Смыслотворчество в структуре процессов смысловой динамики

0
3
Запись 4 из 19 в теме Психология творчества

Смыслотворчество в структуре процессов смысловой динамики
С.Л.Марков
В статье рассматриваются основные процессы смысловой динамики личности, раскрывается их структура и взаимосвязи. Автор анализирует качественно высший, интегративный процесс порождения смыслов – смыслотворчество, раскрывает ее сущность и специфику проявления в феноменологических мирах и в различных формах творческой активности.
Ключевые слова: Смыслотворчество, смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство, процессы смысловой динамики

Постановка проблемы
Смысл является фундаментальной и элементарной формой человеческого бытия, исходной экзистенциальной целостностью, голографической единицей и живой «клеточкой» человеческой психики. Он органично сплавляет универсное и индивидуальное, насыщает саму ткань жизни высшими переживаниями и ценностями, придает ей экзистенциальное и сущностное духовно-творческое измерение.
Являясь, по сути, трансиндивидным, надбытийным, сверхсущностным образованием, смысл открывает доступ к духовным высотам и безграничным возможностям универсного Я и, вследствие трансцеденции внутрь, выступает как порождающий и интегрирующийй центр сознания, который свободно управляет состояниями, психическими процессами и действиями человека. Проявляясь в виде ценностно-смыслового ядра творческой позиции личности, смысл порождает и связывает воедино, насыщает содержанием, переживаниями и побудительной силой такие внутриличностные структуры как мотивы, жизненные цели, аттитюды, ценности и идеалы.
«Проблема смысла…, писал — А.Н.Леонтьев — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии» [ 1 , c. 3].
В.П. Зинченко также подчеркивал ключевое, центральное значение смысла в как в психологии, так и в самой жизни, утверждая, что смысл встает над двигательными, перцептивными, мнемическими, умственными и даже личностными и сверхличностными задачами. «Некоторые его называли четвертым, некоторые — пятым измерением бытия. Хотя его должно назвать первым» — писал автор [2, с.48].
В свою очередь, и Д. А. Леонтьев рассматривал смысл как одну из центральных категорий психологии, которая интегрирует и пронизывает различные уровни и феномены психики и существует в пространстве особой смысловой реальности, некоторого континуума, «смысловой ткани», формируемой на основе жизненных отношений и «жизненного мира» субъекта [3].
В то же время смыслы, представляют собой предельно подвижные, пульсирующие и вариативные образования и поэтому, особый интерес представляет исследование и раскрытие их сущностных процессуально-динамических характеристик. При этом приоритетной задачей становится раскрытие сущности и основных проявлений смыслопороджения как творческого, по своей сущности процесса, который свободно включает в себя воображение и интуицию, продуктивный диалог и свободное самовыражение, создания новых идей и замыслов и творческое решение проблем.

