Ваджраяна и Тибетский буддизм

614

Тибетский буддизм

Традиция Ваджраяны была продолжена, сохранена и развита в различных школах Тибетского буддизма, который в теоретическом смысле основывался на основных положениях махаяны, а в практическом на тантризме или Алмазном пути, включающем и такие его вершинные методы как махамудра и дзокчен. По мнению учителей Тибетского буддизма именно его школы наиболее полно выражают абсолютную истину и окончательный смысл учения Будды, данные им в Третьем повороте колеса Дхармы.
«Ваджраяна, — писал Рей Реджинальд, — а в тибетском контексте это относится прежде всего к тому, что называется «не могущей быть превзойденной тантрой» (anuttara-yogatantra), — сформулирована в тантрах, или откровениях Будды, и поэтому известна как традиция тантр». При этом в тибетском буддизме в качестве одного из наиболее важных и авторитетных текстов рассматривалась «Калачакра-тантра», являющейся квинтесенцией Ваджраяны.

Сущностная связь Тибетского буддизма с учением Ваджраяны просматривается и в историческом смысле. Так индийский миссионер Атиша (982—1054), с именем которого связано возрождение буддизма в Тибете, основал первую школу Новых Переводов — Кадам, в основе которой лежало учение Махаяны, а практика представляла собой аскетические методы тантрической йоги. Данная школа впоследствии была реформирована Чже Цонкапой (1357-1419) в Новый Кадам или Гелуг, суть которой состояла в более глубоком изучении буддийской доктрины и очищению тантрической практики. При этом к практике тантрической йоги допускались лишь те монахи, которые овладели основными положениями Тхеравады и Махаяны.
Основатель второй школы новых переводов (сарма) – кагью, йогин Марпа (1012—1097), следовал Линии Четырёх Передач тантрического йогина Тилопы (988—1089), которая была изложена в тантрах и затем систематизирована в «Шести йогах» махасиддхи Наропы (956–1040 или 1016–1100). Данные тантры практической йоги и мистическим ритуалам, подготавливали к практике и достижению состоянию махамудры, предсталяющей непосредственное постижение природы Будды. Основы практики махамудры, были переданы Марпой его ученику Миларепе (1040–1123), который прославился как великий поэт и послужил примером трансформации тантрических медитаций и практики махамудры в житейское и литературное творчество.
Юмо Микье Дордже (11в.), практикуя множество методов различных тантр шестиричной йоги Калачакры понял и принял воззрение Жентонг, которые наряду с практикой Калачакра-тантры, стали позднее характерной чертой школы Джонанг. При этом именно доктрина Жентонг, которая выражала доктрину пустоты как сияющей абсолютной природы реальности, как раз и отражала содержание окончательного смысла данного Третим поворотом колеса Будды.
Учитель традиции Джонанг Долпопа Шерраб Гьялтсен (1292-1361), который систематизировал доктрину Жентонг, считая, что в ней в отличие от идеи Рангтон, был возрожден окончательный смысл послания Будды данный в Третьем повороте колеса Дхармы.
Таким образом согласно учению Тибетского буддизма, и наиболее совершенное учение и окончательный смысл данный Буддой при совершении Третьего поворота колеса дхармы, наиболее полно раскрывается в традиции Джонанг, основывающейся на доктрине Жентонг (Шентонг) и практике Калачакра-тантры, в учении Великой Печати Махамудра, наиболее глубоко разрабатываемой в рамках школы Кагью, а также в Системе Великого Совершенства Дзогчен, имеющей свои истоки в ранней традции Ньингма и практикующейся последователями школ Кагью, Сакья и Гелуг. При этом онтологические взгляды в школе Сакью сходны с традицией Джонанг, а в школе Гелуг основываются на традиционных идеях Мадхьямаки и, в особенности, на ее концепции Шуньяты или Рантонг.
Необходимо отметить, что в тибетском буддизме онтопрактические и онтопсихологические проблемы наиболее полно раскрывались в процессе осознанной реализации высших тантрических методов. При этом тантрические учения непрерывности пути достижения просветления, заключающиеся в единстве причины, искусных методов и плода-результата, легли в основу тибетского буддизма, воззрения и практика которого также структурируется непрерывностью континуума: основа или природа Будды, методы (путь) или система практик и плод -просветление.
1. Тантра-основа, понимается как присущая всем существам природа Будды, которая уже наделена наивысшими, совершенными качествами просветления, как безначальный и бесконечный ум, светоносный по природе.
2. Методы представляют собой способы пробуждения от сна неведения, от неумения видеть все таким, какое оно есть, и удаление завес, очищение от омрачений, которые удерживают нас от переживания собственного светоносного ума Будды.
3. Просветление — как достижение состояния непоколебимого необусловленного счастья, как очищение, пробуждение и полное раскрытие таких совершенных качеств как мудрость, бесстрашие и радость, любовь и сочувствие.

