- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ: Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Ведение журнала снов как метод развития творчества и поиска творческих решений
1. Авторы
Патрисия Л. Гарфилд «Творческое сновидение» (1974, 1995), Стэнли Криппнер, Джозеф Диллард ««Сновидения и творческий подход к решению проблем»» (1988), Стивен Лаберж и Говард Рейнгольд «Изучение мира осознанных сновидений» (1990), Майкл Михалко «Thinkertoys» (1991), Дейрдре Барретт «Комитет сна: как художники, ученые и спортсмены используют свои мечты для творческого решения проблем – и как вы тоже можете» (2001), Эми Минделл «Сновидческий источник творчества: 30 творческих и волшебных способов работы над собой» (2005), Фариба Богзаран, Даниэль Деслорье «Интегральное сновидение: целостный подход к сновидениям» (2012), Клэр Р. Джонсон «Полная книга осознанных сновидений Ллевеллина: всеобъемлющее руководство по развитию творческих способностей» (2017).
2. История
На протяжении всей истории сны играли важную роль в различных культурах и религиях. Большое количество выдающихся произведений искусства, научных открытий и творческих решений зародилось во сне.
Можно утверждать, что сон – это секретное мощное оружие многих художников, ученых, спортсменов и творческих гениев, которые использовали этот простой, доступный, но мощный метод в своей работе. Все они были убеждены в том, что бессознательное — это нераскрытый и неиссякаемый источник творческих идей. Стимуляция и анализ своих сновидений действительно являются одним из основных способов пробуждения великих идей.
Данный метод использовали:
Философы: Сон Чжуанцзы о сне бабочки побудил его создать свою концепцию пустоты как истинной реальности. Августин испытал внутреннее духовное перерождение когда голос во сне призвал его «Tolle, lege» («Возьми и читай!»). Рене Декарт видел три сна в судьбоносную ночь с 10 на 11 ноября 1619 года. В своем «Дневнике сновидений» он записал новый метод и систему мышления, положившую начало современной европейской философии.
Шведский философ и мистик Эмануэль Сведенборг изложил свою теологическую концепцию в своем «Журнале сновидений». Первый сон 6 апреля 1744 года стал поворотным в его творчестве и судьбе.
Ученые: Немецкий химик Фридрих Август Кекуле писал, что идея кольцевой структуры бензола пришла ему в голову во сне, в котором он увидел змей, кусающих свой собственный хвост. Он был так впечатлен этим фактом, что призвал коллег: «Джентльмены, учитесь видеть сны!». Дмитрий Менделеев увидел свою Периодическую таблицу элементов во сне. Лауреату Нобелевской премии немецкому физиологу Отто Леви приснился способ доказательства того, что нервные импульсы передаются химическим путем.
Альберт Эйнштейн говорил, что в подростковом возрасте ему снилось, что он ехал на санях так быстро, что достиг скорости света. При этом он наблюдал, как вид звезд меняется в зависимости от его собственной скорости. Его размышления над этим сном привели к открытию в 1905 году Теории относительности.
Нильс Бор понял, как электроны остаются на своих орбитах, из сна о лошадях, бегущих по ипподрому. За это научное открытие он в конечном итоге был удостоен Нобелевской премии.
Месроп Маштоц, который изобрел армянский алфавит в 405 году, видел сон, в котором ангел открывал ему буквы. Индийский математик Шриниваса Рамануджан утверждал, что ему снилась богиня Лакшми, которая помогла ему делать открытия.
Немецко-американскому археологу Герману Гильпрехту приснился удивительный сон о соединении двух частей агата, который позволил ему перевести древнюю вавилонскую надпись.
Канадский врач Фредерик Бантинг увидел во сне способ выделения инсулина и, следовательно, метод лечения диабета.
Изобретатели: Уильям Уоттс, наблюдая во сне, как идет дождь, заметил, что капли дождя образуют идеальные сферы при падении. В 1782 году он пролил расплавленный свинец через сито, чтобы сформировать мелкие шарики, и запатентовал процесс изготовления свинцовой дроби.
