Герберт Спенсер – Основатель теории cоциального дарвинизма

Герберт Спенсер

(27 апреля 1820, Дерби, графство Дербишир, Англия – 8 декабря 1903, Брайтон, Сассекс, Англия) (83 года)
Гражданство: Великобритания
Категория: Учёные
Род деятельности: Социологи, Философы, Психологи
Спецификация: Синтетическая философия, Ассоциативная психология
Уникальное отличие: Основатель системы синтетической философии и теории cоциального дарвинизма, один из основателей философии позитивизма, сторонник ассоциативной психологии, полимат.
Пол: Мужской

Герберт Спенсер цитаты:
1. Великая роль образования — это не знания, а действие.
2. Наша жизнь сокращается невежеством.
3.  Правильно поступать не удается нам обыкновенно вследствие лишь отсутствия воли, а не отсутствия знания.
4. И признательность, и человечность имеют свой основной корень в симпатии.
5. Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны.
6. В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.
7. Кант когда-то сказал, что две вещи всегда возбуждали его восхищение: звёздное небо и нравственное сознание в человеке. Я бы выбрал другое, я взял бы море, величавую гору и хорошую органную музыку в соборе.
8. Курица — лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо.
9. Способность к самообладанию — главное отличие между человеком и зверем.

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Британский социолог, философ, психолог и натуралист.
Основной вклад (чем известен): Герберт Спенсер был основателем системы синтетической философии и теории социального дарвинизма и органической школы в социологии, утилитарной теории морали, концепции социальной и биологической эволюции; идеолог либерализма, идей радикального индивидуализма и принципа невмешательства (laissez faire) в экономику.

Вклад в науку:

Герберт Спенсер английский философ и социолог, известный  либеральный политический теоретик девятнадцатого столетия  викторианской эпохи.
Как полимат, он внес вклад в широкий круг научных дисциплин, включая  этику, религию, экономику, политику, философию, биологию, социологию и психологию. Как и основоположник позитивизма Огюст Конт, Спенсер упорядочивал науки  и стремился включить социологию в систему наук.
Теория социального дарвинизма. Спенсер также известен своей попыткой адаптировать теорию Дарвина  к человеческому обществу, которая выразилась в теории социального дарвинизма. При этом сам термин «эволюция» был впервые  употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» применит  это понятие в отношении живых существ.
Спенсер известен своей фразой “выживание наиболее приспособленных”, которую он применил  в “Принципах биологии” (1864), после прочтения работы Чарльза Дарвина.
Этот термин явно указывает на теорию естественного отбора, однако Спенсер расширил законы эволюции на области социологии и этики, основываясь скорее на ламаркизме, а не на теории естественного отбора.
Так,  в отличие от Дарвина, для которого эволюция не имела  направленности или морали, Спенсер, приписывал эволюции  прогрессивные и позитивные характеристики.
Спенсер разработал всеобъемлющую концепцию эволюции как прогрессивное развитие физического мира, биологических организмов, человеческого духа и человеческой культуры и общества.

Общий закон эволюции. Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную — неорганическую, органическую и надорганическую природу.
Этот законутверждает, что во Вселенной развитие идет:
– от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией;
однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией;
неопределенного к определенному, индивидуальному.

«Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию», – писал Г. Спенсер.

Философия. Спенсер был  известен разработкой и применением эволюционной теории в философии, психологии и социологии и созданием системы, которую он назвал “синтетической философией”.  В 1857 году он начал планировать свою обобщенную систему философии, которая, после публикации Дарвина о происхождении видов в 1859 году, превратилась в схему синтеза всего научного знания, основанного на принципах эволюции.
Его “Система синтетической философии” в 10 томах (1855 – 1896), утверждает, что физические, органические и социальные сферы связаны между собой и развиваются в соответствии с идентичными эволюционными принципами, предложенных схемой эволюции биологических видов.
Таким образом социокультурная  эволюция, также подчиняется принципу Спенсера, “выживание наиболее приспособленных”.
Принятие объективных законов эволюции, как фундамента философской системы сделало Спенсера одним из основателей философии позитивизма.

Социология. Спенсер был основателем “органической школы” в социологии. Общество, с его точки зрения – это развивающийся организм, такой же как живой организм, который рассматривается в биологической науке.
Он разработал концепции социального организма, принципа невмешательства (laissez faire), либеральной экономики, политического индивидуализма и утилитарной этики, основанной на гедонизме.
Спенсер защищал такие индивидуальные права личности,  как  безопасность личности, право на свободное передвижение, свободу совести, речи,  печати и др. Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.

