Ваджраяна и Тибетский буддизм

563
Share

4. Дзогчен

Дзогчен (от тиб. дзог – завершенность, чен – полное), означает «полная завершенность», великое совершенство, которое одновременно является предельным изначальным состоянием каждого человека и самой реальности, раскрывающееся в живом, недвойственном присутствии и в созерцании.
Дзогчен представляет собой не философское учение и даже не систему совершенной практики, а их высшую цель и конечный итог реализации, то есть само высшее состояние изначального просветления, проявляющееся «как энергия жизни внутри сердца, чистая суть жизненной силы» и как наиболее совершенный способ жизнеосуществления.

Именно исходная интегральность понятия состояния позволяет объединить в нераздельное целое такие наиболее сущностные характеристики Дзогчен как осознание, переживание и реализацию, основу, путь и плод, воззрение, медитацию и действие.
Как писал Согьял Ринпоче (род. 1947), основой Дзогчена является главное, первичное состояние, наша абсолютная природа, которая уже совершенна и всегда присутствует. «Дзогчен — это состояние, именно перво-основное состояние, то состояние полной пробужденности, которое является сущностью сердца всех будд и всех духовных путей и вершиной духовной эволюции индивидуума.» В то же время, по словам Намхай Норбу Ринпоче (род. 1938) , данное состояние обладает огромным потенциалом и само побуждает и заставляет сознание индивидуума развиваться. Таким образом, Дзогчен представляет собой: «состояние индивидуума, с самого начала свободное от препятствий, совершенное, включающее в качестве своей потенциальности все разнообразные проявления энергии. Это состояние вне времени, вне двойственности, чистое и совершенное, как природа зеркала».
В конце концов, сущность, дух и главная цель всех школ и направлений буддизма заключается в пробуждении своей изначальной природы и достижения просветления и окончательного освобождения.
С каждым поворотом колеса Дхармы, по мере развития учения изменялись представления о изначальной природе или врожденной буддовости, а также методы и пути ее пробуждения. При этом сама изначальная природа все более утончалась, а методы становились все более точными, мощными и эффективными. В Дзогчене, как в традиции, в которой учение достигло своей вершины, под изначальной природой понималась коренная осознанность, чистое, совершенное видение, а в качестве метода мгновенное осознание и самоосвобождение. В этом случае представление о исходной природе и методы Дзогчена, в определенном смысле сходны с другим вершинным учением –дзен буддизмом, в основе которого лежит идея, что Будда и есть просветлённое сознание, а методом вглядывание в собственную природу и мгновенный прорыв в состояние и ум будды. Так чаньский учитель Мацзу Дао-и (709–788) утверждал: «Ум обычного человека есть ум Будды», а дзеновский мастер Банкей (1622—1693) писал: «Изначально все вы суть Будды, и никоим образом вы не сможете стать Буддами еще раз». При этом оба учителя говорили, что не следует стремиться стать Буддой, так как каждый уже и есть Будда, что не следует стараться открывать в себе природу будды, так как она уже в каждом в данное мгновенье. С этим мыслями перекликаются слова учителя дзогчена Патрула Ринпоче (1808-1887) о совершенной природе: «Ее не нужно искать вне себя, и она также и не что-то, чего у вас раньше не было и что теперь надо порождать в вашем уме».

