. до н.э); Творчество как вторичный акт творения, как единство Брахмана и Атмана (Индуизм, 15 в. до н.э.); Принцип аналогии человеческого творчества и божественного творчества, совершающихся по законам гармонии (Неопифагореизм, 1 в. до.н.э.-3 в.н.э);  Эманация Единого, вследствие преисполненности и избытка потенций (Плотин, 3 в.н.э, Прокл, 5 в.н.э); Сотворчество как Единое дыхание с Абсолютной реальностью (Ибн Араби, 12-13 вв.);  Слияние и Совидение с Божественным (М. Экхарт, 13-14 вв.);  Единство творца и творения, творческая мощь человека (Н. Кузанский, 15 в.); Сотворчество с Абсолютом и природой через трансцендентальное интуитивное созерцание  (Ф. Шеллинг, 1802); Самораскрытие Абсолютного Духа (Гегель, 1807); Воплощение красоты, гармонии, совершенства и духовности покоящихся в природе (Р. Эмерсон, 1836;  Г. Торо, 1854);  Концепция “транскреации” — дополнительного творческого акта Бога, поднимающего душу от животности к человечности; Реализация творческой божественной силы воли, живущей в человеке, свободное творчество субстанциональных деятелей (Н.О. Лосский, 1906, 1927); Творчество как сверхиндивидуальное переживание,»избегание личностных эмоций»,  выражение и развитие живущей внутри традиции (Т.С. Элиот, 1920,1932); Творчество как свободная самореализация личности, как духовного существа, трансформирующего и воплощающего абсолютные ценности (Р.Т. Флюэллинг, 1926); Реализация универсальных архетипов (К. Юнг, 1928); Сотворчество Человека с Богом (Н. Бердяев, 1935); Творчество человека как выражение абсолютной творческой, универсальной силы (Нисида Китаро, 1927, 1945); Творчество как образующий принцип и способ бытия личности — первичной творческой реальности (Э. Мунье, 1936); Эволюция как концентрация и планетаризация сознания (Тейар де Шарден, 1955).

1.2. Сотворчество с Высшей творческой силой путем достижения высших состояний сознания

Достижение освобождения (мокши) и растворение в Абсолюте (Индуизм, 15 в. д. н. э);  Творчество как плод божественного вдохновения (Платон 5-4 вв. до н.э.); Состояние   “сверхумного “ экстаза и экстатическое восхождение человеческой души к Единому (Плотин, 3.в н.э, Прокл, 5.в.н.э); «Пророческое вдохновение», трансцендентальный экстаз (Р. Эмерсон, 1836,  Г. Торо, 1854); Достижение и реализация Космического Сознания (Ричард Бекк, R. M. Bucke, 1901); Мистическая психография, автоматическое письмо, ясновидение (Т. Флурнуа, 1900); Божественная интуиция (Ж. Маритен, 1953); Активность супрасознания (П.Сорокин, 1961); Пиковые-переживания, трансцендентный экстаз (А. Маслоу,1968); Единство творчества и Psi–феноменов: мотивация, релаксация и диссоциация (Гарднер Мерфи, 1969); Трансперсональные переживания и восприятие (Roy Dreistadt, 1971); Экстрасенсорное восприятие, сверхчувствительность, телепатия (С. Криппнер, Гарднер Мерфи, 1966, 1973); Реализация творческих высших состояний сознания (С. Тарт, 1975), Сновидения как развертывание скрытого порядка (M. Ульман, 1973, 1979); Достижение состояния Потока (М. Чиксентмихайи, 1975);  Творчество как активность сверхсознания (К. Станиславский, 1926, 1938; П.В.Симонов, 1975), надсознания (М. Г. Ярошевский, 1983); Проявление высшего бессознательного (высшей формы интуиции и вдохновения) (Р. Ассаджоли, 1973); Проявление сверхсознания и реализация Спектра творчества (В. Харман, Х. Рейнгольд, 1984); Творчество как трансцендентальная медитация (R. Walsh, D. Shapiro, 1984, 2006;  Michael Murphy, S. Donovan, 1988, 1997; M. Kwee, 1990; M. Murphy, R. White, 1995;  R. Horan, 2009);  Экспансия и расширение сознания и реализация универсальной творческой силы (С. Гроф, 1998).