Психология. Герберт Спенсер предложил новую систему психологии, основанную на философии позитивизма и объективных научных законах. В основе его теории лежали позитивизм, эволюционная теория и ассоцианизм.
Спенсер считал, что психика является механизмом адаптации к среде. При этом, рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, – и ощущения, память, воля, разум являются формами приспособления к внешней среде. Наиболее адекватной формой адаптации является интеллект и разум.
По его утверждению, психология изучает соотношение внешних форм с внутренними и ассоциации между ними. Он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации в поле сознания, но и связи сознания с внешним миром.

Педагогика. В 1861 году он опубликовал “Педагогику”, в которой отстаивал ребенок-центрированный подход и подчеркивал важность науки. Он выступал за естественное развитие интеллекта, создание мотивирующего интереса и роль науки в составлении учебных планов.
Во время своего визита в США, он пользовался огромным успехом. Американцам была близка его философия, которая обосновывала права индивидуальности и закон выживания сильнейшего.
В основе философии Спенсера лежит принцип индивидуализма, ясно изложенный в «Принципах этики»:
«Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».
Его произведения были переведены на немецкий, итальянский, испанский, французский, русский, японский, китайский  и  многие другие языки. Он получал почести и награды и пользовался уважением во  всей Европе и Северной Америке.
Основные труды: Социальная статика (1851), Основы психологии (в одном томе — 1855, в 2-х томах, 1870-1872), Система синтетической философии (1855 – 96), Основные начала  (1862), Принципы биологии (1864-67), Основы социологии (1876-96), Принципы этики (в 2-х томах 1879-93), Автобиография (в 2-томах) (1904).

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Герберт Спенсер родился в Дерби, Англия, 27 апреля 1820 г. Отец Спенсера Уильям Джордж Спенсер был религиозным диссидентом, который перешел от методизма к квакеризму. Его отец всегда придерживался самостоятельных и довольно радикальных взглядов.
Образование: Спенсер получил образование у своего отца и дяди.
Герберт  отказался предложения  своего дяди, преподобного Томаса Спенсера, отправиться на учебу в Кембридж  и таким образом,  был практически самоучкой. В эмпирическая науках Спенсер получил образование у  своего отца, а  члены философского общества Дерби познакомили его с до-дарвиновской концепцией биологической эволюции, в частности Чарльза Дарвина и Жан-Батиста Ламарка.
Его дядя завершил формальное образование Спенсера, обучая его математике и физике, а также базовым знаниям латыни.
Оказали влияние: Сен-Симон, Конт, Ламарк, К. Бэр, Смит и Мальтус.
Основные этапы профессиональной деятельности: 
Герберт Спенсер начал свою карьеру в качестве учителя, а впоследствии, в 1837-1846 годах, он работал  инженером на Лондонской и Бирмингемской железной дороге.
В 1848 году в возрасте 28 лет он переехал в Лондон, где стал помощником редактора Лондонского еженедельника «Экономист», приверженного принципам свободной торговли и либеральной экономики.
Там он написал свою первую большую книгу “Социальную статику” (1851), в которой он пытался установить природную  основу  политических действий,  приписывая  государству лишь задачи минимальной защиты и полицейские функции.
В 1870-х годах он стал самым знаменитым философом эпохи. Его работы приобрели широкую популярность при его жизни  и с 1869 года  он уже  был в состоянии жить исключительно на прибыль получаемую от своих книг.

Личная жизнь:

О его раннем проявлении индивидуальности свидетельствует история о том, что, будучи в возрасте 13 лет направленым дядей в школу в Сомерсет, он бежал домой в Дерби, пройдя 48 километров в первый день, 47 км. во второй и  20 км. в третий, с небольшим количеством  еды и практически без сна.
В 1882 году  Герберт Спенсер посетил Соединенные Штаты Америки и был очень впечатлен тем, что он увидел во время своего триумфального турне.
Спенсер провел свои последние годы продолжая активно  работать, при этом пытаясь избегать почестей и должностей, которые предлагал  ему целый ряд колледжей и университетов.
Во время визита он стал близким другом великого промышленника и стального барона Эндрю Карнеги.
Он умер в Брайтоне  8 декабря 1903.
Спенсер был похоронен на  Восточном кладбище Хайгейт в Лондоне, Англия.
Изюминка: Т. Гексли говорил, что определение Спенсера трагедии – это заключение, уничтожаемое фактами, Карлейль назвал его совершенным вакуумом, а Джеймс интересовался, почему половина Англии желает похоронить его в Вестминстерском аббатстве, и говорил о его произведениях “Шарманка и однообразие … вся его система деревянная,  как сколоченные доски с трещинами”. Его  автобиография,  завершенная в 1889 году  содержала более 400000 слов.