Элиасу Хоу приснилось, как туземцы трясут перед ним копьями с дырявыми наконечниками. Это привело его к идее швейной иглы и изобретению швейной машины Singer.
Уильяму Блейку приснилось, что его брат показал ему новый способ гравировки на меди, и Блейк успешно использовал этот метод в практике. Томас Эдисон сознателно использовал гипногогические состояния как метод генерации новых идей.
Идея хвостового оперения самолета Антей (Ан-22) пришла авиаконструктору Олегу Антонову во сне.
Писатели и поэты: Данте Алигьери представляет свою Божественную комедию как пророческое сновидение, которое начинается в ночь перед Страстной пятницей 1300 года. Особо выделяются три сна во второй части поэмы Чистилище (Purgatorio)
Британский поэт Сэмюэл Тейлор увидел во сне свою поэму «Кубла-хан», (1797). Идею Франкенштейна (1818 г.) пришла Мэри Шелли во сне
Роберт Луи Стивенсон утверждал, что видел во сне сюжеты многих своих рассказов. В частности, во сне он придумал сюжет «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).
Яркий сон Уильяма Стайрона о девушке, которую он встретил в Бруклине в молодости, привел его к написанию «Выбор Софи».
Стивен Кинг использовал образы из своих ярких снов для своих романов и рассказов, в том числе таких как «Жребий Салема», «Мизери» и «Оно». Сериал Стефани Майер «Сумерки» тоже был задуман во сне. В свою очередь идея «Терминатора» также впервые пришла режиссеру Джеймсу Кэмерону во сне.
Льюис Кэрролл, Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Эдгар Аллан По, Марсель Пруст, Шарлотта Бронте, Ховард Лавкрафт, Джон Арден, Андре Бретон, Сильвия Плат, Кэтрин Мэнсфилд – вот лишь некоторые из авторов, которые использовали в творчестве свои сны.
Музыканты. Композитор Джузеппе Тартини услышал во сне и затем написал свое самое знаменитое произведение “Дьявольская соната”.
Немецкий композитор Рихард Вагнер говорил о своей опере «Тристан и Изольда»: «Все это мне приснилось…». Игорю Стравинскому однажды приснилась сцена языческого обряда, и этот сон положил начало написанию его знаменитого произведения «Весна священная».
Полу Маккартни приснились мелодии его знаменитых песен «Yesterday», «Let It Be» и «Yellow Submarine». Рок-звезда Кейт Ричардс из The Rolling Stones написал во сне хит (I Can’t Get No) Satisfaction. Британский музыкант и композитор Э́йфекс Твин часть своих произведений создал засыпая в студии, а затем записывая музыку, которую он слышал во сне. Певец и автор песен Билли Джоэл говорил, что ему снились многие его музыкальные аранжировки.
Художники: Сальвадор Дали и Рене Магритт часто просто зарисовали свои сны. Американский художник Джаспер Джонс увидел во сне свою первую картины флага.
Режиссеры и сценаристы: Акира Куросава, Кристофер Нолан, Алехандро Аменабар черпали сюжеты для своих фильмов из собственных повторяющихся снов.
Спортсмены: Выдающийся гольфист Джек Никлаус увидел сон, который позволил ему улучшить свои навыки игры в гольф.
Военные лидеры: Император Константин накануне битвы у Мильвийского моста (312 г.) увидел в небе световой крест с надписью «In hoc signo vinces» (« Этим побеждай»). На следующую ночь ему приснился сон, в котором Христос объяснил ему, что он должен использовать крестное знамение против своих врагов. Император Карл Великий (VIII в.) также иногда видел пророческие, сны. Он даже засыпал с ручкой и бумагой под подушкой. Ему снились сны, которые призывали его к сражениям и военным походам.
Значение сновидений для клинической интерпретации сначала было рассмотрено психоанализом Фрейда, а также подходами аналитической психологии и гештальт-терапии.
Юнг впервые заметил, что ум во сне проявляет творческий потенциал, стремление к интеграции и тенденцию решать незавершенные эмоциональные и психические проблемы.
3. Описание
Инкубация сновидений и ведение дневника сна относятся к продуктивной творческой технике, которая помогает практическому решению проблем или творчеству.