Анализ последних исследований и публикаций
Отечественные психологи, исследующие проблему «малой» динамики смысловой системы личностивыделяли различные виды смислопорождающих процессов, которые представлялись как: смыслостроительство (Ф. Е. Василюк, 1984), рождение смысловых систем в соотнесениях отдельных ситуаций, актов поведения к более широким контекстам жизни (Братусь Б.С., 1988), смыслообразование и смыслоосознание (Братусь Б.С.,2006; Леонтьев Д. А., 1999; Дмитриев С.В., 2001), смыслотворчество (Дмитриев С.В., 2001; Осанов А.А., 2002), как извлечение, трансляция и порождение новых смыслов в процессе творческого понимания (Зинченко В.П., 1997), как потенциацию, представляющую собой метод и процесс умножения смыслов (Эпштейн М., 2001, Тульчинский Г.Л., 2002) [4-11].
В западной психологии проблема смыслоообразования (Meaning-making) и смыслоконструирования (meaning construction) рассматривалась преимущественно с конструктивистских позиций.
Так, в ряде работ смыслообразование рассматривалось как процесс развертывания и развития ментальных моделей или схем (Johnson-Laird P.M., 1980; Harel S., Papert S., 1991) [12; 13]. При этом B. Shore (1991), в качестве механизмов конструирования смыслов выделял процессы схематизации, синестезии, вторичной интерсубъективности и творческого порождения идиосинкратических аналогий и примитивных сенсорных метафор [14].
Отдельно можно выделить работы, в которых процесс конструирования знаний и смыслов понимается как экспериментирование, , совершение мысленных манипуляций, создание мысленных образов, как визуальное и лого-визуальное мышление и визуализация (Poplin M., 1991; Shank G.,1992; Cunningham D., 1992; Solso R., 1994; Best B., Blake A., Varney J., 2005) [15-18 ].
В ряде работ процесс смыслопорождения (sense making), понимается как открытие смыслов переживаемого опыта и ситуаций и, по содержанию, коррелирует с процессом смыслоосознания. В этом случае процесс создания и открытия новых смыслов предстает как постижение, понимание, интерпретация объектов путем их помещения в новые смысловые контексты (K.Weick, 1995) и как процесс моделирования и создания репрезентаций полученной информации (Pirolli P., Russell D., 2011) [19;20].
В настоящее время в западной психологии активно развивается культурологический подход к исследованию процесса смыслопорождения, основанный работами М. Чиксентмихайи (1990). Автор утверждал, что каждая культура содержит в себе систему смыслов, служащих ориентирами для целей, которые отдельные личности реализуют в своём поведении[21]. В рамках данного подхода смыслопорождение понимается как воплощение культурных смыслов , как производство новых смыслов посредством интерсубъективного диалога внутри культуры и как процесс осмысления и понимания поведения представителей различных культур (Shweder, R., 1991; Shore, B. 1996; Osland J., Bird A., 2000) [22-24]. .
Особого внимания заслуживают концепции в которых раскрываются смыслопорождающие потенции таких целостных экзистенциальных образований как оптимальное функционирование личности, состояние потока и творческое видение. Так, по мнению М. Чиксентмихайи, смысл создается переживанием состояния потока, вызванного концентрацией на цели и полным включением и вовлеченностью в деятельность (Чиксентмихайи М., 1990; Чиксентмихайи М., Накамура Дж., 2003) [21;25 ]. В свою очередь, J.Kolko ( 2010) утверждал, что смыслы создаются в процессе целостного видения мира и ситуаций, посредством изменения фреймов и создания активных перспектив, часто субъективных и тенденциозных точек зрения, которые одновременно описывают и перецептивно изменяют восприятие той или иной ситуации [26].

Нерешенные ранее части общей проблемы
Смыслотворчество, по своему содежанию определяется как член синонимического ряда понятий смыслопорождение, смыслоконструирование, смыслостроительство, смыслопреобразование. При этом в современной психологической литературе, посвященной данной проблеме, четко не выявляется содержание и специфика смыслотворчества, не определяется его сущность и особености проявления как качественно высшей формы творческой активности.

Формулирование целей статьи 
В данной связи целью статьи является анализ содержания и структуры основных процессов смыслопорождения, выявление места смыслотворчества в целостном процессе смысловой динамики личности, определение его сущности, структуры и особенностей проявления в ранних формах творческой активности.

