Зороастр – Основатель Зороастризма

Зороастр

Заратустра (Заратуштра, его имя  “Авесте”),
Зардуш (на персидском), Зороастр (латинизированный вариант)
(ок. 628 до н.э., вероятно Рага, Персия (ныне Иран) – ок. 551 до н.э.) (77 лет)
Гражданство: Иран
Категория: Служители духа
Род деятельности:  Духовные учителя, Философы
Спецификация: Зороастризм
Уникальное отличие: Основатель Зороастризма  (Парсизма, Маздаизма)
Пол: Мужской
Цитаты:
1. Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду
2. Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине – женщину.
3. “Случай” – это самая древняя аристократия мира.
4. Теперь я легок, теперь я летаю, теперь я вижу себя под собой, теперь Бог танцует во мне.
5. Созидать – это великое избавление от страданий и облегчение жизни.
6. Человек – это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.
7. Творящее, оценивающее, жаждущее “Я” – есть мера и ценность всех вещей. (Так говорил Заратустра. Ф. Ницше).
Видео: Путешествие Зороастра

Достижения и вклады:


Социальная позиция: Зороастр – персидский духовный учитель, древнеиранский пророк, философ и религиозный поэт.
Основной вклад (чем известен): Зороастр был известен как великий религиозный реформатор и основатель зороастризма.
Вклады: Зороастр был религиозным реформатором древней Персии (ныне Ирана) и основателем доисламской религии зороастризма. Написанные им Гимны – Гаты, являются литургическими основаниями этой религии.

Зороастризм

Основные идеи зороастризма – учения Зороастра:
1. Вселенная является ареной космической битвы между двумя первозданными силами –Asa (Аша) “правда”, “добро” и Druj “ложь”, “зло”.
2. Добро и зло как самостоятельные сущности находятся  в состоянии войны друг с другом, и проявляются в форме Ахура Мазды (Ормузда-персидск.) (бога добра, созидания и истины) и Ангра Майнью (Аримана – персидск.) (бога зла, разрушения и лжи). Два великих  противоположных начала также называют царем света и князем тьмы.
3. Кардинальное понятие Asa (Аша) – является основой всех других понятий зороастрийской доктрины, в том числе Ахуры Мазды (который есть Asa), созидания (Asa), существования ( Asa) и свободной воли.
4. Целью  человечества  является поддержка Аша, путем активного участия в жизни и в осуществлении добрых мыслей, слов и поступков (этическая триада), например таких как воспитание детей и посадка деревьев.
5. Каждый должен сделать выбор между стороной Ахуры Мазды и следовать по пути истины  или объединения с Ангра Майнью (Ариманом) и принять путь лжи. При этом с Ангра Майнью лучше всего бороться радостью, уныние – признак его победы.Благородная позиция человека, свободный и правильный выбор, добрые мысли, слова и поступки приводят к торжеству Ахура Мазда,  победе правды и достижению человеческого счастья.
Предназначая человеку право на выбор,  Зороастр помещает его в процесс активного соучастия и сотворчества.
Главные божества зороастрийского пантеона – Верховный бог и его Семь ангелов представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти:
Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость, совершенство, здоровье), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (высшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение),  Сраоша (послушание, внимание, поддержание баланса).
При этом сохранились наиболее популярные божества древнеиранской языческой религии, такие как  прекрасная Ардви Сура, Анахита и Митра, бог солнечного света.
Основанная  Зороастром религия была, по свой сущности дуалистической и это не содержала  представлениий о первородном грехе или аскетические традиции.
Фраваши (Ангел-хранитель), наиболее известный символ этой религии. Он представляет собой  фигуру с  человеческим лицом и двумя крыльями, перья которых символизируют хорошие мысли, слова и дела. Его рука направленная вверх, указывает нам , что мы должны бороться, чтобы процветать.
Священной книгой зороастризма является Авеста «Восхваление»), которая включает в себя Гаты (17 гимнов Заратуштры) и  богослужебные тексты  и молитвы. Только ранняя часть Авесты Гаты была составлена самим пророком. Другие части, которые включают в себя молитвы и религиозные правила, были написаны в течение  нескольких столетий.
Зороастризм также называют Парсизмом, по названию общины парсов в Индии, которые исповедуют эту религию. Религия  также носит название Маздаизм, по имени верховного бога Ахура Мазда.
Зороастризм является одной из  первых монотеистических религий, которая оказала  сильное влияние на иудаизм, христианство и ислам.
В греческой и западной культуре Зороастр был известен как великий мудрец, волшебник, и чудотворец. Он впервые упоминается Платоном, Плутархом и Гераклитом, который был вдохновен учением  Зороастра. Исследователи отмечают некоторое сходство между философией Зороастра и идеями Баруха Спинозы. Вольтер заявлял, что зороастризм является одной из форм рационального деизма.
Основные труды:
Гаты – первая, ранняя часть “Авесты”.