Метод состоит в инициировании и стимулировании творческого состояния, выборе перед сном предмета вашего сна или проблемы, которую нужно решить, их запоминания после пробуждения, а также их интерпретации и анализа.
Перед сном необходимо напомнить себе о самой важной для вас проблеме. Пока вы спите, ваш мозг будет работать над ней, и вы можете проснуться с блестящей идеей, которую искали.
4. Основные функции
1. Это эффективный способ развить ваши творческие способности, который позволяет каждому генерировать творческие идеи и эффективные решения. Он может помочь вам решить любые проблемы, генерировать новые мысли, идеи и творческие открытия. Сны также являются мощным инструментом для творческого вдохновения.
2. Один сон может привести к блестящему открытию, изобретению или удивительным решениям, совершить скачок, недоступный бодрствующему сознанию. На следующее утро вы можете проснуться с новыми решениями ранее неразрешимых проблем или даже проникнуться радикально новыми и оригинальными идеями.
3. Ведение дневника сновидений может быть способом личностного роста и реализации неиспользованного творческого потенциала. Это помогает вам распознавать закономерности в вашей жизни, получать доступ к интуитивному пониманию, творчески взаимодействовать с окружающим миром и добиваться успеха.
4. Сны можно использовать для личного развития, сосредоточения ваших намерений, улучшения ясности ума, памяти в целом и навыков решения проблем.
5. Связь со своими мечтами – один из лучших способов лучше понять себя и мир, найти связь с нашим более глубоким и мудрым «я». Сны могут тренировать ум, делать его более свободным и восприимчивым, способствовать достижению высшего состояния и нового трансформирующего видения.
5. Сущность метода
Сущность метода состоит в запоминании содержания своих снов и использовании этой информации для активизации творчества и продуктивного решения жизненных проблем.
Наши сны дают нам драгоценную возможность заглянуть в наше подсознание. Они позволяют нам открыть нам доступ к самым глубоким частям нашей творческой идентичности и самым подлинным источникам вдохновения, воссоединиться с нашим истинным творческим Я.
Техника позволяет работать со своим подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали.
6. Теоретические основания
Бессознательное решение проблем. Человеческий мозг создан для решения проблем, он все еще активен во сне, поэтому сновидение – это мышление в другом состоянии.
Во сне мы продолжаем работать над теми же проблемами, которые представлены и сформулированы по-новому.
Вот почему мы можем достичь решения, которое не можем себе представить, когда бодрствуем.
Творческая сущность снов. Наши сны открывают доступ к бессознательному. Мир наших снов — это потрясающий кладезь идей и неисчерпаемый источник творчества.
Они передают конкретные сообщения, которые могут помочь сновидцу в решении проблем, творческой деятельности, художественном вдохновении и психологическом духовном развитии.
Другими словами, какое-то существо во сне пытается сказать сновидцу ответ на то, о чем он думал.
«Сновидения – это искусство ума. Каждая мечта по сути своей является творческим опытом. Как художники ночи, мы являемся соучастниками создания новых творений из сложности всего нашего существа ».
Фариба Богзаран и Даниэль Деслорерс, Интегральное сновидение: целостный подход к сновидениям (2012)
Нейро-физиологические и нейро-химические механизмы сновидений.
Существуют два основных цикла сна: быстрый (REM – от англ. rapid eye movement «быстрое движение глаз») и медленный (NREM – non–rapid eye movement «небыстрое движение глаз»), которые чередуются.
Быстрый сон в наибольшей степени способствует творческому процессу. Именно, быстрый сон помогает мозгу связывать несвязанные идеи и творчески решать проблемы.
Первая фаза быстрого сна начинается через 70–90 минут после того, как мы засыпаем. Этот период быстрого сна обычно составляет около 10 минут, а последний может длиться час. Самый продолжительный период быстрого сна люди испытывают непосредственно перед пробуждением. В это время мозг очень активен, а тело – нет, и люди могут видеть особо яркие сны.
В это время сна уровень дофамина повышается в центрах удовольствия мозга, также как и во время творческой деятельности. Высвобождение ацетилхолина, заставляет гиппокамп и неокортекс переходить в гибкое состояние.