Изложение основного материала исследования
Смысл человеческой жизни, — писал В.В.Налимов, заключается в активном высвобождении, творческом и спонтанном распаковывании предельно спрессованных смыслов, заложенных во Вселенной, в расширении горизонта существования и в порождении новых, более глубоких и сложных смыслов [27].
Сами смыслы представляют собой динамичные и подвижные образования, способом существования которых является самопорождение и угасание, пульсирование и свободная игра, переливы, мерцание и тонкая вибрация. Так, по мнению Г. И. Богина, смысл не «лежит в наличии», его нельзя «иметь», а единственной формой существования смысла является его порождение или, добавим, самопорождение в специально созданном генеративном динамичном пространстве [28].
В ходе целостного и систематического анализа «малой динамики» смысловых образований, включающей процессы их порождения и трансформации в ходе определенной деятельности, Д.А. Леонтьев разбил эти процессы на три класса:смыслообразования, представляющего собой расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур; смыслоосознания, понимаемого как раскрытие новых смысловых контекстов и смысловых связей объектов; и смыслостроительства (Василюк Ф.Е.,1984), состоящего в содержательной перестройке жизненных отношений и глубинно-личностных смысловых структур [3; 6].
В свою очередь, С.В.Дмитриев выделяет целый ряд различных видов смысловой активности личности, которые могут быть сгруппированы по представленной Д.А. Леонтьевым трехуровневой схеме и представлены в следующем виде: 1. Смыслополагание —приписывание смысла и значения тем или иным объектам, элементам знаковой системы или системам деятельности человека. 1.1. Смыслоинтерпретация — переработка усвоенных человеком смыслов в соответствии с его концептуально-ценностной системой и рассмотрение действительности через призму духовно-личностных ценностей человека. 2. Смыслоосознание — смысловая рефлексия предмета деятельности, как решение задачи на смысл. 2.1. Смыслопостижение — освоение и постижение смыслов, ранее внесенных в социокультурные объекты. 3. Смыслотворчество –порождение смыслов собственной духовной, интеллектуальной или практической деятельности, которое проявляется как распредмечивание индивидом уже существующих социокультурных смыслов и опредмечивание им собственных сущностных сил, как выявление духовно-ценностных смыслов деятельности и их интерпретация. 3.1. Смыслостроительство — перестройка и надстройка глубинных смысловых структур личности в соответствии с принципом единства личности и ее предметного мира. 3.2. Социокультурное смыслостроительство — способность продуцировать культурную реальность и перелагать личность на язык произведений культуры» [ 7 ].
В работах А.В. Россохина, в которых в основу порождения смыслов была положена личностная рефлексия, была предложена следующая структура смыслопорождающих процессов: 1. Смыслообразование (смыслостроительство)– распространение прежних смыслов на новые объекты, ситуации, обстоятельства, осмысление новых событий и отношений в прежнем контексте. 2. Смыслоосознание — рефлексия ранее неосознанных жизненно важных отношений и взглядов субъекта, путем включения содержаний сознания в новые контексты. 3. Смыслопреобразование — понимаемое как процесс изменения смыслов [29].
Предельное обобщение существующих классификаций смысловых процессов позволяет представить их в виде предельно генерализированной диалектической связки «смыслопологание–смыслоусмотрение», а также синтезирующего их процесса смыслотворчества, конституирующегося посредством взаимопроникновением и взаимообогащением двух первых базовых процессов.
1. Смыслополагание, понимается как освоение и присвоение окружающей действительности и построение своего осмысленного жизненного мира, наполнение его новыми, личностно значимыми объектами. Смыслополагание реализуется как проекция ценностно-смысловой системы личности на феноменологические миры, как приписывание смысла, некоторого особенного качества, придающего объектам и ситуациям определенную ценность. Смысл здесь выступает инструментом, «волшебной палочкой», с помощью которой оживляются и порождаются новые объекты, которые включаются в жизненный мир личности и тем самым формируют и расширяют его. При этом само развитие смыслов жизненного мира происходит путем углубления и возвышения мотивов, занятием универсальной творческой позиции и активизацией высших ценностей. Близкими по содержанию данному смыслопорождающему процессу являются понятия : смыслопридание (Sinngebende) (Гуссерль Э., 1913), смыслоформирование (Гадамер Г.,1960), смыслообразование (Леонтьев Д.А., Дмитриев С.В., Россохин А.В,), смыслополагание (Дмитриев С.В.), смыслоопределение, «раздача» и приписывание смыслов[3; 7; 29 ].
2. Смыслоусмотрение основывается на бескорыстном познании, анализе и осмыслении объектов окружающего мира, путем соотнесения их с расширяющимися целостными контекстами, духовно-культурными ценностями, универсалиями и предельными измерениями бытия. Сознание высвечивает объект, который включается в систему взаимовложенных контекстов, взаимодействие и расширение которых, позволяет улавливать его сущность, переживаемую как смысл. Здесь смыслопорождение предстает как смыслооткрытие, смыслоулавливание, как схватывание глубинных смыслов развертывающегося навстречу бытия.