1. Традиция Джонанг

То исключительное внимание, которое уделяли сторонники данной традиции онтологическим проблемам, включающим раскрытие природы истинной реальности и пустоты, позволило Дж.С. Руеггу назвать ее «школой буддийских онтологов».
В теоретическом плане школа Джонанг базируется на философской доктрине Шентонг, описывающей абсолютный уровень пустоты ума, как свободный от всего иного, кроме самого себя, и выражающей сияющую абсолютную природу реальности, согласующуюся с Татхагатагарбхой и присущей всем существам буддовостью.

Если господствующая в школе Гелуг теория Рантонг, описывает абсолютную реальность с точки зрения того, чем она не является, то доктрина Шентонг выражает ее глубинную самосущностную природу, которая самопроявляется, как сияющий Ваджра-Ум, который изначально пуст и лишен всех загрязнений, препятствующих проявлению его совершенных качеств.
Согласно теории Рантонг “Ум пуст от ума”, а доктрина Шентонг утверждает, что «Ум пуст от другого, но не от себя» и что в глубинах пустоты самопробуждается имманентный неизменный, чистый ум, природа которого невыразимый ясный свет. С точки зрения рантонг пустота предстает как предельно распахнутое пространство, внутри которого по мнению приверженцев жентонг сияет самосветящийся ум или чистая основа, «суттабарха», потенция просветленной природы Будды.
В то же время в рядом последователей тибетского буддизма была предпринята попытка объединить теорию Шентонг, выражающую «пустоту от другого» и Рантонг — «пустоту от самобытия». Так Долпопа Шераб Гьялцен (1292 — 1361), который первым концептуализировал понятие Шентонг, утверждал, что две доктрины дополняют друг друга, действуя на различных уровнях реальности. Так, внутри относительной реальности явления пусты от себя и от своей собственной природы (rang tong), тогда как абсолютная реальность пуста от других (gzhan stong) зависимых явлений, но не от своей собственной природы.
В свою очередь Рангджунг Дордже (1284—1339), который интегрировал в своем учении основные положения Махамудры школы Кагью и Дзогчен школы Ньингма, также сделал попытку объединить понятия Рантонг и Шэнтонг на абсолютном уровне: «Абсолютное же — это пустотность собственной природы, которая объясняется как восемнадцать таких пустотностей как пустотность внутреннего и т. д., тогда как истинное выражается как самовозникающее изначальное осознавание без двойственности воспринимаемого и воспринимающего, также существующее как абсолютное».
Совершенно естественным и логичным выглядят призывы и варианты объединения данных подходов представителями синтетической традиции тибетского буддизма – риме.
Так известный тибетский учитель школы ньингма и движения риме, Мипам Ринпоче (1846—1912) также утверждает, что два подхода и два типа пустоты должны быть объединены на абсолютном уровне: «Сугата проясняет сущность сугатагарбхи через учение о пустотности, и он проясняет природу сугатагарбхи через учение о таких совершенных качествах, как силы и т.д., как изначально присущих ей. Эти двое (т.е. сущность и природа) должны быть непротиворечиво объединены». В то же время, Джамген Конгтрул (1813—1899), один из основателей традиции риме, прямо раскрывает спонтанную, самоосознающую природу пустоты: «Пустота, которая является ничем, в сущности есть самосознавание и самоозарение, именно она называется Татхагатагарбхой, а также Ваджрой безусловного смысла». Согласно современному представителю движения риме Пема Биджа, рантонг описывает реальность с точки зрения виджняны или различающего сознания, тогда как шентонг с позиции джняны, высшего полного знания, когда объект полностью растворён в субъекте. Если в первом случае исследуется преимущественно феноменальная реальность, то во втором универсальное тело дхармата, в рантонге используется апофатическая, а в шентонге катафатическая логика, с привлечением герменевтического подхода и идеи дополнительности.
Необходимо отметить, что соотношение базовых понятий «Шентонг – Рантонг» явно или имплицитно пронизывает все учения тибетского буддизма. В их основе лежит фундаментальное единство Пустоты и Ясного Света, выраженное еще самим Буддой: “Ум пуст от ума, Природа ума – это Ясный Свет”.
Так в тексте Упалипарипричча — сутра сказано: «Ум по природе чист и ясен. Он несубстанционален, незапятнан, и лишен каких бы то ни было субатомных частиц». В Ланкаватаре –сутре говорится: «Природу ума составляет сияющая ясность,присущая Татхагате природа».
Майтрейя, один из основоположников йогачары, раскрывал диалектику ясного света (осознания) и пустоты (пространства), утверждая первичность изначально пустой и чистой светоносной природы ума , являющимся естественной ясной основой всех феноменов: «Природа ума это ясный свет. Она неизменна, подобно пространству». Геше Джампа Тинлей, представитель школы гелуг, писал, что «…все явления – есть Ясный Свет ума. Также говорится, что сансара и нирвана порождаются из этого изначально чистого Ясного Света ума. Если вы не осознаете Ясный Свет, как Ясный Свет, то из этого порождается сансара. Если вы осознаете Ясный Свет, как Ясный Свет, то вследствие этого возникает нирвана».