Это позволяет неокортексу, отвечающему за высшие когнитивные функции, бессознательно искать и устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными вещами.
Быстрый сон увеличивает когнитивную гибкость, способствует возникновению творческого озарения, помогает формировать новые ассоциативные сети в мозгу и полезных связи между идеями.
Визуализация. Нейрофизиологическое состояние быстрого сна характеризуется высокой активностью областей мозга, связанных с образами. Сновидящий ум позволяет нам ярко, визуально увидеть то, чего еще не существует. Воображение необходимо для творчества, поскольку оно помогает вам по-новому сочетать прошлый опыт. В состоянии сна мозг думает более визуально и иррационально.
Молчание внутреннего критика и цензора. Творческие сны имитируют мозговой штурм или процесс создания свободных ассоциаций. Во сне мозг способен делать то, чего не может в бодрствующем состоянии.
Чем оригинальнее идея, тем более странной она будет выглядеть. При этом преждевременная критика может разрушить потенциально блестящие решения. Следовательно, тем, кто ищет творческие решения, действительно следует отложить свои оценки и суждения, позволить схемам свободно плавать и быть открытыми для альтернатив.
Сны способны ослабить контроль над созданием образов и получить доступ к глубинным стремлениям и фантазиям. Они могут разрушить предрассудки, которые блокируют наши способности решать проблемы в нашей жизни наяву.
Создание концепций и моделей. Быстрый сон помогает формировать обширные ассоциативные сети информации в мозгу. Он способен создавать абстрактные всеобъемлющие знания и высшие концепции из наборов информации.
Придание смысла. Сны – это наши подсознательные «попытки придать смысл» (Стэнли Криппнер).
Язык сновидящего разума. Сны могут быть представлены как символы, метафоры, аналогии, визуальные образы, ассоциации, истории, а также архетипы, которые уходят корнями в личный и коллективный уровни бессознательного.
Интегральное сновидение (Ф. Богзаран, Д. Деслоре).
Сновидение может быть символическим, и мы можем интерпретировать его исходя из допущения, что этот опыт выходит за рамки нашей ограниченной сконструированной реальности.
Практика интегрального сновидения состоит из двух основных фаз: рефлексивной и рефлективной.
1. Рефлексивная фаза состоит из игровых творческих, неинтерпретативных процессов, таких как автоматическое письмо, которые составляют один из способов существования со сном.
Неинтерпретативный подход поощряет немедленную встречу со сновидением посредством творческих выражений и экспериментальных модальностей. Это соматический, интуитивный и творческий способ познания.
2. Рефлективная фаза использует аналитический ум, исследуя и соединяя полученные во сне прозрения с реальной жизнью.
Этот этап основан на интерпретационном подходе, который предполагает, что:
1. Мы сложные и многомерные существа.
2. Сны сложные и многомерные.
3. Просмотр снов должен быть многослойным.
Интегральное сновидение также признает, что существуют пересечения между дисциплинами, такими как наука, искусство, психология или шаманизм, но все они представляют собой просто разные парадигмы просмотра снов. У каждого свой вклад в сновидение, понимание и открытие.
7. Правила и советы
1. Не существует установленных правил ведения дневника сновидений. Вы можете поэкспериментировать с различными способами ведения дневника сновидений и решить, что лучше всего подходит для вас. Определяйте способ ведения дневника в соответствии с вашей индивидуальностью и образом жизни.
2. Примите активное участие и используйте творческий подход в раскрытии секретов своего внутреннего видения. Избегайте быть жертвами в своих снах.
«Было бы хорошо относиться к каждому сну, как если бы это был совершенно неизвестный объект. Посмотрите на него со всех сторон, возьмите в руки, носите с собой, позвольте своему воображению поиграть с ним и поговорите об этом с другими людьми »(К. Юнг).
3. Постепенно улучшайте свой дневник. Вы можете начать с простого записи того, что помните из своих снов. По мере продвижения вы можете начать интерпретировать символическое содержание своих снов.
4. Установите намерение исследовать и вспомнить свои сны прямо перед сном. Когда вы засыпаете, вы очень поддается внушению.