Отличительной чертой Дзогчен является представление о изначальной природе как коренной осознанности, которая изначально присутствует везде, и в первую очередь, внутри нашего ума, которая присутствует уже и во всем своем совершенстве и, которая самоосвобождается внутри потока осознавания. В этом смысле можно выявить следующие специфические отличия данной традиции, выделяющие ее в системе  других буддийских учений:
1. Изначальная природа и основа бытия, представляющая собой исконное состояние всех существ, предстает как сверх-утонченная, светоносная природа, коренная осознанность и чистое видение – Ригпа.
2. Опора на чистый ум, а не на тело.
Дзогчен называют «йогой ума», который понимается как созерцание, выходящее за пределы рассудочного мышления. Как писал Намхай Норбу Ринпоче: «только приняв свой ум в качестве отправной точки, можно получить возможность понимать это состояние».
3. «Уже-присутствие» самосовершенного состояния нашей первозданной природы, в которой уже реализованы все высшие достижения и качества. Это состояние, которое не нужно «совершенствовать», потому что оно совершенно с самого начала, это состояние необходимо только осознать. Согьял Ринпоче отмечал, «что еще до того, как мы достигаем просветления, мы уже прикасаемся к сильнейшему видению великолепия пробужденного состояния». Дзогчен-это дерзкое творческое решение осознать, представить, что все уже есть, все достигнуто и оставаться в этом состоянии. Если для других школ и учений Дхакармйя –цель, итог и плод, то для Дзогчена –основа. Как писал Патрул Ринпоче: «прямое подлинное Осознание, видимое как основа, на самом деле и есть сама Дхармакая.» Как говорится в коренном тексте: «Узнай в нем непосредственное подлинное Осознание, которое есть сама Дхармакая».
4. Самоосвобождение как особый метод Дзогчен, при котором Осознание освобождается Осознанием, а видение самоосвобождается самим видением. Как говорил сам великий учитель Падмасамбхава (8 в.н.э): «Вот наставление, как достичь самоосвобождения, узрев Ригпа в его обнаженности. Узрев великую естественную свободу всех дхарм, все будут совершенны в Великом Совершенстве!»

Онтология Дзогчен

Онтологические представления Дзогчен уходят корнями в махаянское учение йогачары, в котором в качестве единственной реальности принимался Единый Ум (экачитта) или сознание, вмещающее в себя как Сансару так и Нирвану, как относительную, так и абсолютную истину.
По мнению Падмасамбхавы, все явления, вещи, живые существа и миры, все, что не является возникает из ума и есть проявлениями ума. «Все это разнообразие явленного есть лишь относительная истина. Ни единого (из этих явлений) на самом деле не существует, (они мгновенно) исчезают. Все явленное бытие – и сансара, и нирвана – есть единственно лишь природа ума, явленная себе же и зрящая себя же. Когда поток сознания изменяется в своем движении, то соответственно этим изменениям пред умом предстают явления, воспринимаемые как внешние. Таким образом, все есть не что иное, как ум, зрящий собственное явление».

