- Congregative theory of Genius
- Charismatic Theory of Genius
- Основные теории гениальности
- Атрибутивные теории гениальности
- Структурно-функциональные теории гениальности
- Процессуально-динамические теории гениальности
- Генетические теории гениальности
- Теории транснормальности
- Эволюционные теории гениальности
- Эссенциальные теории гениальности
- Мирогенные теории гениальности
- Персонологическая теория гениальности
- Харизматическая теория гениальности
- Трансформативная и формотворческая теория гениальности
- Деятельностная теория гениальности
- Культурно-творческая теория гениальности
- Универсные теории гениальности
- Героическая теория гениальности
- Метапотенциалистская теория гениальности
- Теория универсальности гения
- Конгрегативная теория гениальности
- Универсно-персоналистская теория гениальности
- Императивно-субстанциональная теория гениальности
- Трансперсональная теория гениальности
- Визионистская теория гениальности
- Теория творческого видения
Процессуально-динамические теории
(от лат. processus – прохождение, продвижение, и от греч. δύναμις – сила) выявляют закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления гения, раскрывают условия и факторы его происхождения, существования и развития. Включают героические и эволюционные теории, а также теории транснормальности.
Генетические теории гениальности
1. Генетические теории (от лат. genesis – рождение, происхождение) выявляют основные условия, факторы происхождения и причины возникновения гениальности и определяют основные детерминанты ее формирования и развития.
1.1. Наследственная теория основывается на генетической обусловленности и врожденности гениальности, на ее прямой связи с факторами наследственности, а также на предположении, “что гениальность передается наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение” .
1.2. Социогенная (от лат. socialitas – общество и от лат. genero – производить, порождать, создавать) теория утверждает, что гениальную личность порождают специфические потребности и ценности общества, своеобразные семейные отношения и условия воспитания, творческая, пресыщенная идеями профессиональная атмосфера, а также возможность общения с великими талантливыми людьми.
а). Влияние семьи. Огромное влияние на становление гениальности оказывают ранние влияние, семья, родители. При этом с самых ранних этапов развития огромное значение приобретают возможности, разнообразие и богатство окружающей стимульной среды, позволяющей впитывать полезную информацию, усваивать новые смыслы и переживать яркие впечатления.
б). Теория воспитания. Согласно данной теории гениальность преимущественно определяется содержанием и качеством воспитания и обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных на пробуждение и развитие творческих способностей.
в). Влияние Учителя. Наличие образца для подражания – творческой личности учителя, его прямое и косвенное влияние играют ключевую роль в целостном становлении будущего гения.
г). Наличие школы и ее лидера. История культуры содержит явные доказательства исключительно благоприятного влияния научных, художественных, спортивных школ на становление гения.
д). Ближайшее профессиональное окружение. Секрет существования целых созвездий гениев, которые рождались и концентрировались Афинах, Багдаде, Риме, Париже, Санкт-Петербурге, заключался именно в особой, креатогенной, стимулирующей среде, созданной тесным общением гениев, возможностью свободных дискуссий, общими интересами, обменом дарованиями.
1.3. Теория самовоспитания утверждает, что в основе гениальности лежит страсть к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Определяющее влияние на становление гения оказывают самостоятельно приобретенные знания, сформированные духовно-культурные ценности, творческие способности, творческая позиция и метод взаимодействия с миром.
1.4. Теория импрессинга (от. англ. impress –впечатлять, оставлять след) объясняет пробуждение в человеке гения вследствие переживания в детстве или в более позднем возрасте яркого впечатления, глубокого эмоционального потрясения, неожиданной встречи с чудом.
1.5. Культурогенная (от лат. сultus культура, образ жизни и от лат. genero – производить, порождать, создавать) теория утверждает, что гения рождает Дух места (нем.Ortgeist ) и Дух времени (нем. Zeitgeist), своеобразие назревших потребностей и запросов определенного исторического этапа развития культуры, особая культурно-творческая атмосфера эпохи. При этом кросс-культурные стратегии опираются на концепцию Ortgeist и подчеркивают, культурные факторы, которые коррелируют с показателями творчества и гениальности.
Теории транснормальности
2. Теории транснормальности (от лат. trans – пере, за, norma – норма, правило) видят причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной психической, личностной и социальной нормы, в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств, поведения и творчества гениев, а также в необычном характере взаимодействия с миром.
2.1. Патологическая теория гениальности утверждает, что в основе гениальности лежат всевозможные отклонения от нормы, разнообразные нарушения физического и психического здоровья, которые проявляются в эксцентричности поведения, в неврозах и даже душевных болезнях и безумии.
2.2. Теория сублимации (от лат. sublimo – возвышать, возносить) утверждает, что причиной гениальности является трансформация сверхсильных влечений к славе, власти, богатству в образы творческой фантазии, а также перелив сексуальной энергии в сферу науки и искусства, превращение ее в культурно-значимую и социально-одобряемую продуктивную деятельность.
2.3. Теория сверхкомпенсации видит причины гениальности в самых разнообразных отклонениях от нормы, в действительных или мнимых недостатках личности, преодоление которых и является мощным стимулом и источником продуктивности и роста.
2.4. Конфликтогенная теория гениальности утверждает, что разноплановые внешние и внутриличностные конфликты, при определенных условиях, стимулируют творческую активность и ведут к становлению и развитию творческой личности.
2.5. Мистическая (от греч. misticos— скрытый, тайный) теория утверждает, что гениальность является результатом действия высших, неведомых сил, порождается контактом с неисчерпаемыми глубинами космоса, путем переживания экстатических и гипнотических состояний, мистических видений и фантастических галлюцинаций. При этом гении рассматривались как счастливые избранники богов, как обладатели магического дара, как пророки, провидцы, медиумы, транслирующие послания высших сил.
2.6. Инфантистическая (от лат. infantia –детство, наивность) теория утверждает, что гений – это ребенок, сохранивший такие особенности и достоинства детства, как свежий, чистый, невинный, незамутненный шаблонами и стереотипами взгляд на мир, как способность видеть вещи в их первозданной невинной чистоте и воспринимать их такими, какими они есть на самом деле, как ненасытный интерес к миру и умение удивляться и восторгаться привычным и обыденным, как необузданная фантазия и страсть к игре.
Эволюционные теории гениальности
3. Эволюционные (от лат. evolutio — развертывание) теории раскрывают закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры. Эволюционные теории творчества и гениальности строятся на убеждении, что человеческая роль в создании нового не отличается от роли природы, а проблема творчества – это специфический случай проблемы возникновения нового в процессе эволюции.
3.1. Дарвиновский подход к происхождению гения (Д. Саймонтон). Теория основывается на модели Д. Кембелла, которая, опираясь на классическую концепцию Ч. Дарвина, рассматривает творческий процесс и самоосуществление гения, как единство трех этапов: вариации, выбора и сохранения наиболее удачных комбинаций.
3.2. Культурно – экологическая теория творчества и гениальности утверждает, что там, где концентрировалась информация: Афины, Флоренция, Париж и пересекались различные культуры всегда расцветало творчество и рождались гении (М. Чиксентмихайи).
3.3. Теория совпадения и случайности. Cогласно теории совпадения, культуру делают не великие люди, а те, чьи характеры и способности совпадают с объективными, назревшими требованиями эпохи. Гениев преимущественно порождает творческий резонанс их произведений с актуальным этапом, развивающейся по своим объективным законам культурной среды, соответствие их творчества вызовам и потребностям эпохи.