1.3. Творческое видение мира

Духовное видение (даршана) как интуитивное прозрение и рациональное понимание реальности (Индуизм, 15 в. до н.э.); Созерцание («цзин сы»-рафинированная мысль) как полнота ума (гуань) и визуализация (цунь сян) (Даозизм, 6 в.до н.э); Проникновенное видение (Випашьяна) и просветление (Буддизм, 6 в.до н.э); Созерцание идей, сущностей и красоты (Платон, 5 в.до.н.э); Высшая ценность метафизического, “бескорыстного созерцания” как начала знания  (Аристотель, 4 в.до н.э); Духовное зрение (Плотин,3 в.); Интуитивное, внутреннее, сверсознательное созерцание сущностей (Августин, 4-5 в.); Мистическое трансцендентное видение истины (Аль-Газали,11-12 вв,  Ибн-Араби, 12 -13 в.); Достижение cатори и обретение нового видения (Дзен-Буддизм, 12 в.); Художественное, продуктивное созерцание (Ф. Шеллинг, 1800); Творчество как чистое созерцание сущностей (А. Шопенгауэр,1819); Эйдетическое созерцание и конституирование смыслов (Э. Гуссерль,1913); Трансцендентальное, интуитивное  видение сущностей и отождествление сознания  с миром (Н.О.Лосский, 1908, Н.А. Бердяев, 1916, С.Л. Франк,1917); Видение личности как источник творчества и создание миров культуры (Г. Зиммель, 1911, 1918); Переход от деяния к видению, единство трансцендентального и феноменологического видения с позиции абсолютной пустоты «басе» (Нисида Китаро,1927); Эстетическое отношение и восприятие (А.А. Мелик-Пашаев,1990); Творческое видение как единство творческой позиции, высшего состояния сознания и метода (С.Л. Марков, 1997, 2011).

Процесс: Творческое восприятие: Восприятие мира необычным способом (У. Джеймс, 1890); Особая эстетическая чувствительность к красоте и гармонии А.Пуанкаре (1908); Творчество как умение видеть старое под новым углом зрения (А. Эйнштейн, Л. Инфельд, 1938); Чувствительность к проблемам (Дж. Гилфорд,1950); Творческое визуальное восприятие, единство восприятия и мышления (Р. Арнхейм 1954, 1969); Сплав восприятий, осуществленных новым способом (Peter McKellar, 1957); Творчество как восприятие сложности и неопределенности (Ф. Баррон, 1958); Творчество как аллоцентрическое восприятие и полное растворение в объекте (Ernest G. Schachtel, 1959); Умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот (Дж. Гордон, 1961); Процесс восприятия недостатков и отсутствующих элементов (Э. Торранс, 1962); Творческое, эффективное восприятие реальности как Б–познание (b-cognition) (A. Маслоу, 1962, 1971); Творческое видение: как  исследование и нахождение проблем (J.W. Getzels,  M. Csikszentmihalyi, 1976); Творческое восприятие (K.J. Goodman, D.I. Marquard,1978); Восприятие, создание образов и изображение как составляющие визуального мышления и творчества (R.H. McKim, 1980); Процесс манипуляции визуальными кодами и кросс-модальной трансформация (Дж. Гилфорд, 1981, 1983); Восприятие как  изначальный и базовый процесс творческой активности (Richard L. Gregory, 1970, 1987); Творчество как восприятие искусства ( Antony J. Chapman, 1984); Сознательное варьирование позиций восприятия (Э. де Боно, 1985); Конфигуральная концепция творчества (John H. Flowers, Calvin P. Garbin, 1989); Творчество как полнота осознания, открытость опыту и гибкость (Ellen J. Langer, 1989, 2000);  Творческое восприятие (L. Friedel, 1992); Творческое восприятие, познание и динамическая репрезентация (Steven M. Smith, Thomas B. Ward and Ronald A. Finke, 1992, Beverly Roskos-Ewoldsen, 1993); Творчество как игровое восприятие (Herbert L. Leff, 1994); Творчество, восприятие, воображение, репрезентация и трансформация ментальных образов (Daniel Reisberg, Robert H. Logie, Geir Kaufmann, Maria A. Brandimonte, 1996). Творчество как синестезия и кросс-модальная репрезентация. Творчество и синкретичность восприятия (L. Marks,1978; E. Lawrence, 1982; Audrey Dailey, Colin Martindale, Jonathan Borkum,1998); Творчество как синестезия (G. Domino 1989); Синестезия и физиогномическое восприятие (A. Dailey, C. Martindale, J. Borkum, 1997).
Создание образов (imagery), воображение и визуализация. Cоздание визуальных образов (imagery) и манипуляция визуальными кодами (R.N. Shepard, 1978, 1981); Трансформация  вербальных проблем в наглядные образы (Дж. Л. Адамс, 1979); Творческая визуализация  (Ш. Гавэйн, 1982); Творческое восприятие и создание образов  (percept-genesis) (S. Smitt, 1990, van den Meer, 1994); Творчество как создание образов (imagery) (S. Daniels-McGhee, G. A. Davis, 1994); Восприятие, создание образов, визуальное представление (R.A. Finke (1990), T.B.  Ward, S.M. Smith, 1992, 1995); Перцептивная активность, воображение  и творчество (Nigel J. T. Thomas, 1999, 2002); Творчество как визуализация, деавтоматизация и синтетический процесс (G. Cupchic, 1999); Визуализация и творческое решение проблем (R. Arp, 2005); Компьютерная модель творчества базирующаяся на теории перцептивной активности (P.J. Blain, 2006).
Аналогическое восприятие. Синтетическое восприятие и поэтическая метафора (L. Marks, 1982); Высшее восприятие как создание аналогий (D.J. Chalmers, R.M. French, D. R. Hofstadter, 1992, M. Mitchell, 1993, C. T. Morrison, E Dietrich, 1995, K. D. Forbus, D. Gentner, A. B. Markman, R. W. Ferguson, 1998, D. Hofstadter, 2001).
Творческое внимание. Творчество как дефокусированное внимания, расширение поля внимания (Г. Мендельсон, 1976, Дж. Касоф, 1997, К. Урбан, 2003); Концентрация информации и растекание по семантическим сетям ( К. Мартиндейл, 1995);  Процесс фокусировки–расфокусировки внимания (П.А. Ховард-Джонс, С. Мюррей, 2003); Творчество как селективное кодирование, селективное сравнение и селективное комбинирование (Т. Любарт, 2003); Фокусировка внимания как фактор креативности (Р.С. Фридман, 2003; Л.Я. Дорфман, В.А. Гасимова, 2006; О.М. Разумникова, 2008); Творчество как изменчивость и гибкость внимания (O. Vartanian, 2009).