При этом в Дзогчене в большей мере акцентируется творческая, созидательная функция ума, а также его свойство созерцать самого себя.
Еще в коренной тантре Дзогчен Сэмдэ и Ати-йоги. «Кунджед Гьялпо» говорилось: «Ум чистый и совершенный создал все и ничего не создавал. Он создал все, поскольку создал свою собственную природу, чистую и совершенную. Он ничего не создал, поскольку в нем нет нужды что-либо создавать».
Кроме этого первозданная, врождённая осознанность и состояние чистого присутствия Ригпа, содержит три аспекта, измерения или тела: Сущность, Природу и Энергию. Так еще в тантре «Кунджед Гьялпо» так говорилось о всевышнем источнике, чи¬стом и совершенном уме: «Из моей чистой и совершенной природы проявляются три измерения, безусильно и естественно самосовершенные, которые суть самое сердце всех победоносных. Моя неисправленная сущность про¬является как дхармакая, неисправленная природа — как самбхогакая, а энергия моя раскрывается как нирманакая».
1. Феномены предстают как проекции внутреннего состояния на экраны внешнего мира.
Внешняя реальность, природа и феноменальный мир предстают как проекции изначального естественного состояния, как спроецированные проявления чистого света ума – Ригпа.
На уровне энергии, которая наряду сущностью и природой, является характеристикой Основы (Ригпы) и которая проявляется тремя способами как «цал» (rtsal), «ролпа» (rol pa) и «данг» (gdangs), проецирование вовне внутреннего состояния соответствует ее первой форме развертывания.
«Какие явления сансары и нирваны ни возникали бы в сфере вос¬приятия,- писал Дуджома Ринпоче (1904—1987) , — все они суть игра творческой энергии непосредственно¬го истинного Осознания (rig-pa’ i rtsal)».
Джон Мирдин Рейнолдс в своих комментариях к тексту Патрула Ринпоче, писал: «Все, что является нам как феномены внешнего мира в виде звуков, света и излучения (sgra ‘od zer gsum), будь то результат чистого или загрязненного кармой видения, есть проявление нашей соб-ственной творческой энергии (rang rtsal), энергии нашего подлинного Осознания (rig-pa’i rtsal) во внешнем пространстве (phyi dbyings)».
Данный вид проявления энергии «цал» традиционно сравнивают с преломлением хрусталем (внутреннем состоянием) солнечного света, разноцветные лучи которого предстают во внешнем пространстве как феномены внешнего мира. «Все, что возникает в сфере индивидуального восприятия как вне¬шние явления, — писал Джон М. Рейнольдс, — есть на самом деле всего лишь проявление вовне собственного внутреннего бытия (cir snang rang yin). Другими словами, это просто видимое проявление потенциальности, или творческой энергии Осознания (rig-pa’i rtsal).
2. Феномены являются не только чистым произведением ума, но и обладают существованием на относительном уровне. Феномены и вещи внешнего мира сущностно пусты, иллюзорны, но существуют на относительном уровне, обладают своим естественным действием и в своем относительном состоянии воспринимаются с помощью органов чувств.
3. Феномены одновременно создаются и воспринимаются умом, и в процессе видения концептуализируются, осмысливаются и приобретают форму, превращаясь из сырой материи в воспринимаемые вещи и феномены.
«Корень всех явлений – Ум чистый и совершенный, Источник. –говорится в «Кунджед Гьялпо». — Все воспринимаемое – моя природа. Все, что возникает – моя волшебная игра. Все слова и звуки выражают только мой смысл».
Джон М. Рейнолдс, утверждая, что: «Ум (у id) обладает присущей ему способностью организовывать и структурировать результаты сенсорного восприятия…», сравнивал воспринимаемый феноменальный мир с совокупностью проекций, написанной кистью Осознания картиной, кинолентой и голографическим изображением, лишенным твердой и субстанциональной основы.
При этом энергия как внутренняя лучезарность присуща каждому живому существу, как его изначальное со¬стояние, а сырая материя лишена осознавания. Так Тендзин Вангьял Ринпоче (род. 1961) объясняет это различие с помощью хрусталя и куска угля, где хрусталь символизирует ум, а уголь материю. Так уголь лишен врожденного осознавания и не способен излучать свет. В то же время, только: «живые существа обладают даром врожденного осознавания. Ум живого существа отражает свет изначального осознавания, и его потенциальная способность проявляется или как проекции ума, или как чистый свет ригпа». Здесь необходимо вспомнить, что алмаз и уголь являются модификациями одного вещества – углерода и состоят из одинаковых атомов, отличаясь только формой организации, соответственно кристаллической и слоистой структурой.

Великое возвращение или «Обращение вспять»
В то же время в Дзогчене существует специфическое понимание взаимоотношений между внутренней природой и феноменальным миром. Так все феномены – проекции порождаются умом и в нем же освобождаются. Еще Падмасабхава сравнивал сознание с океаном, а феномены с недвойственными ему волнами, которые из него возникают и в него же возвращаются. «Так и эти проявления естественно возникают из ума и освобождаются в уме же». То же самое можно сказать и сущностной пустоте, как самого ума, так и порождаемых ним феноменов. Так Геше Джампа Тинлей считал, что в Дзогчене, существует своя собственная интерпретация доктрины Пустоты (жентонг): «То есть, там существует так называемая пустота от другого, но связана она с тем, что, поскольку все феномены проецируются из Ясного Света ума и возвращаются в Ясный свет ума, то можно сказать, что все феномены пусты в Ясном Свете ума». Онтологические воззрения Дзогчен были кратко выражены в емкой формуле, представленной Патрулом Ринпоче: «Все, что является и существует, возникает в пространстве Дхармакаи. Поэтому все возникающее мгновенно освобождается в собственном состоянии подлинного Осознания».
По мнению Джона М. Рейнолдса данный процесс, когда вторичные условия бытия освобождаться самими вторичными условиями протекает так, словно отражения узнают сами себя в зеркале в качестве отражений. «Этот процесс известен как «обращение вспять» (ru-log). Грубые элементы физического тела (которые на самом деле являются различными формами и уров¬нями проявления энергии, хотя и видятся нам как твердые субстанции, жидкости, газы и т.д.) в процессе своего постепенного очищения возвращаются к состоянию своей тончайшей сущности, которая в конечном итоге представляет собой разноцветный свет».