По сути Дже Рангджунгпа, выражает традиционный взгляд на сущность и природу ума, лежащий в основе большинства буддийских школ, уходящими корнями в учение Махаяны: «Сущность ума — пустота, его само-природа — сияние, А его выражение состоит из разнообразных, непрекращающихся явлений».
По сути, сложные взаимоотношения между таким фундаментальные категориями как Ясный Свет и Пустота, служат основой построения онтологических моделей и определяют различия между разнообразными школами тибетского буддизма.
Так в школе Гелуг доминировала доктрина Рантонг, в которой пустота признавалась в качестве абсолютной природв будды, а свет ума –относительной. Так по словам последователя данной школы Геше Джампа Тинлей: «Существует два аспекта природы будды. Первый аспект – это абсолютная природа будды, или пустота. Второй аспект – это растущая, или относительная природа будды. Это ясный свет ума – ясный и познающий наитончайший ум».
В то же время в школах Ньингма, Кагью и в их практических системах Махамудре и Дзогчене, то есть в Высшей Йоге-тантры, утверждается если не первичность Природы ума, Ясного Света и осознавания, то его неразрывное единство с пустотой.
В тексте «Бардо Тодол», связанном с практиками школы Ньингма говорилось: «Перед тобой сияет Ясный Свет дхарматы, узнай его. Сын благородного семейства, теперь у твоего сознания нет формы, нет цвета, нет содержания, и оно проявляется как чистая пустота. Это пустота Самантабхадри. Твоё сознание пусто — это не абсолютная пустота, но пустота свободная, ясная, чистая и живая. Это состояние сознания и есть Будда Самантабхадра. Они — сознание собственной пустой и лишённой сущности природы, сознание ясное и сияющее — неразделимы. Это Дхармакайа Будды».
Чокьи Нима Ринпоче выражая позицию систем Махамудры и Дзогчена, писал: «По сути своей ясный свет основы пуст, но говорят, что по своей природе он сияет (что в этом контексте означает — он осознает). Эти два качества, пустотность и осознание неразделимы». И далее: «По своей сути наша природа Будды пуста; по своей сущности она обладает осознаванием; а в своих проявлениях или функциях она беспрепятственна. Для обычного человека она скрыта временными помрачениями. Когда распадается цепляние за «я», наша изначальная мудрость, ясный свет дхарматы, проявляется ярко и обнаженно. Этот ясный свет основы не просто пуст; он еще и сияет, т.е. осознает».
При этом, как писал Далай Лама IV, при раскрытии соотношения Ясного света и пустоты, необходимо учитывать, что в Высшей Йога-тантре, существует выделение четыре уровня пустоты или четыре уровня переживания пустотности: «пустой», «очень пустой», «великая пустота» и «всеобщая пустота». И только пройдя «через эти первые три стадии, вы оказываетесь на четвертой, «всеобщая пустота», которая определяется как абсолютный ясный свет».
В то же время Далей Лама IV пишет, что соотношение между пустотой и ясным светом в школе Сакья, в воззрении Махамудры в традиции Кагью, Дзогчена школы Ньингмапа и даже Гелуг, приходят к общему знаменателю и сходятся к одной точке благодаря обретению «состояния ума, который переживает четвертый уровень радости, называемый «спонтанное, или вместерожденное великое блаженство». При этом переживание пустоты достигается через восприятие светоносной ясности ума. «Такое переживание, подтверждающее пустоту, — мудрость недвойственности блаженства и пустоты, — еще один способ говорить об изначальном врожденном уме ясного света».
Эту мысль подтверждает и Геше Джампа Тинлей, известный представитель школы Гелуг: «Одно и то же учение о Ясном Свете ума, одно и то же учение об Иллюзорном Теле. Ясный Свет на всех один. Нет никакого кагьюпинского, ньингмапинского или гелугпинского Ясного Света. Иллюзорное Тело – одно и то же, и состояние Будды – одно и то же».
В свою очередь Тулук Ургьен Ринпоче считает, что принцип неразрывного единства осознавания и пустоты, раскрывается на четырех уровнях или четырех посвящениях в начале пути Ваджраяны:
1. Единство внешних форм и пустоты
2. Единство ясного света и пустоты (или — ясности и пустоты).
3. Единство блаженства и пустоты.
4. Единство восприятия и пустоты.