1.4. Творчество природы

Развертывание пракрити (творческой потенции природы) посредством 3 гун — принципов творения [саттва (свет, мудрость), раджас (страсть), тамас (инерция)] («Махабхарата», «Бхагавад-гита», 6-4 в. до н.э); Энтелехия, как  внутренний активный принцип и  стремление к формообразованию (Аристотель, 4 в. до н.э.); Творчество гения, как проявление врожденных способностей души, посредством чего природа дает искусству правила (И. Кант, 1790); Проявление Универсальной Воли (А. Шопенгауэр, 1819 в.); Творчество как сущность природы, сущность жизни (Л. Фейрбах, 1843); Эволюционная Любовь (Ч. Пирс, 1893); Саморазвитие и самораскрытие мира как иерархии личностей (В. Штерн,1906-1924); Творческая эволюция (А. Бергсон, 1907); Творчество как продолжение эволюции живой природы (А. Лезин, 1907; П. К. Энгельмейер,1910); Творчество живой и неживой природы (М.А. Блох,1920); Эмерджентная эволюция  (С. Александер, К. Ллойд Морган, 1923); Творчество как реконструкция процесса рождения (О. Ранк,1924); Реализация Ттворческой Космической Силы (А. Уайтхед, 1929);  Проявление Жизненной Силы (George Coghill, 1929; Herbert Read 1943; Ш. Бюлер, 1951; Э. Синнот, 1955, 1957; Ф. Добжанский 1954, 1974), Высшее проявление принципа само-дублирования (Herbert Gutman, 1961); Творчество как качество протоплазмы  и первичное, фундаментальное качество жизни (Harold H. Anderson, 1960); Творчество как Жизненная Сила (d’Arsy Hayman, 1960; Г. Кнеллер (1965); Модель творческой генеративной грамматики (Н. Хомски, 1955, 1967); Творчество как приращение, повторение и взаимный рост (George T.L. Land, 1974); Творчество как продуктивная форма развития (Я.А. Пономарев, 1976); Творчество как специальная форма  развития  (Д. Фелдман, Х. Грубер 1982, 1986); Рекурсивное  развертывание базовой системы (А.В. Анисимов, 1988); Творчество как форма эволюции (Х. Блум, 1995, 2010; Л. Габора, 1997; К.К. Урбан, 2003); Глобальный, универсальный эволюционизм (Э. Янч, 1980;  Ф. Капра, 1989; Н.Н. Моисеев, 1989; Гарольд Моровиц 2002, Томас Ломбардо, 2011), Теория творческих процессов основанная на эволюционном мегасинтезе (А.Г. Ющенко, 2008).

Процесс: Творчество как создание комбинаций и отбор. Спонтанное создание случайных образов, которые отбирает внешняя среда (У. Джеймс, 1890); Генерация случайных комбинаций или идей и их творческий выбор (А. Пуанкаре, 1913); Производство случайных комбинаций возможных решений проблемы и их критическая оценка (Ж. Адамар, 1954); Слепое изменение и выборочное сохранение: вариации, селекция и сохранение (Д. Кэмбелл, 1960); Порождение альтернатив, выбор, сохранение (Д.Н. Перкинс, М. Чиксентмихайи, 1988); Случайные изменения, формирование конфигураций и социальное принятие (Д. Саймонтон, 1988).