Принятие полноты реальности
Отличительной особенностью Дзогчен является то, что он позволяет смело и непосредственно работать со всей полнотой реальности, со всеми дхармами Сансары и Нирваны, со всевозможными грубыми состояниями шести сознаний, изначально пронизанных тонким свечением светоносной ясности. Так, Патрул Ринпоче писал: «Прежде всего, воззрение состоит в осознании того, что все многообразие явлений сансары и нирваны пребывает в изначальном совершенстве обширного пространства Дхармадхату, вне всяких рассудочных построений».
Уже в Махаяне, понятие Дхармадхату выражало космическое «тело Будды», субстрат и истинную сущность всего универсума, а также пространство и предельную совокупность всех дхарм во всех мирах. При этом Дхармадхату как пространство всех феноменов, которые могут быть восприняты чистым или не чистым умом, являлось основой ключевой общемахаянской доктрины единства нирваны и сансары, или тела- сознания Будды и феноменального мира, как совокупности его акцидентальных проявлений.
«Основой всех феноменов (санскр. дхарма) как сансары, так и нирваны является, -считал Далай Лама, — изначальный ум ясного света, то есть все феномены — это проявления его светимости». Данное понимание природы внутреннего и внешнего мира, выражает Тулку Тхондуп: «Приверженцы дзогчена утверждают, что все появления или очевидные феномены — это иллюзии введенного в заблуждение сознания. Они ложны, потому что в реальной действительности их природа свободна от осмысления (концептуализации). В природе все сущее аналогично и чисто в Дхармакае. На практике нет никакого принятия или отторжения, скорее все сущее принимается как проявление природы, Дхарматы».
В Дзогчене традиции бон Дхармадхату представало как Основа Всего, кунжи (kun gzhi) или мать которая рождает все. Как писал Тендзин Вангьял Ринпоче, Кунжи, как ничем не ограниченное, абсолютное пустое пространство содержит в себе все и объекты и чистые и кармические проявления ума. «Пространство не бывает темным или светлым. Свет и тьма существуют только для нас, наблюдателей. Темнота присутствует в пространстве, но не затрагивает его. Если зажечь светоч осознавания, он озарит для нас пространство кунжи, основы, но само кунжи никогда не было темным».
Изначально свободная, распахнутая в пространство и творческая сущность Дзогчен заключается в принятии всех проявлений ума, в их очищении и самоосвобождении.
«Когда все явления, осознаваемые умом, — писал Падмасамбхава, -возникают, но ты не цепляешься за эти зримые явления, ты – Будда. Явление само по себе еще не ошибка, цепляться за него – вот в чем ошибка. Когда распознал в своем уме эти овеществляющие мысли, это и есть самоосвобождение».
Онтологические воззрения Дзогчен, обосновывающие его практическую модель, базируются на исходной триаде компонентов основы: Сущность, Природа, Энергия, которые изначально и во всей полноте присутствуют в самосовершенном состоянии ригпа. При этом данная триединая матрица соответствует трикае (тиб.кусум): трем телам Будды Дхармакая, Самбхогакая, Нирманакая , трем измерениям просветленного ума и трем аспектам состояния Самантабхадры.
В то же время, как и в других тантрических учениях и школах тибетского буддизма, определяющей является связка «Сущность –Природа», которая определяется взаимопроникновением и нераздельном единством пустоты или сущности ума и ясного света – его природы.