Используйте утверждения, которые помогут вам увидеть и запомнить свои сны: «Сегодня мне приснится, а завтра утром я вспомню свои сны».
5. Сделайте вопрос о вашей проблеме последним, о чем вы думаете, прежде чем уснуть.
6. Проснувшись, оставайтесь как можно более неподвижным в теле и не открывайте глаза. Попытайтесь воспроизвести события сна в своем уме, как только проснетесь. Просто сосредоточьтесь на том, чтобы как можно быстрее получить всю информацию, которую вы можете вспомнить. Позже вы истолкуете свой сон.
7. Не ждите, запишите все, что сможете вспомнить. Когда вы начнете писать, к вам будет приходить все больше и больше кусочков мечты. Пишите свободно.
8. Если вы помните некоторые части сна, постарайтесь сохранять спокойствие в этом похожем на сон состоянии, чтобы найти детали сна.
9. Как вариант, может быть хорошей идеей сначала записать свои сны на магнитофон или мобильный телефон. Позже вы можете вернуться и задокументировать сон на бумаге.
10. Записывайте только то, что вы помните, даже если это всего лишь серия случайных эмоций и образов, даже если это могут быть только фрагменты. Не пытайтесь составить повествование. Это даст вам лучшую интерпретацию, чем выдуманный рассказ. Истинная сущность сна раскрывается с помощью толкования символов и метафор, поэтому так важно записать все, что вы помните из сна, насколько бы странным это ни было.
11. Отметьте все, что вы можете вспомнить, что происходило во сне, включая то, где вы находитесь, с кем вы находитесь, какие звуки вы можете слышать, какие объекты и цвета вы можете видеть, как вы себя чувствуете эмоционально и любые другие ощущения, которые вы переживаете.Особо обратите внимание на те детали, цвета, запахи или ощущения, которые удивили вас или произвели наиболее сильное впечатление.
12. Не беспокойтесь о грамматике, орфографии или пунктуации, когда записываете свои сны.
13. Не осуждайте свои мечты, не оценивайте их, просто просматривайте и запоминайте.
14. Даже если вы ничего не помните – просто напишите в дневнике «Сновидений не вспомнилось». Если вы не можете вспомнить сон, просто запишите все, что у вас на уме – эти мысли часто исходят из сна и дают первый ключ к его восстановлению.
15. Во время записи сна используйте настоящее время от первого лица. Верните свое мышление в сон. Если вы пишете «Я иду…», «Я делаю…», вы воспроизводите события сна, как в кино.
16. Дайте мечте название. Сводя каждую мечту к названию, постарайтесь уловить главное чувство или тему, стоящую за ней. Это простой способ снова обрести мечту для использования в будущем.
17. Обратите внимание на самые важные детали: какие самые сильные эмоции вы испытали во сне. Какая информация самая полезная и вдохновляющая? Каковы основные выводы, которые меняют жизнь?
18. Если вам так проще, попробуйте нарисовать свою мечту, а не пытаться объяснить ее словами.
19. Обязательно напишите дату сновидения. Если вы в конечном итоге вернетесь к своим сновидениям в поисках закономерностей, может быть полезно знать, когда именно вам приснился сон. Вы можете просмотреть свои прошлые мечты на предмет закономерностей, которые раскрывают ваши самые глубокие страхи и препятствия. 20. Для лучших результатов просыпайтесь на 30 минут или на час раньше. Последние часы нашего сна имеют самые длинные циклы REM, то есть период сна, во время которого мы видим сны.
21. Записывайте свои мечты каждый день. Важная часть – это выработать привычку. После того как вы начнете записывать их регулярно, вам будет все легче воспроизводить подроб¬ности. Ваши сны будут становиться богаче, наполняться ме¬тафорическим смыслом.
Запись сновидений усилит умственные процессы. Со временем вы сможете вспомнить больше, если будете постоянно практиковаться.
22. Делитесь своими мечтами с людьми, которым доверяете. Это также может помочь вспомнить сны.
23. Не забывайте брать с собой дневник снов в путешествие.