Служение и личная жизнь:


Происхождение: Зороастр родился, вероятно, в Рага в Западном Иране в священнической семье Спитамидов и его предов Спитама. Отец Заратуштры был Поурушаспа.  Имя его матери было Дугдова. Некоторые ученые предложили, что отец Зороастра был родом из Медии и его мать была из Рей. У него было четверо братьев, двое старше и два младших.
Образование: Обучение Зороастра, как и всех священников, начиналось с семи лет. Он получил глубокие знания от учителей, а также из личного опыта путешествий, в которые он отправился в 20 лет, оставив дом своих родителей.

Основные этапы служения: 

В начале Зороастр был священником в своей племенной религии, в которой он в конце концов разочаровался.
Когда ему было около 30 лет Зороастр пережил религиозное откровение и мистическое  видение Ахура Мазда  в окружении семи сияющих существ.
После полученного видения, он начал проповедовать, что Ахура Мазда является высшим божеством, и только он достоин поклонения.
Впервые он утверждал концепцию монотеизма, которая выступала против многобожия иранской религии. Он путешествовал по всей Персии и пытаясь пробудить свой народ, указывая  на важность правды и справедливости, выступая против  разнузданных обрядов, которые сопровождались жертвоприношениями животных.
В то же время Зороастр сохранил древний культ поклонения огню. Огонь как символ «Аши» и «изначального света Бога» и сейчас  занимает особо почетное место в зороастризме.
Он встретился  с равнодушием своего народа и оппозицией религиозных лидеров общин. Зороастр был вынужден покинуть родину (в «Гатах» сохранилась молитва-сетование, обращённая к Ахура Мазде, – «Куда бежать?»).
Преследуемый на родине со стороны своих оппонентов, он бежал в восточную часть Ирана, где он обратил царя, Виштаспу, в свою веру.
Вскоре его религия быстро и широко распространилась в царстве управляемом Виштаспой.

Личная жизнь:

Говорят, что родившись, Заратуштра засмеялся, и весь мир рассмеялся вместе с ним.
Датирование жизни  Зороастра древними и современными исследователями значительно различаются. Согласно традиционным легендам  парсов Зороастр жил примерно в 6000 до нашей эры.
Некоторые ученые считают, что он жил  в (1750 -1500 гг. до н.э.), другие (1400 -1200 гг до н.э.), или около 1000 лет до.н.э.  Более современные авторы размещают его жизнеисчесление  между 1000 и 600 гг до н.э. По мнению некоторых авторитетных ученых Зороастр жил “258 лет до Александра.” Александр Великий завоевал Иран в 331 до н.э.
Данное предположение определяет время жизни пророка в 6 в.до.н.э и делает Зороастра современником Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Фалеса, Анаксимандра и Пифагора. Некоторым непостижимым образом Дух времени (Zeitgeist) одновременно создал это удивительное созвездие гениев.
После того, как правитель Ирана Виштаспа принял его религию, Зороастр остался при королевском дворе. Он женился на дочери знатного придворного Фрашаостра и выдал свою дочь замуж за другого визиря Исфендира. Его новую жену звали Хавови, а до нее Зороастр был женат дважды. Первые две жены родили ему трех сыновей, которых звали  Изад Вастра, Хаурват Нар, Куршед Чехери трех дочерей Френи, Трити, Поуручисти.
Зороастр умер около 551 г. до н. в возрасте 77 лет. По некоторым свидетельствам  Зороастр был убит на алтаре туранцами при штурме Балх.
Изюминка: Зороастр изображается  как “Зарастро” в опере Моцарта “Волшебная флейта”, в опере Zoroastre, Жана-Филиппа Рамо и  в  Opus 30 Рихарда Штрауса. История Заратустры была описана Фридрихом Ницше в его книге Also sprach Zarathustra (Так говорил Заратустра) (1885).
Зороастр был упомянут поэтом девятнадцатого века Уильямом Йейтсом Батлером. Он утверждал, что вместе с женой они мистическим способом связывались  с Зороастром с помощью “автоматического письма”.