1.5. Творчество как взаимопереходы Бытия и Ничто

Возникновение и исчезновение как взаимопереходы хаоса и космоса, предела и бесконечности  (Анаксимандр, 7-6 в. до н.э., Пифагор, 6-5 вв. до н. э.); Порождение бытия в небытии, в процессе постоянного перехода  друг в друга универсальных  полярных сил инь и ян (Лао-Цзы, 6-5 вв. до н.э.); Поток становления вмещающий бытие и небытие как отдельные аспекты (Гераклит, 6-5 вв. до н.э);  Творчество как переход из небытия в бытие (Платон, 5 в. до н.э.); Порождение как переход из невидимого состояния в видимое (Секст Эмпирик, 2 в.н.э.); Творчество как саморазвертывание и свертывание абсолюта, как  совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum)  (Н. Кузанский, 1460); Развитие и становление как взаимопереходы бытия и небытия (Гегель, 1806).
Синергетическая модель творчества.  Аутопоезис: самопорождение, самоорганизация, самопроизводство (У. Матурана, Ф. Варела,1973); Вселенский процесс рождения порядка и формы из хаоса (R. May, 1975); Творчество как спонтанное порождение порядка из хаоса (И. Пригожин, 1980, 1984; Г. Хакен, 1981); Творчество и развитие как спонтанность и направленные трансформации (Д. Фелдман, 1988); Спонтанная самоорганизация Метасознания (В.В. Налимов, 1989); Творчество как саморганизация,  как движение от хаоса к целостности и когерентности (Ф. Баррон, 1990);  Творчество как  преодоление хаоса, объединение порядка и беспорядка и создание качественно новых паттернов. (V. Kenny,  Г. Гарднер, 1988, E. Morin, 1994; S. Kauffman, 1995); Хаос как творческое начало, как сложный  порядок, как условие, источник самоорганизации и творчества (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, 1988, 1992; Д. Чернавский, 1990; И.С. Добронравова, 1991; В.И. Аршинов 1977; Р.А. Браже, 2004; А.А. Кобляков, 2010; О.И.Глазунова, 2012); Единство понимания творчества в синергетике и в восточной философии (Ф. Капра,1989; Е. Н. Князева,1992; Т.П. Григорьева, 2002).

2. Творческое Взаимодействие

Взаимоотношения между уникальной индивидуальностью и  материалами, событиями, людьми, обстоятельствами (К. Роджерс, 1954); Трансактные взаимоотношения между индивидуумом и средой (M. Stein,1962);  Модель 4 измерений творчества («логика жизни»): взаимодействие с миром, с самим собой, взаимовложения своего Я и мира, взаимосоответствие ( R. Mooney, 1963); Сплавление гетерогенных элементов, как единство между действиями субъекта и объективным миром (F. Hacker, 1965); Творчество как  гармоничные взаимодействия индивида с его окружением ( Х.Андерсон, 1965); Встреча, взаимосвязь человека и его мира (Р. Мэй, 1975); Творчество как развивающее взаимодействие (Я.А. Пономарев, 1976); Творчество как адаптация,  взаимодействие со средой и развитие (Ж. Пиаже, 1971;  Howard E. Gruber, Paul H. Barrett, 1974; Д. Фелдман, 1980); Взаимодействие личности с организационной средой (W.A. Owens, 1969; P. Wesenberg, 1986; M.J. Kirton,  R.M. McCarthy,1988.; C.S. Koberg, L.H. Chusmir, 1987); Экологический подход к творчеству (C.L. Rodgers, R.E. Kerstetter, 1974;  М. Стейн, 1975; R. Helson,1988;  Д.Харрингтон, 1990); Инвестиционная теория творчества, как умение «купить по низкой цене и продать по высокой» (Р.Стернберг, Т.Любэрт, 1995,1997), Экологический , интерактивный подход к творчеству, как взаимодействие между личностью, процессом, продуктом и средой  (Donald J. Treffinger, 1987; Scott G. Isaksen, Geir Kaufmann, Gerard J. Puccio, Mary C. Murdock, 1990).