Смыслоусмотрение содержательно коррелирует с такими процессами как: смыслоосознание — раскрытие новых смысловых контекстов и связей объектов (Леонтьев Д.А.), включение объектов в новые, широкие контексты (Братусь Б.С.), смыслопостижение — раскрытие уже известных смыслов, заложенных культурой и Универсумом (Дмитриев С.В.), распаковка смыслов (Налимов В.В), как понимание, смыслоулавливание, смыслосчитывание, схватывание смыслов с помощью эйдетической интуиции [3; 4; 7; 27].
3. Смыслотворчество как самопробуждение смыслов в потоке творческого видения.
Самодвижение, пульсирование и спонтанное возникновение смысла, осуществляется внутри динамического пространства самопробуждающихся смыслов, конституирующегося двумя встречными потоками, двумя распахивающимися навстречу друг другу, взаимопроникающими интенциями, идущими от человека и мира.
Само смыслотворчество понимается как спонтанное порождение новых смыслов путем их одновременного полагания и усмотрения, а также как их дальнейшее углубление, обновление и возвышение до развивающих, креатологических и универсных значений.
Близкими по содержанию смыслотворчеству являются процессы смыслостроительства (Василюк Ф.Е, Леонтьев Д.А., Дмитриев С.В., Россохин А.В.), смыслопостроения (Богин Г.И.), смысловой и творческой рефлексии (Степанов С.Ю., Семенов И.Н.; Дмитриев С.В., Россохин А.В.), различным видам смыслотворчества (Дмитриев С.В., Осанов А.А.) [3; 6; 7; 8; 28; 29; 30].
Условием спонтанного возникновения, постоянного обновления, углубления и элативизации смыслов является их существование в динамической, пресыщенной возможностями и характеризующейся множественностью степеней свободы, порождающей среде. В то же время в отличие от хаотичной, «ризомной» постмодернистской текстовой среды, являющейся принципиально «безличной» и «внесубъектной», данное пластическое и отзывчивое креатологическое пространство, осмысливается и вмещается в себя Абсолютным творческим Я. Анонимная и самодостаточная, бурлящая смыслами, текстовая среда, предстает в виде творческого смыслового потока, самодвижение которого осуществляется внутри универсного сознания или творческого видения личности. Так как сам смысл по сути является надбытийным, всевременным и внепространственным образованием, его порождение возможно только путем обретения субъектом своего истинно-творческого абсолютного Я, занятия трансцендентной универсной позиции, которая реализуется как абсолютное творческое видение личности.
При этом абсолютное творческое Я, находящееся внутри и вне потока, не является смысловым демиургом и создателем новых смыслов, но с помощью универсальных творческих приемов и смысловых игр, деконструирует, раскрывает, пробуждает самодвижущийся семантический вакуум и посредством особого настроя, улавливает, самовозникающие в просветах децентрированой среды, свежие и неожиданные смыслы. При этом порождающими потенциями обладает сам поток творческого видения, а его полюса, представленные субъектом и объектом, служат условиями, взаимовложенными контекстами создания новых уникальных смыслов. Творческое видение проявляется как мысленная трансформация реальности, манипулирование ее формами и содержаниями, как деконструкция и потенцирование, как культивирование и взращивание, высвечивание и дальнейшее развитие смыслов.
Данное понимание смыслотворчества в некотором роде соответствует постмодернистской и синергентической парадигме творчества, однако преодолевает их «внеличностную продуктивность» существованием ламинарного потока творческого видения и наличием универсного творческого Я, вмещающего в себя этот поток и, следовательно, и владеющего ним.
Само творческое видение обращено преимущественно внутрь, в самую сердцевину присвоенной внешней реальности. «Я закрываю глаза для того, чтобы видеть», — писал Поль Гоген. Видеть вневременный, внепространственный спонтанно раскрывающийся смысловой Универсум, который находится внутри и, следовательно, является индивидуализированным, своим собственным и подвластным влиянию.
При этом сердцевинным и конститутивным потоком творческого видения выступает смыслотворчество, которое проявляется как пробуждение действительности с помощью системы творческих приемов, резонирующих с ее глубинными, генеративными структурами, а также как одновременное манипулирование, схватывание и извлечение из потока вспыхивающих, эмерджентных, самопорождающися смыслов.
Усмотрение, открытие и производство смысла является динамичным и постоянно возобнавляющимся творческим процессом, в котором уникальный смысл каждый раз индивидуально создается и открывается заново. При этом происходит наложение и взаимообогащение двух взаимонаправленных процессов: соотнесения объекта с ценностью, универсалиями и Абсолютом и произвольное наделение объектов новым ценностно-смысловым содержанием, с позиции персонифицированных высших ценностей и универсного, истинного творческого Я.
В то же время сам смысловой Универсум опредмечивается в феноменологических мирах человека – предметном, символическом, социальном, рядоположенным им внутренним, а также их порождающем и интегрирующем, мире культуры. Имманентная избыточность и хаотичность смыслов усмиряется и организуется с помощью исходного пентабазиса, содержащего пять смысловых контекстов, которые порождаются соответствующими феноменологическими мирами. При этом помещение любого объекта в данную конфигурацию смыслового поля ведет к самопорождению различных видов смысла: предметного (фунционального, прагматического), лингвистического (семантического, текстового), социального (межличностного, интерактивного), личностного (экзистенциального, субъективного) и, в итоге, духовно-творческого, развивающего креатологического смысла (Табл.1).