Необходимо отметить, что в понимании абсолютно полной, утверждающей, непосредственно переживаемой и неконцептуализируемой природы Пустоты доктрина Шентонг перекликается с взглядами Чань и дзен буддизма.

2. Сакья

Онтологические проблемы в школе Сакья решались сходным способом с традицией Джонанг, которую часто связывают с данной школой. Философские взгляды данной школы основывались на учении махасиддхи Вирупы, провозгласившего принцип «плод — результат», то есть то, что цель пути достигается в процессе его прохождения. В системе Сакья специфический акцент был сделан на неотделимости пути от осуществления, единство которых носит название ламдре или «путь и осуществление» или «путь, включающий в себя результат».
Теоретическая система школы Сакья основывалась на усвоенном из мадхьямики представление о неразделении сансары и нирваны, единым корнем которых является, заимствованная из йогачары идея сознания, природа которого представляет собой «союз яркости (света) и пустоты». Как и в других школах Тибетского буддизма сознание или ум имеют световую природу, а их сущностью является заимствованная из учения Мадхьямика — пустота (Шуньята).
Отличительная сущность данной школы, писал Далай Лама, состоит в том, что: «В работах философской школы Мадхьямика можно встретить термин «алайя», употребляемый в смысле пустоты. В тантрах, и в особенности в Гухьясамаджа тантре, термином «алайя» обозначается изначальный ум ясного света; то же самое объяснение встречается и в лам-дре традиции Сакья.»
В практике Сакья реализуется совпадение пустоты и сияния или сущностного состояния ума и его манифестации, проявляющуюся как ясный свет и сияние. При этом в основе пути, как собственно и во всех тантрических школах лежит изначальная сущность будды, которая не проявлена в реальности, чистое и незапятнанно сознание, загрязненное ложными привязанностями эго. Целью Пути (lam) и является расшатывание с помощью тантрических методов жестких структур эго, удаление привязанностей и удаление всех загрязнений, препятствующих чистому блеску ума, а значит полному осуществлению — Плоду (dre) и самому состоянию просветления.
В этом случае, как писал Лама Чоедак Ютхок, мы осознаем свои изначальные совершенные качества и принимаем роль Будды. «Поэтому мы не медитируем о «нигилистической» концепции пустоты, которая акцентирована на небытии. Мы используем творческую концепцию пустоты, которая делает возможным все. …Весь процесс становится выражением идеального «я», которое не отличается от универсального сознания всех просветленных существ».
Осуществление практики Ламдре, основывается на синтезе мадхямики, йогачары и тантры.
Так согласно первой традиции Нагарджуны реализуется практика трех «отбрасываний»: недобродетельных действий, концепции привязанности к Я, от концептуализаций и цепляний за объект, при следовании традиции Майтринатхи происходит осознание, что естественная Ясность, или Мудрость Основы, является таковой как для сансары, так и для нирваны и отбрасывание, а уничтожение неведения происходит посредством растворения дуальности в Абсолютном Пространстве. Осуществление тантрической традиции учения «Путь и Плод» заключается в осознании природы ума, путем распознании обычного ума, медитирования на нем как на нераздельности ясности и пустотности, в процессе чего чистый Ум обнаруживается спонтанно возникающей естественной мудростью, а иллюзорные размышления сами преобразуются в Природу Мудрости.
Осуществление «Плод» (dre), достижение результата и переживание просветленного видения, самосознание и самореализация в традиции Сакья понимается как результат Махамудры.
Можно выявить единую линию в школах Сакья и Кагью берущую начало от таких известных индийских йогинов и махасидхов как Вирупа (Сакья) Тилопа, Наропа, Майтрипа (Кагью). Е.А Торчинов так раскрывает онтологические характеристики данной самобытной традиции:
«Тенденция к субстанциализации пробужденного сознания, о которой говорилось в связи с теорией Татхагатагарбхи, находит свое полное завершение в текстах, связанных с именами махасиддхов, и в поздних тантрах, что, возможно, обусловлено конвергенцией индуистской и буддийской йоги в психотехнически (а не доктринально) ориентированной традиции индийской Ваджраяны».