Процесс: Творческие ассоциации и память. Случайная комбинация уже существующих образов и элементов (Лукреций Карр, 1 в. до н.э.); Искусство как комбинирование явлений действительности (Аполлоний Тианский, I в.н.э.); Процесс  соединения, сравнения и обособления  идей (Дж. Локк, 1689); Ассоциации как механизм превращения простых идей в сложные (Д. Юм, 1739); Ассоциации ощущений, представлений и чувств (Дж. Беркли, 1709; Д. Гартли, 1749); Взаимодействие продуктивного воображения и трансцендентальной апперцепции (И. Кант, 1781); Активные бессознательные ассоциации (Г. Гербарт, 1816); Спонтанные ассоциации, при которых порядок идей отклоняется от порядка ощущений (Томас Браун, 1820);  Основы творческого синтеза в “ментальной химии” (Джон Стюарт Милль, 1843);  “Конструктивная ассоциация” и спонтанное действие (А. Бэн,1859);  Творчество как пересечение и переходы между идеями, создание необычных комбинаций, ассоциаций, аналогий (У. Джеймс, 1890); Теория рекомбинаций (диссоциация – перегруппировка — ассоциация) (Т. Рибо, 1901); Диссоциация и ассоциация впечатлений,  комбинация отдельных образов (Л. С. Выготский,  1930 );  Творчество как интеллектуальная способность формировать связи между идеями (Ч. Спирмен, 1931); Пересечение двух идей (O.A. Keep, 1957); Бисоциация  «матриц мысли» (А. Кестлер, 1964); Отдаленные ассоциации (С. Медник, 1962); Взаимодействие между правым и левым полушариями (J. E. Bogen, G.M Bogen, 1969;  S.P Springer, G. Deutsch, 1989; T. Hines, 1991,  Г.А. Голицин, О.Н. Каменский В.М. Петров, 1989, 2007; Annukka K. Lindell, 2010, 2011);  Взаимодействие логического и интуитивного компонентов (Я.Пономарев, 1976); Одновременное представление двух или нескольких противоположных идей или сущностей (Янусианское и гомоспэшиальное мышление) (А. Ротенберг, 1979);   Взаимодействие между восприятиями и действиями-ответами (Robert Weisberg, 1986);  Творческие ассоциации (G. Mendelsohn, 1976; M. Marx, W.A. Hillix (1987); Концептуальное комбинирование (J.A. Humpton, 1987,1997; G.L Murphy,1988; M.I. Mobley, L.M. Doares, 1991;  M.D. Mumford, 1992, 1995; F. J. Castello, M.T. Keane, 2000; C.L. Gagne, 2000, G.M. Scott, D.C. Lonergan, 2003; P. Thagard, T.B. Ward, 1984, 2010); Творческая память, оригинальные ассоциации и инсайт (P. Langley and R. Jones, 1988;  D.L. Schacter,  P.Graf, 1989);  Создание визуальных комбинаций (A. Rothenberg, R.S. Sobel,1980;  R.A. Finke, 1990);
Создание аналогий и метафор. Взаимодействие прямого и непрямого значения (интеракционистская теория метафоры) (М. Блэйк, 1979);   Аналогизирование как перенос знаний (D. Gentner, C. Toupin, 1983,1986; Lauretta Reeves, Robert W.Weisberg, 1994; K. Holyoak,  P. Thagard,1995); Аналогическое мышление как способность устанавливать связи между определенными объектами, концепциями или проблемами (Г. А. Дэвис,2004); Создание аналогий  как перенос концептуальных структур (H.Welling, 2006).

3. Творчество как создание и реализация Целого

Гармонизация  жизненного пути  с Универсальным Потоком “Книга перемен“ (“И-цзин”) (16-12 в.до н.э.); Действия, управляемые универсальными законами Дао, реализация принципа не-деяния (wu-wei) (Лао-Цзы, 6-5 в. до н.э.); Подражание (Mimesis) (Демокрит, Платон, 5-4 в. до н.э.; Аристотель (4 в. до н.э.); Действие в соответствии  с божественным космическим планом, подчинение природе, следование естественному ходу вещей (Стоицизм, 4 в. до н.э.); Подражание исключительно прекрасной природе (Шарль Баттё , 1746); «Творческий синтез» как объединение элементов психики в качественно своеобразные целостности, определяющие ассоциативные связи (В. Вундт,1880); Открытость целому, достижение единства и гармонии с первичными сущностями вселенной (Х. Андерсон, 1965); Объединение хранящихся в памяти фрагментов знаний в единое целое (В. Келлер, 1930, М. Вертгеймер, 1945); Достижение  баланса между субъектом и объектом, индивидуальностью и универсумом (С.Ариети, 1976), «Трансмерный переход» от дизъюнкции в конъюнкцию, от оппозиции в дополнительность и создание метасистемного целого (А.А. Кобляков,2003).