При необходимости делайте это несколько вечеров подряд.
8. Процедура
1. Физиологическое состояние
1.1. Составьте график сна и придерживайтесь его.
1.2. Не ешьте и не пейте непосредственно перед сном.
1.3. Увеличьте уровень мелатонина (гормона сна). Яркий свет экрана телефона или телевизора перед сном может нарушить естественное производство мелатонина в вашем организме.
2. Материалы
2.1. Необходимо взять специальную тетрадь или дневник сновидений, ручку и положить их рядом с кроватью.
2.2. Дневник сновидений может принимать разные формы: записная книжка или карточки, портативный диктофон или даже приложение для записи сновидений, установленное на вашем смартфоне (например, это бесплатное приложение PENZU, Dream Journal Ultimate Mobile App).
3. Блокнот должен быть специально предназначен для записи ваших снов, мыслей и решений, связанных с вашими мечтами.
4. Используйте записную книжку с красивой бумагой и ручку, которой приятно писать. Хороший дневник может побудить вас использовать его.
5. Постарайтесь сделать так, чтобы вам было как можно проще записать свой сон сразу после пробуждения.
9. Основные этапы
Шаг 1. Выберите конкретный вопрос или проблему, которые вы хотите решить во сне.
Соберите необходимые данные и узнайте больше о вашей проблеме. Прежде чем подсознание будет задействовано во сне, разум должен накапливать информацию и сознательно работать над проблемой. Продолжайте думать о своей проблеме и записывайте свои мысли. Это все данные для процесса сновидения.
Шаг 2. Сосредоточьте свое внимание на проблеме, прежде чем уснуть.
• Прямо перед сном подумайте о своей ключевой проблеме и сформулируйте вопрос, будь то в личной жизни, в науке или на работе.
• Визуализируйте проблему. Вы можете думать о проблеме как об изображении, ложитесь спать, представляя это визуальное представление. Визуализируйте, как вы получаете помощь во сне и знаете решение, когда просыпаетесь.
• Установите намерение получить представление об этой проблеме, пока вы спите, и увидите важный сон, который прольет свет на проблему, которую вы определили, а затем вспомните сон, когда проснетесь.
• Спросите сон о помощи напрямую. Представьте, что вы задаете вопрос своему внутреннему хранилищу мудрости или центру силы.
• Перед тем, как уснуть, повторите ключевой вопрос еще несколько раз. Сделайте это последним, о чем вы думаете, прежде чем заснуть!
Шаг 3. В первые пять минут после пробуждения полежите спокойно не открывая глаза.
Оставаясь сосредоточенными и неподвижными, вспомните, увидьте и зафиксируйте все, что вам снилось.
• Как только вы что-то вспомните, прокручивайте сон в обратном направлении. Прокрутите вперед и назад различные эпизоды.
• Если вы переживаете какое-то чувство, сконцентрируйтесь на нем, и весь сон может всплыть перед внутренним взором.
• Вспомните самое главное, а затем постарайтесь воспроизвести более мелкие детали. Вы сможете получить более содержательную интерпретацию, если вспомните как можно больше деталей.
Шаг 4: Запишите сон в дневник сновидений.
Открой глаза и начни писать. Набросайте и подробно опишите самые яркие части сна. Обратите внимание на самые важные детали.
Возьмите записывающее устройство и запишите несколько запоминающихся ключевых слов для каждой сцены сна.
Если что-то сложно описать словами, сделайте цветными карандашами быстрый набросок изображения.
Запишите любую полезную или вдохновляющую информацию, решения или другие идеи в свой блокнот или на карточках. Подумайте о своих мечтах, мыслях и основных выводах и посмотрите, как они могут предложить решения вашей ключевой проблемы.
Шаг 5: Пребывайте в промежуточном состоянии.
Заставьте себя удерживать состояние сразу после пробуждения или состояние творческого потока – измененное состояние полного погружения и концентрации без усилий. Пребывание в этом промежуточном состоянии помогает создавать новые и неожиданные связи различных образов, концепций и идей.
Работа с ассоциациями. Возьмите один или два образа или идеи во сне и запустите процесс свободных ассоциаций. Запишите все, что придет в голову.