Таблица 1. Смыслотворество, как порождение смыслов в процессе творческой активности личности

Символический мир
Лингвистический (семантический) смысл
Творческое решение проблем
Решение «задач на смысл»
Социальный мир
Социальный (межличностный) смысл
Творческий диалог
Порождение смыслов в диалоге
Культура
Креатологический (развивающий) смысл
Смыслотворчество
Создание, углубление и элативизация смыслов
Предметный мир
Предметный (функциональный) смысл
Продуктивная творческая деятельность
Создание смыслов в процессе
созидательной деятельности
Внутренний мир
Личностный (экзистенциальный) смысл
Творческая самореализация
Саморазвертывание смысловой системы,
смыслостроитель-ство

Творческое видение, сущностно определяемое пронизывающим его смыслотворчеством, представляет собой высшую форму творчества, свободно включающим в себя такие конституирующие его формы творческой активности как творческая деятельность, решение проблем, творческий диалог и самоактуализация. При этом каждый из этих видов творческой активности, посредством специфических механизмов вносит свой качественно своеобразный вклад в порождение новых уникальных смыслов.
1. В процессе предметной продуктивной деятельности новые смыслы создаются, путем деятельностного опосредования и включения в новые творческие виды деятельности, а также путем придания мотивом смысла целям и обстоятельствам деятельности и, соответственно, действиям и операциям (Леонтьев А.Н., 1972) [1]. Так продуктивная и успешная деятельность может переживаться, насыщаться игровыми и творческими элементами и становится самостоятельным самодостаточным мотивом. В то же время в процессе продуктивной деятельности в моменты творческого вдохновения спонтанно рождаются новые замыслы и неожиданные, уникальные побочные смыслы.
2. В процессе творческого решения проблем новые смыслы порождаются в ходе решения «задач на личностный смысл» (Леонтьев А.Н.), «задач на конфликтный смысл» (Столин В. В.), «задач на смыслопорождение» (Леонтьев Д. А.), путем разрешения экзистенциальных пограничных ситуаций (Ясперс К., 1935), разрешения «критических жизненных ситуаций» (Василюк Ф.Е), духовных критических ситуаций (Гроф С., 2000), урегулирования и осмысления социо-культурных и глобальных кризизов[1; 3; 6; 31].
Если решение проблем и задач является эффективным способом интеллектуального освоения знаковой и понятийной реальности, то на иррациональном и бессознателном уровне, на котором проблема перерастает в тайну, таким методом и приемом понимания невидимого и аструктурированого мира выступает символотворчество.
3. Возникновение и развитие смыслов в процессе творческого диалога. Сам диалог является универсальным способом взаимообогащения, взаиморазвития, умножения и передачи смыслов. В данном случае, вследствие взаимоналожения, взаимоперевода двух или нескольких самостоятельных, индивидуально своеобразных, внутренне связанных миров, диалогизируются их смыслопорождающие ядра служащие генераторами и мощными источниками новых уникальных смыслов. В то же время в результате межличностной интеракции в моменты «актов понимания», вырабатываются новые конвенциональные нормы и ценности, которые выступают генераторами особых социальных смыслов.
4. В процессе творческой самореализации личности новые смыслы возникают в процессе саморазвертывания и самораскрытия индивидуальных смысловых систем. Одной из основных форм самотворчества протекающем во внутреннем мире личности, -писал Ф.Е. Василюк, — является переживание критических ситуаций, которое предстает как продуктивный процесс, как особая работа по преодолению «разрывов» жизни и по производству новых смыслов. При этом, по мнению автора, главная задача творческого переживания, состоит в нахождении, утверждении и воплощении новой ценностной системы личности [6].