3. Махамудра

Махамудра или (санскр. mahämudra, тиб. чакгья ченпо) «великая печать» выражает основную всеохватывающую и светоносную природу ума, его высшее осознавание и полное пробуждение, которое достигается путем медитации на сам ум и непосредственного практикой пребывания в его истинной природе.
Как писал мастер Махамудры школы Кагью Такпо Таши Намгьял (1512-1587): «Синонимами к словосочетанию «чакгья ченпо»,  — будут — внутренняя природа, высшее осознавание, универсальное превосходство, великая печать и предельная реальность всех феноменов».
В качестве фундаментальных отличий, определяющих уникальность и выражающих полноту содержания махамудры, можно выделить такие ее характеристики как:
1. Всеохватность, всеобъемлющий характер и полнота доктрины
Слово «мудра» (символ, печать, рука) означает рождённый изнутри символ обладания всеми формами, самопорождённую мудрость, совершенную пустоту и всевмещающую потенциальность, а «маха» (великий, высший) означает непревосходимость, предельное совершенство и благородство. «По-тибетски Махамудра, -писал мастер Махамудры линии Кагью Калу Римпоче, — звучит как «Чагья Ченпо». «Ча» объясняется как «изначальная мудрость, которая постигает пустоту всех явлений», а «гья» как «не выходящая за пределы», что означает, что ни одно из явлений сансары или нирваны не выходит за пределы этой пустоты. Что же касается слова «ченпо», которое означает «великая», оно указывает на то, что нет ничего выше такого свершения».
Смысл Махамудры состоит в том, что она всеобъемлюща, недвойственна и неопределима, а ее глубина и широта охватывают собой все, сансару и нирвану, абсолютную и относительную истины, субъекта и объекта, восприятие и пустоту, чистый ум, а также мысли и эмоции, вместерожденные блаженство и прозрение, мудрость и методы, постепенные и мгновенные практики.

2. Тончайший светоносный Ум как основа  учения
Махамудра является квинтессенцией и вершиной развития фундаментальной идеи буддизма о едином уме как Ясном Свете и совершенной природе Будды, изначально присущей каждому существу, а также высшим путем освобождения, безупречной и эффективной практикой, позволяющей открыть и познать истинную природу ума. Ваджрапани, раскрывая своему ученику и основателю школы Гелуг, Цонкапе (1357—1419) содержание Ясного света ума, говорил, что сам ум характеризуют три фактора: природа (ясность и познание), сущность (пустота от самобытия) и сострадание (проявление ума в виде непрерывного потока концепций). При этом Цонкапа в своем тексте Лам-рим призывал медитирующих созерцать только ясность своего собственного ума и не следовать ни за какими другими, даже сакральными объектами. «Смысл термина Великая печать, — писал последователь школы Гелуг Геше Джампа Тинлей, — больше соотносится с абсолютной природой феноменов. В практике тантры Махамудра означает наитончайший ум, познающий Пустоту этого же ума».