Творчество как формообразование и трансформация:  Интеграция фактов, впечатлений и чувств в новую форму (J.D. Porsche,1955); Создание новых и полезных паттернов (G.M. Read, 1955); Трансляция знаний и идей в новую форму (A. Duhrssen,1957); Структуризация текста и трансформация смыслов  как самостоятельная цель и результат творчества (Р. Барт, 1957, Ю. Кристева, 1971),  Способность переформулировать и реорганизовывать (V. Lowenfeld, 1962); Направленные трансформации через совпадение и координацию (Д. Фелдман, 1979); Процесс создания уникальных продуктов путем трансформации существующих (П. Вэлч, 1980);  Трансформативная мудрость (W. Harman, H. Rhengold, 1984); Творчество как трансформативное мышление (J.Wycoff, T. Richardson1995);  Трансформация объективного мира, сочетающаяся со способностью определять, когда эти изменения полезны (M. Ранко, 1996); Изменение существующей предметной области или трансформация существующей в новую (М.Чиксентмихайи (1996).
Процесс:  Трансформативное мышление и инсайт. Мгновенное  визуальное схватывание  «хорошей структуры» посредством инсайта  (В. Келлер, 1917; N. Maier, 1931; К. Дункер, 1945; J.W. Schooler, J. Melcher, 1995); Реорганизация, перегруппировка и центрирование структур путем выбора «хорошей структуры» (М. Вертгеймер, 1945); Визуальное восприятие как создание целостных образов и мгновенное схватывание действительности (Р. Арнхейм, 1954); Преобразование информации, создание новых паттернов, трансформация значений или использование функций объектов новым способом (Дж. Гилфорд, 1962, 1968);  Решение проблемы как процесс интеграции, реорганизации и реструктуризации опыта (M. D. Mumford, K. A. Olsen, L. R.James,1988); Преобразование концептуального пространства (М. Боден, 1990); Реорганизация привычных паттернов и создание новых «Интеллектуальных карт» (Тони Бюзен, 1972, 1974); Инсайт как заполнение схемы и пути между актуальным состоянием и целью (J. MacGregor, T. Ormerod, E. Chronicle,2001); Достижение инсайта как избавление от фиксаций, ограничений и мешающих ассоциаций (R.E. Mayer, 1995; S.M. Smith, 1995; Knoblich, G., Ohlsson, S.,  G. E. Raney, 2001;  A.J.K.  Pols, 2002; M.A. Schilling, 2005);  Эволюционная теория инсайта (Дж. Кэмпбелл, 1960; D. Simonton, 1995; A.J.K.  Pols, 2002; M.A. Schilling, 2005);  Процессы инкубации и инсайта в творческом решении проблем (S. Ohlsson, 1992; S.M. Smith, R.A. Dodds, 1999,), Трансформация смыслов как создание метафор (D. S. Miall, 1983); Неврологическая модель инсайта (E.M. Bowden, M. Jung-Beeman, J. Fleck, J.Kounios, 2005),  Инсайт как результат интеграции эксплицитных и имплицитных знаний (EII) и теория CLARION ( S.Helie, R. Sun, 2010).

4. Творчество как создание и реализация Возможностей

Творчество как осуществление «Мистической потенции» (Лао-цзы, 6 в. до н. э), Творчество как “вскармливание жизни” (ян шан), реализация всей “полноты жизненных свойств”  (Чжуан-цзы, 4 в. до н.э.); Пустота как сокровищница и причина самопорождения вещей и сущностей (Нагарджуна, 2-3 вв., Ван-би, 2 в.н.э.); Творчество как «Inventio», воображение (Лоренца Вала, Леонардо да Винчи, 15 вв.), Творение как выбор лучшего из возможных миров (Г. Лейбниц, 1714); Творчество как создание множественных возможностей бытия, восхождение к потенциям высшего порядка (Ф. Шеллинг, 1799, 1803); Творчество как переживание тайны,  воплощение сверхъестественного, мистического, сокровенного, чудесного, неизведанного (Ф. Шлегель,1799; Новалис, 1837); Таинственность» и «сущностная непредсказуемость» творчества ( L. Briskman, 1980);  Творчество как поиск возможностей, переход от «есть» к «может быть» (Э. Боно, 1978); Творчество как «создание вторичных миров» и моделирование языков ( Дж. Р. Р. Толкиен,1931); Коструирование миров (пантокреатика) (С. Лемм,  1964);  Создание автономных возможных миров (R. Bradley, N., Swartz 1980; D. Lewis, 1986; Л. Долежел, 1988; M.L. Rayan, 1991; М. I. Spariosu, 1997);  Создание фикциональных миров ( T. G. Pavel, 1986 ); Создание виртуальных миров (Н. А. Носов, 1994; С. С. Хоружий, 1997; Н. Б. Маньковская , 2000);  Построение возможных миров, игра с текстом (Р. Барт, 1973; X . Л. Борхес, 1982;  У. Эко, 1983); Создание возможных миров как система активизации творчества (В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Ермаков, 1994);  Конструирование как создание  множества   контингентных миров, потенциация бытия, его переход из действительного в возможное, овозможение существования. (М. Эпштейн, 2003);  Конструирование миров (А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, 2009).
Игра как актуализация потенций личности и среды  (Л.С.Выготский, 1933; Ж. Пиаже, 1962; D. Winnicot; James E. Johnson, 1976; G.Fein,1987; S. Ayman-Nolley, 1999; D. Schafer, 2006; B. Pearson, S.W. Russ, , S. Spannagel, 2008);
Возможностное мышление (A. Craft, 2000, 2001;  B. Jeffrey, 2003, 2005; A. Craft, T. Grainger, P. Burnurd,  2006).