Своеобразие проявления фундаментальной оппозиции: «Пустота – Свет»
Отличительной чертой фундаментальной оппозиции «Пустота – Свет» в Дзогчене, является единство ее полюсов, их уравновешивание, с акцентированием на ведущей роли изначального света, ясности и сияния совершенного ума по отношению к сущностной пустоте.
1. Уровновешивание. В Дзогчене особо подчеркивается взаимозависимость и взаимодополнительность пустоты и сияющей осознанности. «Пустота без осознавания, — писал мастер Дзогчена традиции Бон, Тензин Вангьял Ринпоче (род.1961), — подобна сну неведения: это пустое место, лишенное переживания, не содержащее в себе никаких различий, никаких сущностей и т. д., а кроме того, лишенное осознавания. Ясность без пустоты подобна состоянию крайнего возбуждения… Крайности всегда вредны. Нам нужно их уравновесить, чтобы не потерять осознавание и не увлечься иллюзией того, что все возникающее в осознавании реально и существует независимо».
2. Единство и недвойственность с доминированием ясного света.
В то же время пустота и ясность не только взаимодополняют , но и беспрепятственно взаимопроникают друг в друга. «Пустота есть ясность, а ясность есть пустота. — писал Тензин Вангьял Ринпоче. — В кунжи нет ни субъекта, ни объекта, ни какой-либо иной двойственности или различения».
В Дзогчене пустота рассматривается апофатически, с позиций доктрины Шентонг, то есть как живая, динамическая, творящая сущность, неразрывно связанная с изначальным умом ясного света. «Реальность ума — это пустота, -писал Палден Шераб Ринпоче, — однако ум отражает и распространяет осознавание во всех направлениях. В учениях дзогчен Будда Шакьямуни учил, что природа ума — это ясность и обширность, и что она всегда просветлена. Она более открыта, чем пространство, она чище, чем кристалл, ярче, чем солнце».
3. Осознание, открытие истинной природы ума как сплава и единства пустоты и свечения (ясности). Прямое подлинное Осознание чистой, незапятнанной природы ума и есть сама Дхармакая или Ригпа. Как еще отмечал сам Падмасатхва: «Твое Ригпа – это Ясный Свет и пустота, то есть дхармакая». По мнению Тензин Вангьял Ринпоче: «На уровне отдельного живого существа аспект ясности или света кунжи — это ригпа, чистое осознавание».

Природа ума-сознания в Дзогчене
В Дзогчен существует принципиальное различие между обычным умом сем, схожим с йогачарской алая-виджняной (кунжи- намше) , «сознанием-сокровищницей», которое содержит в себе все мысли, включая и кармические и чистым мгновенным присутствием, переживанием изначального ума ясного света, яркого и глубокого пробужденного состояния, которое носит название Ригпа.
В Дзогчене, -писал Далай Ламы IV, необходимо различать пять сознаний органов чувств, которые возникают при соприкосновении с грубыми материальными объектами и лежащий в их глубине, «вместерожденный изначальный ум ясного света», который «считается природой ума, или абсолютной основой сознания».
Как писал Тендзин Вангьял Ринпоче: «Исходная реальность ума — это чистое недвойственное осознавание, ригпа. Его сущность едина с сущностью всего, что есть. В практике его не следует путать даже с самыми тонкими, самыми спокойными и самыми открытыми состояниями движущегося ума. Неузнанная, природа ума проявляется как движущийся ум. Если же узнать ее непосредственно она становится и путем к освобождению, и самим освобождением».
Таким образом, ригпа, как Дхармакая и «удивительная особенность ясности и осознания», лежит в основе и обнаруживается в любых, в том числе и иллюзорных, замутненных проявлениях эмпирического сознания.
По словам Е.А.Торчинова «Тибетская традиция дзог-чэн называет эту природу сознания «сознаньевостью» (читтатва, семс-ньид) в отличие от просто психики или сознания (читта, семе); в китайской традиции чань эта же самая сущность называется природой сознания (синь син), которая и открывается в акте видения природы (цзянь син, яп. кэнсё). Ее суть – чистый и недвойственный гносис (джняна, тиб. риг-па или йешес, кит. чжи)».
Далай Лама IV подчеркивал, что никакие заблуждения, искажения и иллюзии вызванные рассудочным мышлением, не могут препятствовать утверждению и переживанию изначально пребывающему ясному свету. «Любое имеющееся на данный момент состояние сознания, -писал Далай Лама, — пронизано ясным светом чистого осознания ригпа, подобно тому, как твердому льду постоянно присуща природа воды. Они появляются в пространстве ригпа и там же растворяются. По этому поводу Додрупчен Дзкигме Тенпе Ньима сказал, что все объекты познания пронизаны ясным светом, подобно тому, как кунжутное семя пропитано маслом».
На данном понимании сознания и высвечивающего из его сердцевины ригпы вездесущего ясного, чистого света или истинной природы Будды
Дхармакаи и строится онтологическая модель дзогчена, являющаяся основой и развертывающейся матрицей его практики.