3. Метод непосредственного пребывания в истинной природе ума
Отличительной особенностью Махамудры является медитация на сам ум, на его Ясный свет, а также позволение уму оставаться в его изначальном естественном состоянии. « В процессе этой медитации, — пишет Геше Джампа Тинлей, — наитончайший ум медитирует на наитончайший же ум, который является союзом Ясности и Пустоты». Таким образом сущность практики состоит в наблюдении (тиб.semssrog) и тонком прозрении природы ума и в сокровенном осознавании самопроизвольного совозникновения его истинной природы.
Медитация Махамудры способна привести к мгновенному возникновению изначального осознавания – совершенного соединения простоты и блаженства ум медитатора прорывается сквозь тьму искажений, подобно солнечному свету, пробивающемуся сквозь дыры в облаках.
Махамудра представляет собой высшее духовное учение и практику всех направления тибетского буддизма, включая новые школы Сарма, Ньигму, а также может практиковаться в Махаяне и Ваджраяне в виде Сутра- и Тантра-Махамудры. В то же время это уникальное учение о достижении полного Просветления посредством медитации на сам ум, исторически и доктриально являлось центральным учением и ведущей духовной практикой традиции Кагью.
Учение Махамудры было получено во время медитации от Будды Ваджрадхара основоположником линии Кагью, Тилопой (928—1009). Он передал ее индийским махасиддхам Наропе (956–1040) и Майтрипе (1007–1085), ученик которых мирянин-переводчик Марпа (1012—1097) впервые принес ее в Тибет и передал йогину- поэту Миларепе (1052—1135), а тот монаху Гампопе (1079—1153). Все эти великие наставники и держатели линии Махамудры и стали основателями и первыми учителями школы кагью.

Онтология Махамудры

Онтологические воззрения учения Махамудры развертываются в рамках традиционной махаянского синтеза йогачары и мадхьямаки –прасангики доктрины абсолютной природы единого сознания , а также пустотности (шунъяты) всех феноменов внешнего мира на абсолютном уровне и имеющих, в то же время само-существование на относительном, мирском уровне.
Как писал Геше Джампа Тинлей, с точки зрения Махамудры: « Ни единый феномен не имеет конкретного самосущего существования. Для вас феномены существуют лишь в силу вашего обозначения мыслью, то есть вы обозначаете их своим сознанием, и они начинают существовать. Именно это имеется в виду под утверждением, которое гласит, что все явления – есть сознание, все явления – есть Ясный Свет ума».
В то же время являясь квинтэссенцией и вершиной буддийских учений состояние практика Махамудры насыщается основополагающими идеями Махаяны и Тантрического буддизма.Так из Махаяны она перенимает доктрину бодхичитты «пробуждённое сознание» , абсолютная характеристика которой относится к изначальной совершенной природе разума, а относительная к состраданию. В то же время Махамудра черпает свое содержание в Ануттара-тантрах, в наивысших, внутренних практиках тибетского тантрического буддизма школ Сарма, включающих в себя визуализацию, приводящую к отождествлению с избранным божеством, а затем и макрокосмом, что ведет к переживанию недвойственности блаженства и пустоты.
Так, Дагла Ринпоче писал о Махамудре следующее: «Тождество блаженства и шуньяты – её природа. Абсолютная, невидимая её форма полна высшей мудрости. Ей как необходимость постоянно присуща шуньята. Она является высшим, абсолютным пространством всех познающих и всех дхарм-элементов. Всё это и называется махамудрой!…Махамудра есть Ясный Свет интуитивного понимания через мистическое озарение, который, не касаясь конкретного объекта, является состраданием ради блага заблудших существ».
«В конечном счете природа разума имеет три свойства. –пишет учитель школы Кагью Тралег Кьябгон. Первое — пустотность. Второе, присутствующее даже при пустотности, — ясность, которая не сопутствует пустотности материальных объектов. Третье свойство — блаженство, которое проявляется, когда разум стабилен и сохраняет осознание, даже если занят мыслями и эмоциями. В ходе медитации, когда достигнуты стабильность и ясность, обретается и блаженство как результат того, что разум больше ничто не беспокоит, пусть даже появляются мысли и эмоции».