• Какие ассоциации у меня возникают после сна?
• Какие ассоциации могут вам помочь решить проблему?
• Как эти ассоциации могут помочь вам решить проблему?
Если эти новые ассоциации не дадут вам идеального решения ваших проблем, то, по крайней мере, сформируют свежий взгляд на вашу проблему.
Шаг 6: Анализируйте и интерпретируйте свои сны.
Каждое сновидение и даже его небольшой фрагмент, всегда имеет несколько уровней значения. После того, как сон записан, спросите себя о своем сне. Задавать вопросы – это отличная отправная точка, для толкования ваших снов.
При этом полезно иметь исходную структуру с множеством вопросов.
1. Сначала ищите буквальное значение сновидений.
Изучите основные элементы сна, такие как окружение, люди, существа, местоположение, цвета, звуки, сюжеты во сне. Важно понимать, как вы лично относитесь к этим объектам. Спросите себя:
• Как люди, места и события во сне были связаны с моим вопросом и проблемой?
• Какие были ключевые фигуры во сне? Как они относятся к моему вопросу?
• Какие элементы в этом сне могут помочь решить мою проблему?
• Какие ассоциации, вызываемые сном, могут помочь в решении моей проблемы?
• Меняет ли сон характер вопроса?
• Каков прямой ответ на мой вопрос дает сон?
2. Ищите метафоры, символы и образы речи.
После буквального толкования или объяснения сна поищите символы, метафоры и фигуры речи в своих сновидениях. Помните, что сны общаются с нами на особом языке. Постарайтесь понять символическое значение своих снов. Подумайте, что эти метафоры и символы могут означать для вас.
Начните со своих ощущений во время сна.
• Как вы чувства вы испытывали во сне?
• В каком настроении вы проснулись?
• Вы чувствовали себя свободными?
• Какие самые сильные эмоции вы испытывали во сне?
Сосредоточьтесь на наиболее значимых и повторяющихся образах или символах. Выделите ключевые слова, символы, характеры или темы.
• Что означают эти сны, эти образы и действия лично для вас?
• Какие значимые изображения или символы присутствуют в вашем сне?
• Что изображения или символы могут означать для вас?
• Какие ассоциации у вас с ними?
• Как вы можете использовать их в реальной жизни?
Для расшифровки и толкования символов сновидений может быть полезен Словарь снов. Вы также можете использовать веб-сайты – словари сновидений или книги, предлагающие толкования снов.
Они могут предложить вам дополнительные толкования, а также новую пищу для размышлений – отправную точку для дальнейшего анализа.
Однако только вы можете, что на самом деле значат для вас ваши сны, их зашифрованные символы и метафоры.
3. Ищите паттерны или повторяющиеся темы.
В конце недели, месяца или года ведения дневника перечитайте то, что вы записали.
Замечайте повторяющиеся сны или шаблоны и повторяющиеся темы в своем сне. Ищите закономерности – странные вещи, людей или места, которые регулярно появляются.
Это может быть мысль, которая была у вас во сне, эмоция, которая сохранялась во сне, символ, который вы продолжали видеть.
Попытайтесь определить некоторые общие знаки, темы или символы сновидений.
То, что повторяется в ваших снах, может помочь обнаружить основные символы сна.
Подумайте, как ваш сон соотносится с ситуацией или опытом вашей жизни наяву.
• Какая информация самая полезная и вдохновляющая?
• Какие-либо важные выводы, меняющие жизнь?
Если вам снова и снова снится один и тот же сон, вероятно, ваше подсознание пытается что-то вам сказать.
10. Неинтерпретативные подходы
Неинтерпретативные подходы– являются органическими по своей природе, выразительными и открытыми творческими способами реализовать свои сны без особого намерения. «Они приглашают сновидящих и специалистов развивать, совершенствовать и распознавать тонкие порождения мыслей, эмоций и соматических переживаний. Это позволяет творческому уму, без осознания непосредственного значения, естественным образом систематизировать возникающие идеи». (Фариба Богзаран).