Во внутреннем мире смыслотворчество может рассматриваться как творческое, свободное развертывание уникального смыслового ядра, спонтанное самовыражение глубинных экзистенциальных смыслов, источником порождения которых являются внутренние, свернутые, голографические протосмыслы изоморфные универсальным архетипам.
5. Смыслотворчество как культуро-творческая активность личности и как построение духовно-смыслового универсума.
Само создание и существование культуры представляет собой производство и трансляцию смыслов, способ открытия и утверждения уникального смысла человеческого бытия и его соотнесение с предельно конденсированными универсными смыслами. В мире культуре чистое смыслотворчество осуществляется в процессе свободного самоосуществления, глубинного переживания, диалога и присвоения универсальных ценностей, создания новых уникальных смысловых единств.
Смысловые пространства человека и культуры многократно вмещают друг друга и по сути, сливаются в потоке творческого видения. По мнению К. А Свасъяна культура как продукт человеческого творчества сама творит человека, который через нее открывает и изменяет мир и самого себя [32 ].
Так как смыслы представляют собой исходные элементы и живые клеточки культуры, то смыслотворчество проявляется какимманетный способ ее существования, как самодостаточный процесс создания, преобразования, обогащения и элативизации смыслов.
В то же время спонтанное возникновение новых, глубинных смыслов происходит в моменты встречи, диалога и взаимопроникновения миров, в процессе перевода феноменов порожденных одними мирами на язык других миров. При этом универсальным языком с помощью которого миры могут понимать друг друга, является язык творческих механизмов, архетипов и голографических структур, порождающих единые развивающие смыслы.

Выводы
Смыслотворчество как стержневой поток творческого видения предстает как смысловое отношение, соотносящее любой высвечивающийся сознанием феномен с высшими творче скими ценностями личности и универсными измерениями реальности, , в результате чего самопорождаются его глубинные креатологические смыслы.
Уникальным и качественно своеобразным миром существования чистой смысловой реальности является культура, а ее психологическим динамичным пространством — творческое видение, в потоке которого смыслы самопорождаются, живут и развиваются.
В этом понимании смыслотворчество представляет собой процесс спонтанного самовозникновения новых смыслов путем создания динамичного смыслопорождающего пространства, а также системного, мысленного манипулирования качествами объектов внутри контекстного потока видения.
Смыслотворчество как культурно-творческая форма активности является высшим проявлением творчества, реализующегося в феноменальных мирах в форме продуктивной деятельности, творческого диалога, продуктивного решении проблем, свободной самореализации и самодостаточной активности по производству, углублению и возвышению смыслов.
Таким образом смыслотворчество, понимаемое как создание, осознание и развитие смыслов, может проявляться как производство, активный поиск, разгадывание и открытие неочевидных смыслов бытия, как чтение смыслов в душах других людей, как творческое решение разнообразных «задач на смысл», а также как трансформация глубинных личностных смысловых структур, определяющих сами способы видения и осмысления действительности.
Смыслотворчество, как высший уровень творческой активности личности, позволяет ей свободно управлять собственными переживаниями и состояниями сознания, видеть истинные сущности, эффективно действовать, влиять и пробуждать творческий потенциал других людей, получать доступ к энергиям, силам и возможностям высших смыслов, наполнять свою жизнь духовностью, творчеством и успехом.