Практика Махамудры

Уникальность и самобытность практики Махамудры заключается в достижении полного Просветления посредством медитации на Ясный Свет ума или в искусстве непосредственного пребывании в состоянии истинной природы ума Гампопа (1079—1153), основатель школы кагью и один из самых авторитетных исследователей и приверженцев учения Махамудры писал о существовании трех путей в буддизме:

1. «Путь устранения корня существования» — это колесница запредельной мудрости Праджняпарамиты.
2. «Путь внутреннего преобразования корня существования», принадлежащий к тантрическому учению и практике трансформации внешних феноменов и ментальных загрязнений в духовное переживание.
3. «Путь познания корня существования» — это махамудра. На этом пути нет необходимости отказываться от заблуждений и искать противоядия от них, здесь отсутствует трансформация и тот, кто трансформирует, а есть понимание того, что смысл изначально пустой природы ума есть присущая дхармакая, и достижение просветления через совершенствование такого осознавания.

При этом Гампопа рассматривал махамудру, как самостоятельный и независимый от тантр способ передачи глубочайшего пути.
Так, Далай Лама IV лапидарно выразил сущность третьего пути: «Конечная цель практики Махамудры состоит в обретении переживания вместерожденного изначального ума ясного света». По сути Махамудра представляет собой единство метода и мудрости интеграцию и квинтэссенцию Медитации и Ума. Так, согласно утверждению Декхонаньи Чупа: «Истинный искатель объединяет искусность и мудрость в высочайшей медитации. Он становится единым с махамудрой». Таким образом, объединяя метод и мудрость, практикующий собирает два вида накоплений: накопление заслуг, связанных с методом и мудрости, связанной с прозрением собственного ума.

Система Махамудры, как и все тантрические учения и школы тибетского буддизма опирается на доктрину «Основа, путь и плод» и, соответственно, разделяется на:
1. Махамудру-основу, которая представляет собой единство абсолютной и относительной истины, или единство «ясности» — неотъемлемая от ума природы Будды и изначального неведения двойственного восприятия мира, порождающего заблуждения.
2. Махамудру-путь, заключающуюся в применении особых методов раскрытии этой природы, которые базируются на практике четырех йог: однонаправленности, недвойственности, «единого вкуса» и не-медитации.
3. Махамудру-плод, предстающий как очищенная основа или сам первозданный ум, его единство ясности и пустоты или совершенное Просветление.

Так Махамудра основа представляет собой неотъемлемую от ума, Природу или зародыш Будды (сугатагарбха), предстающей в тибетском буддизме в виде «непреходящей капли» (акшаябинду), которая включает в себя все сущее в сансаре и нирване, а также обеспечивает субстрат перевоплощения и жизненной силы.
В то же время, в реальной жизни истинная основа искажена вследствие неведения, отождествления со своим воспринимающим эго, порождающего заблуждения , замутняющие ясность видения. Прекращение заблуждений и пробуждение и укрепление ума осуществляется в процессе следования пути или непосредственного пребывания в сути ума, представляющей единство.

Махамудра-путь. Отличительной чертой практики и медитации Махамудры является, наряду с постепенными практиками, возможность мгновенного достижения совершенства, осуществляемого согласно принципу «Плод в качестве пути».
Учитель школы Кагью Тралег Кьябгон считает, что хотя медитация Махамудры осуществляется в традиционных рамках практики саматха (успокоение и сосредоточение) и випасьяна (проникновение, аналитическое созерцание), тем не менее, главным ее отличием является то, что успокоение ( не ча —стабильность) и прозрение ( сал ча —ясность) практикуются вместе. «Когда мы медитируем, -пишет учитель, -присутствуют оба аспекта: разум стабилен и в то же время светел. Разум сохраняет стабильность даже тогда, когда появляются мысли и эмоции, поскольку сохраняется осознание. Стабильность разума определяется не тем, присутствуют ли в нем мысли и эмоции, а тем, присутствует ли в нем осознание».