• Прислушивайтесь к своему чутью и интуиции. Вы единственный человек, который действительно знает себя! Это делает вас лучшим специалистом для толкования своих снов. Если вы думаете, что ваш сон может что-то значить, примите это как значение. Заведите приложение или глоссарий личных тем снов. Вы начнете разрабатывать индивидуальный паттерн и формулировать свое собственное значение для этих тем сновидений.
Ваша открытость и восприимчивость к миру мечты важнее, чем следование рекомендациям.
• Использование автоматического письма, то есть бессознательного записывания своих переживаний и мыслей. Записав сон, примените технику автоматического письма. В рамках этой практики человек соприкасается с потоком сознания и своих свежих сновидений. Понимание часто возникает из этого состояния потока.
• Целостность подхода. Исследование конкретного сна необходимо осуществлять в контексте всего множества снов, что позволяет нам существенно углубить знание своего Я. Карл Юнг писал «мы имеем дело не с отдельными сновидениями; они образуют связную серию, в ходе которой значение постепенно раскрывается более или менее само по себе ».
Соедините все части сна вместе. После того, как вы проанализируете каждую часть своего сна, вы можете собрать все воедино. Это может дать вам более глубокое толкование сна.
Более важные сообщения имеют тенденцию повторяться. Выявление того, что вызывает у вас одинаковые чувства, ведет к раскрытию истинного смысла сна.
• Как каждая часть влияет на значение остальных частей?
• Что означает для вас сон в целом?
• Отметьте, когда появляются сны, как часто они возникают и не вызваны ли они какими – то конкретными причинами.
• Соедините сны с реальностью.
Все идеи в ваших снах могут не иметь смысла, пока вы их не разгадываете или не вернете в реальность. Чтобы придать им немного больше смысла, вы можете связать их со своими повседневными заботами и реальными жизненными ситуациями.
Проанализируйте сон, как обычно, но обратите особое внимание на то, что сон может означать для вашей жизни наяву. Посмотрите на взаимосвязь и закономерность между вашей мечтой и реальностью.
В течение дня обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, особенно на все, что напоминает один из эпизодов вашего сновидения. Цель состоит в том, чтобы проверять и осозновать свою реальность так часто, что в конечном итоге вы по привычке будете делать это во сне.
В течение дня задавайте себе простые вопросы, например:
• Я сплю или бодрствую? Где я? Что я делаю сейчас? Что я вижу, чувствую, думаю? Что случилось пять минут назад?
11. Демократическая сущность творческого сновидения
Сон – важная часть нашего распорядка дня, который занимает около одной трети нашей жизни. Сны могут помочь обычным людям находить творческие решения повседневных проблем.
Необязательно проявлять творческий подход и обладать необычными способностями, чтобы использовать мечты в повседневной жизни. Наши мечты доказывают, что мы обладаем невероятным воображением и способностью решать проблемы.
Днем каждого взрослого беспокоит внутренний цензор, а ночью каждый творческий гений.
12. Судьбоносное, преобразующее жизнь решение
1. Решение вести дневник сновидений может быть одним из самых простых, но изменяющих жизнь решений, которые позволяют нам открыть для себя целый удивительный мир творчества и качественно нового опыта.
2. Ведение дневника сновидений повышает качество снов. Они становятся более яркими и «живыми», с большим количеством цветов и деталей. Они начинают окрашивать и обогащать наше бодрствующее сознание, делать нашу жизнь более счастливой и наполненной.
Когда вы видите, вспоминаете и записываете сны, вы задействуете разные части мозга и заставляете свой разум думать совершенно по-другому, на совершенно новом уровне.
2. Достижение единства и сотворчества двух состояний сознания – сна и бодрствования, установления связи между миром снов и бодрствующей жизнью, вводит нас в поток высшего осознания и творческого видения.
4. Утончение границы между сновидением и бодрствующим сознанием позволяет сделать более доступными творческие достижения и жизненные успехи.
5. Примите решение открыть для себя новый мир снов и неиссякаемых творческих возможностей, открыть огромную вселенную, насыщенную новыми эмоциями, цветами и значениями, освободить внутреннюю творческую бессознательную часть себя и пробудить свой творческий гений.