Процесс:  Творческое воображение, фантазия.
Рассмотрение мира  с позиции  Als ob — «как если бы» (И. Кант, 1790; Г. Файхингер, 1911); Конструирование и потенцирование как свободное полагание первоначал и переход к высшим возможностям (Ф. Шеллинг, 1803); Имагинация как высший уровень творческого воображения и мышления (Я. Э. Голосовкер, 1961, 1987); Иррациональный процесс, игра и свободный полет фантазии (Ф.Шлегель, 1799; Новалис, 1837.); Романтизация и качественное потенцирование мира (Новалис, 1837); Фантазирование как выражение неосознанных желаний (любви и власти) (З. Фрейд, 1908);  Воображение как единство психических функций (Л.С. Выготский, 1930); Творческое воображение как интеграция творчества и создания образов  (B.L. Forisha, 1983); Тождество механизмов восприятия и воображения (S. M. Kosslyn,  1983); Воображение как генерация и исследование  образов (предтворческие формы) (R. Finke, 1990;  S. M. Kosslyn, 1990; T.B. Ward, 1995; John C. Houtz, C. Patricola, 1999; Arthur I. Miller, 2000; P. Harris, 2000; D.Nettle, 2001; A. R. Damasio, 2001; N. Le Boitiller, D.F. Marks, 2003); Творчество как фантазия (образные и вербальные элементы) (И.М. Розет, 1991);  Создание миров как «рецентрирование» (M.L. Rayan, 1991); Создание гипотез и лакун (gap), пустот мира, активизирующих воображение и интерпретацию  (Л. Долежел,1988); Реализация творческого механизма и приема «А что если?» (A. Craft, B. Jeffrey, 2003; Рациональное воображение как способ создания альтернативной реальности (R.M.J. Byrne, 2005); Творчество и воображение как открытость возможностям, страсть к возможностям, стремление к тому, « что может быть» (Maxine Greene, 2007).  

5. Творчество как достижение и реализация Свободы

Шуньята как «опустошение сознания», освобождение от жестких взглядов и ненужных привязанностей (Будда, 6 в. до н.э., Нагарджуна, 2 -3 вв. н.э.); Скептицизм как борьба против догм и авторитетов, «воздержание от суждений» (Пиррон, 4- вв. до н. э.), сомнение в надежности восприятия (Секст Эмпирик, 2 в. н.э.);  Свобода воли — выбор участия в божественном творчестве (Августин, 388-395 гг.); Творчество как освобождение от оков времени, от рабства кармы, от цели и результата, «сбрасывание тела-ума» и следование внутренней творческой природе (Чань-буддизм, Хуэйнэн, 7-8вв.);  Дзен-буддизм, Догэн, 13 в.); Свобода воли и творчества как сущность человека, свободное творчество собственной природы ( Пико делла Мирандолла, (изд.1496), Свободомыслие, отвержение догм, утверждение свободы разума, скептицизм и сомнение как метод раскрытия внутренней природы (Монтень, 1580;  Б. Паскаль (изд.1669);  Д. Юм (1739); “Состояние свободной игры познавательных способностей” (И. Кант, 1790);  Познание как  творческое проявление свободы,  как продуцирование образа вещи и созидание истины в собственном творчестве (И.Г. Фихте, 1797); Пробуждение “дионисийского” духа, ничтожение и переоценка ценностей (Ф. Ницше, 1872); Теория первобытного поэтического творчества, как реализация универсальных иррациональных структур (Дж. Фрейзер, 1890); Творчество, как свободное от социальных ограничений движение иррационального творческого потока жизни, выражение инстинктивной сущности личности (В. Дильтей, 1906; Г. Зиммель,1911; О.Шпенглер,1918); Творчество как жизненный порыв (А. Бергсон, 1907); Творчество как выражение, утверждение и реализация субстанциональной свободы (Н.А. Бердяев, 1911, 1916); Творчество как феноменологическая редукция, освобождение от естественной установки, очищение от реальности, воздержание от суждения и конституирование смыслов (Э. Гуссерль, 1913); «Абсолютная свобода воли», возникающая из абсолютной пустоты как сердцевина человеческого «я» и центр творческого мироздания (Нисида Китаро, 1920); Творчество как свобода, как вечно живая личная спонтанность духовного центра в человеке (М. Шелер,1927);  Движение и рождение мысли в просвете свободы (М.Хайдеггер, 1935);  Изначальная внутренняя свобода, свободная реализация проекта и осуществление свободного выбора (Ж.П. Сартр, 1946); Деконструкция очевидного содержания, провокативность, разрушение центризмов и стереотипов, интеллектуальная игра, свобода интерпретаций и освобождение новых смыслов  (Ж. Деррида, 1967; Ж. Делез, Ф. Гваттари, 1972; Ж-Ф. Лиотар, 1979); Теория «эпистемологического анархизма» или  методологического либерлизма: «Все дозволено» (П. Фейерабенд, 1975).