Список использованных источников
1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2001. – 236 с.
2. Зинченко В. П. Живые метафоры смысла // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: В. П. Зинченко. М. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 508 с.- С. 29-50.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 511 с.; 1-е изд. — 1999.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь — М.: Мысль, 1988. — 304 с.
5. Братусь Б.С. Современный мир и психология: размышления о психологической реальности / Б.С. Братусь // Развитие личности. № 4. — 2006. — С. 129-143.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания/ Ф.Е Василюк.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
7. Дмитриев С.В. Смыслопорождающие механизмы деятельностного сознания личности творца/Дмитриев С.В. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001.-№2. т.С.4-10.
8. Осанов A.A. Смыслотворческие интенции сознания и человеческое бытие // Смыслчеловеческого бытия. Владимир, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x2978.htm
9. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили/В.П Зинченко.-М.: Новая школа, 1997. — 334 с.
10. Эпштейн М. Философия возможного/М.Эпштейн.-С-Петербург: Алетейя, 2001,- 336 с.
11. Тульчинский Г.Л., Потенциация, овозможение //Проективный философский словарь, 2002.[Электронный ресурс]. URL http://terme.ru/dictionary/951/word/potenciacija-ovozmozhenie
12. Johnson-Laird P.M. Mental models in cognitive science. Cognitive Science, 4, 71-115, 1980.
13. Harel S., Papert S. Constructionism. Norwood, NJ: Ablex, 1991.
14. Shore B. Twice-born, once conceived: meaning construction and cultural cognition / B. Shore // American Anthropologist. 1991. — Vol. 93. — № 1. — P. 9-27.
15. Poplin M. Constructing Meaning: Visions and Views. Schenectedy, NY: New York State English Council, 1991.
16. Cunningham D. Beyond educational psychology: steps towards an educational semiotic. Educational Psychology Review, 4(2), 165-194, 1992.
17. Solso R. Cognition and the Visual Arts. Cambridge: The MIT Press, 1994.
18. Best B., Blake A. , Varney J. Making Meaning: Learning through LogoVisual Thinking, Chris Kington, Cambridge, 2005.
19. Weick K. E. Sensemaking in organizations. Thousand Oaks, CA: Sage, 1995.
20. Pirolli P. Russell, D. M. Introduction to this special issue on sensemaking. Human-Computer Interaction Journal, v 26, n 1 & 2. 1 – 8, 2011.
21. Csikszentmihalyi M. Flow: The psychology of optimal experience. Harper & Row, 1990 — 306 p.
22. Shweder, R. Thinking Through Cultures. Harvard University Press, 1991.
23. Shore, B. Culture in mind: Cognition, culture and the problem of meaning. New York: Oxford University Press, 1996.
24. Osland J. & Bird A. Beyond Sophisticated Stereotyping: Cultural Sensemaking in Context.Academy of Management Executive, vol. 14(1). 65-77, 2000.
25. Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / edited by Corey L. M. Keyes, Jonathan Haidt. Washington DC: APA, 2003.
26. Kolko, J. Sensemaking and Framing: A Theoretical Reflection on Perspective in Design Synthesis. In the 2010 Design Research Society conference proceedings, 2010.
27. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности/ В.В.Налимов-М.: Прометей, 1989.-287 с.
28. Богин Г.И. Обретение способности понимать: работы разных лет: в 2 т. /Г.И. Богин Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. — Т. 1. — 254 с.
29. Россохин А. В. Психология рефлексии измененных состояний сознания : диссертация … доктора психологических наук : 19.00.01 / Россохин А. В. [МГУ].- Москва, 2009.- 346 с.
30. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления/И.Н Семенов., С.Ю. Степанов. Запорожье: Изд-во ЗГУ, 1992. — 192 с.
31. Столин В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983 -284 с.
32. Свасъян К.А. Человек как творение и творец культуры/Свасъян К.А. // Вопросы философии. 1987. — № 6. — С. 56-67.

Марков С.Л. Смислотворчість в структурі процесів смислової динаміки / С.Л.Марков // Правничий вісник Університету «КРОК» – 2013. — Вип.15.– С. 183 -192.

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>