- Чань-буддизм: учение просветленного видения
- Практика чань-буддизма: основные виды медитации
- Культурологические детерминанты формирования чань-буддийского искусства
- Философские основания чань-буддийской живописи
- Основные принципы чаньской живописи
- Художественное видение в чань-буддизме: позиция
- Видение в чань буддизме: состояние
- Видение в чань буддизме: метод
- Особенности художественного творчества в даосизме и чань буддизме
- Структура и этапы художественного творчества в чаньском искусстве
- Личность художника в чаньском искусстве
- Основные характеристики чань-буддийского искусства
- Сущностные черты чаньской живописи
- Художественная форма чаньского изобразительного искусства
- Чань-буддийские мотивы в искусстве Дотанского периода
- Чаньские мотивы в поэзии эпохи династии Тан (618 -907)
- Чаньская живопись в эпоху Тан (618–907)
- Искусство в эпоху 5 Династий и 10 Царств (907—960)
- Чаньская поэзия эпохи Сун (960 – 1279)
- Чань-буддийская живопись периода Сун (960– 1279)
- Чань-буддийские мотивы в искусстве династии Юань (1271 – 1368)
- Поэзия и живопись в эпоху Мин (1368–1644)
- Чаньские мотивы в искусстве династии Цин (1644–1912)
Искусство в эпоху Пяти Династий и
Десяти Царств (907—960)
В 907 году был свергнут последний император династии Тан и империя распалась третий раз в своей истории. В короткий период между между династиями Тан и Сун, на севере страны сменились пять династий, а на юге возникло 10 независимых царств, которыми управляли бывшие наместники провинций.
Во время существования 5 северных династий в непрекращающихся конфликтах и междуусобной борьбе были уничтожены многие дворцы, памятники архитектуры и искусства, страна пришла в состояние опустошения, а культура в упадок. В этот период были разрушены тысячи буддийских монастырей и храмов, а многочисленные статуи Будды переплавлены на монеты.
Поэзия
Одним из немногочисленных, но значимых культурных событий данной эпохи явилось составление, первой по времени, антологии цы «Среди цветов» (940 г.), куда вошли около 500 стихов 18 поэтов периода Пяти династий и поздней Тан.
В это же время на юге страны в 10-ти небольших царствах были сохранены культурные традиции танской эпохи, а художники и поэты по-прежнему пользовались уважением и продолжали продуктивно творить.
Высокого уровня развития достигло искусство в царстве Южная Тан (937—975), которым правил император и поэт Ли Юй (Ли Хоучжу) (937 — 978), мастер лирической формы — цы и автор ряда поэтических произведений:
Маленький сад опустел,
Царит во дворе тишина.
Лишь не смолкает валек,
И ветер с ним заодно.
Мне теперь не заснуть,
А ночь бесконечно длинна.
Звуки и лунный свет
Льются в мое окно.
* * *
Гор гряда,
И еще гряда.
Высокое небо над ними.
В дымке прозрачной стынет поток,
Лодка как будто кленовый листок,
В чужой стороне гонимый.
Цвели хризантемы
И отцвели.
Вижу я: гусь крылатый
Вернуться с заставы спешит дотемна.
Вечер за шторою.
Всходит луна.
И мне только нет возврата!
Живопись
В живописи этого периода особую известность приобрели художник Гу Хунчжун (10 в.), автор динамичных и наполненных жизнью, жанровых картин и Чжоу Вэньцзюй (ок. 917 — 975), который мастерски изображал даосские и буддийские темы и прославился передачей в своих картинах хрупкой, изящной красоты молодых образованных женщин.
В царстве Южная Тан также жили и работали создатели «южной школы» пейзажа Дун Юань (работал в 934—962) и буддийский монах Цзюй Жань ( работал в 960—985), которые являлись членами Академии живописи при дворе императора – поэта Ли Юя (936—978 гг.). Цзюй Жань после падения царства в 975 году перебрался в Сунскую столицу и продолжал там плодотворно работать, поселившись в буддийском монастыре.
Дун Юань был известен своими монохромными пейзажами, в которых он следовал стилю Ван Вэя, а также своеобразным стилем и особыми, свободными мазками кисти, напоминающими живописную манеру импрессионистов и пуантилистов.
Цзюй Жань перенял у своего учителя Дун Юаня монохромную технику, посредством которой, с помощью сильно разбавленной туши, изображал на своих картинах растворяющиеся очертания предметов, насыщенную атмосферу, теплый воздух и туманную дымку южной природы.
Известный историк и теоретик живописи Го Жо-сюй (11 в.) в своем труде «Записки о живописи: что видел и слышал» так писал о художнике: «Монах Цзюй Жань из Чжунлина. Писал пейзажи. Кисть и тушь — изящно влажные. Прекрасно передавал впечатление тумана и воздуха, виды высоких гор и широких рек».
Еще одной знаковой фигурой для чаньской живописи этого времени был Ши Кэ [? -976], который жил и работал в царстве Шу в период конца Пяти династий и десяти царств и начала Северной Сун. Он вошел в историю китайской живописи, как основатель нового стиля изображения буддийских святых. Его новаторская манера состояла в свободном, порывающим с канонами, создании образов чаньских патриархов, лица которых были хорошо прорисованы и выполнены в деталях, а одежда рисовалась легкими, небрежными и простыми штрихами.
Смелость, раскованность и спонтанность стиля Ши Кэ, сознательная лаконичность линий и намеренная искаженность форм, заставляла зрителя отвлечься от реальности изображения и погрузиться в свой внутренний мир, в динамичную игру, пробужденных несколькими точными ударами кисти, ассоциаций.
Ши-кэ. Второй Патриарх дзен в созерцании. (10 век)
Два висящих свитка, чернила на бумаге, 35.3 x 64.4 см, Токийский национальный музей.