Процесс: Творческая интуиция, свободная активность бессознательного, трансценденция и деконструкция.Теория случайных открытий, «серендипити» (Хорас Уолпол, 1774, R. M. Roberts, 1989); Деструкция, деконструкция, отрицание, абсурдизация, ничтожение старого и несущественного, переоценка ценностей (М. Штирнер, 1844; Ф. Ницше,1886; М. Хайдеггер, 1927; Ж.П. Сартр,1943; А.Камю,1951; Ниситани Кэйдзи,1967; Ж. Деррида, 1967); Интуиция как инстинкт (А. Бергсон, 1907); Неосознанная реализация желаний, действие общих механизмов подсознания,  свобода ассоциаций (З. Фрейд, 1908,1938); Творчество как «трансценденция», выход жизни и личности за пределы себя (Г. Зиммель,1911);  Творчество как работа подсознательного и интуиция (А. Пуанкаре, 1913;  Ж. Адамар, 1945);  Творчество как единство свободной экзистенции и трансценденции, как преодоление пограничной ситуации  (К. Ясперс, 1935); Открытие и творчество как иррациональный, интуитивный процесс  (H. Reichenbach, 1938; К. Поппер, 1968); «Регрессия на службе у ego» (E. Kris, 1957); Активность предсознания (L.S. Kubie,1958); Палеологическое мышление, (преобразование эндоцептов) (S. Arieti, 1976); Отклонении от привычных путей решения проблемы, преодоление функциональной  фиксированности  (N. R. F. Maier, 1931;  К. Дункер,1945; R.E. Adamson, 1952, T.P German, H.C. Barrett, 2005);  Деструктивный процесс разрушения старых паттернов  (H.A. Shepard, 1957);  Приключенческое мышление (F.C. Bartlett, 1958); Дивергентное мышление: подвижность, гибкость, способность генерировать многочисленные идеи (Дж. Гилфорд, 1959), Боковое мышление (Э. де Боно, 1967);  Теория случайных изменений  (Д. Кэмпбэлл, 1960) и случайных конфигураций (Д. Саймонтон, 1988); “Деконструкция”: “деструкция-реконструкция” текста (Ж. Деррида, 1967); Создание конструкций, подвижной мозаики принципиально вторичных дискретных элементов, перманентно изменяющих свою конфигурацию друг относительно друга (Р.Барт, 1972); Творчество как освобождение подсознания (W. Harman, H. Rheingold, 1984); Калейдоскопическое мышление (Moss Kanter, 1988), Интерпретативное мышление (Р. Тарнас, 1991); Творческие сновидения, решение проблем во сне (П. Гарфилд 1974; С. Криппнер, Дж.  Диллард, 1988:  U. Wagner, S. Gais, H. Haider, R. Verleger, J. Born, 2004), Активизация глубинных подсознательных знаний  (D.M. Wegner, L. Smart, 1997); Творческое становление как внезапное возникновение новых паттернов и структур, обладающих новыми свойствами, построение «само-трансцендентных структур» (J. Goldstein, 1999, С. Strogatz, 2003); Теория случайных изменений и конфигураций (D. Simonton, 1999);  Активность подсознания (теория бессознательных мыслей)  пробуждение фонового, изолированного знания (A. Dijksterhius, T. Meurs, L.F. Nordgen, 2006);  M.W. Bos,  R.B.Baaren, 2008;  C.B. Zhong, A,  A. D. Galinsky, 2008;  Simone M. Ritter,  Rick B. van Baaren, Ap Dijksterhuis, 2011), Творчество как использования хаотичности процессов подсознания (N. C. Andreasen,  2011).
Интуиция. Интуиция как творческий процесс (F. Vaughan, 1979); J. Metcalfe, D. Wiebe, 1987; K.S. Bowers, G. Regehr, C. Balthazard, K. Parker, 1990;  W. Wippich, 1994; J. Langan-Fox,  D. Shirley, 2003; A. Bolte, T. Goschke, 2005; Gladwell, M. 2005; Zhou Zhijin, Zhao Xiaochuan, Liu Chang, 2005);  Интуиция как: диалог, неявное знания (M. Quinn, 2002); Эмоции и интуиция (A. Bolte, T. Goschke, J. Kuhl, 2003); Проявление «интеллектуального подсознания» (Guy Claxton, 2005); Фундаментальный конструкт поведенческих наук (G.P. Hodgkinson, J. Langan-Fox,  E. Sadler-Smith, 2008); Метод решения проблем (J.I. Fleck, J Kounios, 2009); Стратегическая интуиция и принятие решений (N. Khatri, 2000, G. Klein, 2003; W. Duggan, 2007); Применение интуиции в образовании (R. M. Hogarth, 2001); Интуиция в бизнесе и практике (L.A. Robinson, 2006; K. Cloninger, 2006).
С.Л. Марков
1. Markov, S. L. Mechanisms of Creative Dialogue With the World. Paper presented at the 105th annual meeting of the American Psychological Association, August 17, 1997. Chicago, IL.-1997.

  1. Марков С.Л. Квінтологічний підхід до побудови єдиної теорії творчості / С.Л.Марков // Правничий вісник Університету «КРОК» – 2012. -Вип.11.– С.160 -171.
Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>