При этом Тралег Кьябгон, выделяет следующие отличительные черты практики Махамудры:
1. На стадии успокоения ума не выявляются препятствия и применяются противоядия, но применяются методы расслабления и укрепления. «Следует просто и мягко, в узких, что называется, пределах, напрягать и расслаблять его, чтобы он не выходил из своего естественного состояния».
2. Если в традиции махаяны при практиковании випассаны обычно используют аналитический метод, то в махамудре же объектом аналитической медитации становится сам разум. «Махамудра же учит: достаточно сконцентрироваться на собственном разуме и понять его природу, чтобы понять природу всего остального… Пустотность природы разума постигается не концептуально. Если позволить разуму пребывать в его естественном состоянии и отказаться от дискурсивного мышления, то нам откроется ее бессущностность».
3. Важным отличием практики Махамудры является полное принятие существующих мыслей и эмоций и особенно отрицательных, которые следует не уничтожать, но понимать их природу, через которую мы можем понять и природу самого разума. «Тот, кто отверг или уничтожил помрачения и заблуждения разума, не может говорить о мудрости. Мудрость достигается не устранением помрачений, а пониманием их природы».
Данное сущностное отличие основывается на онтологических представлениях Махамудры о ее всеобъемлющем характере, о ее способности свободно вмещать в себя всю полноту реальности, все абсолютные и относительные феномены. В то же время согласно учению мадхьямаки –прасангики, на которое опирается Махамудра ни ложные, ни высокие мысли не обладают самосущей природой, но только лежащей в их основе сущностной пустотой, которая может быть осознана и проявлена.
При этом в процессе практики любые эмоции и мысли не изганяются, но непосредственно, бесстрастно наблюдаются, до их мгновенного самоочищения и самообнаружения заложенной внутри чистой недвойственной мудрости.

В то же время отличительной особенностью практики Махамудры является единство мгновенного просветления и постепенных методов. Как писал Тралег Кьябгон: «…практик махамудры, обретший прозрение, не обязательно прозрел конечное состояние будды… С этим начальным пониманием нам еще работать и работать, взращивать и пестовать, тогда оно, возможно, и созреет с течением времени». Согласно теории Махамудры самым быстрым и прямым путем к преодолению всех искажений сознания и привязанностей эго есть непосредственное пребывание в сути ума — в нераздельности восприятия и пустоты, которое достигается благодаря следованию пути, состоящего из четырех этапов, уровней или особых практик – йог.

1. Йоги однонаправленности. Практики однонаправленной концентрации внимания , в результате которой достигается успокоение ума.
2. Йоги простоты. Исследование природы собственного ума посредством проникающего видения.
3. Йоги одного вкуса. Глубинное исследование природы внешнего мира, видение и постижение того, что внешние объекты и ум являются неразделимыми и переживается как один вкус.
4. Йоги немедитации. Устранение последних привычных шаблонов ума, в результате чего обретается абсолютная устойчивость ума в недвойственном восприятии или состояние Просветления.

Махамудра-плод понимается как очищенная практикой основа, как свобода от двух крайностей: сансары и нирваны, как сам ум в его единстве ясности и пустоты, как реализация природы будды, которую можно описать в контексте:
а) трех состояний, воплощение состояния и тел Будды: Дхармакайи — состояния истины, Самбхогакайи — состояния радости и Нирманакайи — состояния излучения, б) четырех активностей — успокаивающей, обогащающей, воодушевляющей и защищающей, в) пяти мудростей.
Достижение и утверждение «Плода» характеризуется тем, что чистое видение воссоединяется с нечистым видением и проявляется уже без зависимости от визуализации, становясь частью естественной ясности человека.
Таким образом, отличительной особенностью практики Махамудры является непосредственное вхождение в состояние недвойственности с Ясным Светом Абсолютной реальности собственного ума, воссоединение со своей истинной природой или потенциальностью. Истинная практика представляет собой не стремление к чему- то внешнему, но погружение в свой собственный ум, в его ясную и пустую природу, , в изначальную буддовость и истинную Таковость, которая присутствует здесь и сейчас и сама очищает омрачения.

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>
(Visited 614 times, 1 visits today)
Share