Универсальная триада: Основа, Путь, Плод

Учение и практика Дзогчен, традиционно для всех школ тибетского буддизма, базируется на трех столпах или же трех временных этапах, включающих: основу, путь, а также совершенную реализацию или плод.
Данная основополагающая триада напрямую связана с тремя заветами первого учителя Дзогчен Гараба Дордже, которые являются сутью, квинтэссенцией и порождающей матрицей всего учения:

[Получив] прямое введение в [знание] своей изначальной природы,
[Приняв] прямое решение об этом едином [состоянии],
В уверенности освобождения напрямую пребывай.

Данные три заповеди, известные как «Три слова что Поразили Сердце Сущности» или как «Три наставления, проникающие в самую суть практики», последовательно разворачиваются и пронизывают содержание и практику учения:
1. «Прямое введение» (тиб. ngo rang thog tu sPrad) или введение в свою истинную природу.
2. «Оставляющее без сомнения» (тиб. thag gCig thog dug Cad) или утверждение истинного состояния.
3. «Продолжение в недвойственном состоянии» (тиб. gDengs grol thog du ’cha’) уверенное и непоколебимое пребывание в своей истинной природе и состоянии полного освобождения.

Дилго Кхенце Ринпоче подчеркивал предельную концентрацию смысла заложенного в трех, проникающих в самую суть, заветах: «Представьте себе, что вы выслушали все 84000 учений Будды, а затем размышляли над их смыслом. Тогда вы обнаружили бы, что все, что вам нужно, — это введение в Три наставления, проникающие в суть». Это похоже на то, что вы встретились с лицом к лицу с самим нераздельным изначальным буддой Самантабхадрой.

Порождающая матрица и исходный геном Дзогчен

Первый учитель и патриарх Гараб Дордже (санскр. Прахеваджра), получивший, согласно легенде, сокровенное знание от изначального будды Самантабхадры через его высшее воплощение Ваджрасаттву, передал три завета своему ученику Манджушримитре (5-6 вв.), который следуя им, разделил учение на три раздела:
Сэмдэ (sems sde) — «раздел Ума», Лонгдэ (klong sde) — «раздел Пространства» и Мэннагдэ (man-ngag-sde), (санскр.Упадеша) — «раздел Тайных наставлений».
Трем заповедям, которые «проникают или ударяют в самую суть», впоследствии представленным Вайрочаной (8-9 в.) в виде «Шести ваджрных строк», соответствуют Три основных принципа: Основа гжи (gzhi), Путь лам (lam) и Плод требу (‘bras bu), с которыми согласуются Три Тела кусум (sku gsum) или три онтологических уровня состояния Будды: Дхармакая чоку (chos sku), Самбхогакая лонгку (longs sku) и Нирманакая трулку( sprul sku), гармонично содержащие в себе три аспекта чосум (chos gsum) изначального состояния нганг (ngang) , Три Тела или три изначальные мудрости Основы Всего кунжи (kun gzhi): Сущность — нгобо (ngo-bo), Природу — рангжин (rang-bzhin) иЭнергию —тугже (thugs-rje), а также их метафоры: Небо (пространство), Солнце ( источник света), Лучи (отражения), а также три вида Ригпа: Изначальное Осознание Йериг (ye rig), Ригпа пути или само-осознание Рангриг (rang rig ),Пронизывающее Осознание Чабриг (chab rig).
Им прямо соответствуют Три аспекта изначального состояния Исконной мудрости йеше (уе shes): Пустота тонгпа нид (stong-panyid), Ясность или лучезарность салва (gsal-ba) и их беспрепятственный и непрерывныйгагмэд (‘gags med), поток силы или пронизывающее бытие Сострадание чампа (‘byams pa) , а также Три признака абсолютного созерцания Ригпа : Изначальная чистота кадаг (ka-dag), Совершенная спонтанность лхундруб ( lhun grub) и их нераздельное йермэд (dbyer-med) единство, которые, в свою очередь, тождественны трем составляющим исконно пробуждененного Ума Бодхичитты чжанг чуб сэмЧистоте чжанг (byang), Совершенству чуб (chub) иУму сэм (sems).
В сфере практики и реализации, исходной Трикайе соответствуют три основных элемента Пути: Воззрение (Видение) лтаба (ltaba), Практика (Медитация) гомпа (sgom pa) и Поведение (Действие) чодпа (spyod pa); Три способа проявления энергии и их метафоры: Данг (gDangs), Ролпа (rol-ba), Цел (rtsal) и Зеркало Шар, Кристалл; Три аспекта человека: Ум (сознание) йид (yid), Речь наг (ngag), Тело лус  (lus)  и Три вида переживаний: Отсутствия мыслей, Ясности и Блаженства, а также Три метода медитации Шинэ (zhi-gnas) (санскр. шаматха), Лхагтонг (lhag-mthong) (санскр. випашьяна) и их единство, предстающее как нераздельность пустоты и осознания Ригтонг йермэд (rig stong dbyer-med) или же Ригпа (rig-pa), Три Тела Пути или Три состояния природы ума: Спокойное состояние Нэпа (gnas-pa), Движение Гюпа (‘gyu-ba), Присутствие Ригпа (rig-pa).
Им соответствуют Основные практики в разделе Сэмдэ: Достижение состояния покоя Нэпа (gnas-pa), Не-движение  Мийова (mi g.yo-ba),  Недвойственность Нимед (gnyis.med) ), а также Спонтанное самосовершенство Лхундруб (lhun grub);
Методы-символы да (brda) раздела Лангдэ: Пустота  Митогпа (mi-rtog-pa), Ясность Салва (gsal-ba) и Ощущение блаженства Дэва (bde-ba), а также Равенство (подобие) Нъямнид (mnyam-nyid) или Нераздельность Йермэд (dbyer-med); Уникальные высшие методы учения Ньингтиг раздела Менангдэ: Трекчо (Трегчод: khregs-chod), Тогал(Тходгел: thod rgal) и Ригпа (Rigpa). Практики медитации Трекчо: Естественные созерцания (Chog-bZhag bZhi) (тантра Дронма Нангчед): подобное горе («чогжаг горы») ( от тиб. чогжаг (cog bzhag подобное), подобное океану («чогжаг океана»), созерцание объектов восприятия («чогжаг видения»), а также коренной осознанности («ригпа чогжаг»); Способы раскрепощенного присутствия (Лонгченпа): присутствие океана, присутствие осознавания, присутствие проявлений, а также присутствие горы; Три самадхи, вводящие в состояние нагого осознавания:Великого опечатывания, естественного спокойствия, молниеносного снисхождения; Практики медитации Тогал:Стадии развития видения нангжи (snang-ba bzhi): Прямого восприятия Реальности (chos nyid mngon-sum kyi),Развития медитативного опыта (nyams gong ‘phel gyi), Полного возрастания Осознания (rig-pa tshad phebs kyi), а также Полного истощения Реальности (chos nyid zad-pa’i snang-ba) и, наконец, Три способа реализации Плода или методы Самоосвобождения: Через обнаженное внимание чердрол (gcer grol), По возникновении мысли шардрол ( shar grol), Собственно самоосвобождение рангдрол (rang grol).

Живая творческая сущность порождающей матрицы Дзогчена заключается в ее органическом, динамическом и голографическом строении, при котором каждый элемент является ее центром и свободно вмещает все другие элементы, как по горизонтали так и вертикали. Так, к примеру можно говорить о единстве линии взаимопроникающих живых смыслов Дхармакайи чоку (chos sku), Основы гжи (gzhi), Сущности нгобо (ngo-bo), Пустоты тонгпа нид (stong-panyid), и Изначальной чистоты кадаг (ka-dag), , а также соответствующих практик Шинэ (zhi-gnas), Нэпа (gnas-pa), Митогпа (mi-rtog-pa), Трекчо (khregs-chod) и метода Самоосвобождения Через обнаженное внимание чердрол (gcer grol). При этом истинное видение, медитация и действие, взаимовключают друг друга, а основа, путь и плод предстают как единое и неслиянное целое.
Данная порождающая матрица Дзогчен, может рассматриваться как исходный геном, содержащий всю информацию и смыслы, необходимые для построения и развития всего живого, целостного тела учения.

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>
(Visited 563 times, 1 visits today)