- Лучшие методы активизации творчества
- Классический мозговой штурм
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Метод Латерального Мышления
- Инструменты латерального мышления (1992)
- Метод ПМИ «Плюс, Минус, Интересно»
- Метод «Шесть шляп мышления»
- Майнд-мэппинг (Интеллект-карты) – сущность, правила и этапы
- Творческие интеллект-карты или Майнд-мэппинг
- Метод ассоциаций
- Метод гирлянд ассоциаций
- Метод бисоциаций
- Метод аналогий
- Метафора как средство творческого решения проблем
- Метод принудительных связей
- Метод случайного слова
- Метод контрольных вопросов – техника активизации творчества
- Список контрольных вопросов А. Осборна
- Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта
- Список контрольных вопросов Д. Пойя
- SCAMPER – метод активизации творчества
- Контрольный список вопросов «Феникс»
- Метод Киплинга (5W1H)
- Метод «Пять Почему»
- Желающее мышление – креативная техника для прорывных инноваций
- ТРИЗ – Метод активизации творчества и генерации прорывных инноваций
- Метод инверсии или обращения как метод творческого решения проблем
- Приемы разрешения противоречий в ТРИЗ
- Универсальный путешественник: Путеводитель по творчеству
- Метод распускающегося лотоса
- Метод вымышленных персонажей как техника творческого решения проблем
- “А что если ?”- Мощная техника творчества и возможностного мышления
- Свободное письмо (Фрирайтинг) – творческая техника подсознания
- Тест “16 ассоциаций” К. Юнга как метод решения проблем
- Журнал сновидений как метод поиска творческих решений
- Дизайн-мышление — новый способ видения и творческого решения проблем
- Геймификация: Метод активизации творчества и творческого решения проблем
Универсальный путешественник (странник): Путеводитель по творчеству, решению проблем и процессу достижения целей
Дон Коберг, Джим Бэгнелл
Koberg D., Bagnall J. The Universal Traveler: A soft-systems guide to creativity, problem solving and the process of reaching goals. –1976. – Lоs Altos, CA :William Kaufmann. Inc. –128 p.
Koberg, D., & Bagnall, J. (1976). The universal traveller: A soft-systems guide to creativity, problem solving and the process of reaching goals. Los Altos, CA: Kaufmann.
Творчество – это искусство и наука одновременно объективного и субъективного мышления и поведения. Пробуждение целостного состояния, объединяющего мышление и чувства, объективную часть личности, состоящую в знании фактов и детерминации Красотой и Логикой и субъективную, действующую «здесь и сейчас» как сумма сенсорных ответов.
Их комбинация представляет собой естественный и сознательный баланс между противоположностями, позволяющий человеку подниматься над самим собой.
Лучшая техника – это та, которая наилучшим образом работает на Вас.
Главное хотеть, заканчивать с ожиданиями и погружаться в процесс.
Есть два фундаментальных выбора в жизни:
1. Принять вещи такими, какими они есть.
2. Принять на себя ответственности за их изменения.
Этапы творческого решения проблем
1. Признать проблемы
Определить изначальные интенции. Принять проблему как вызов. Позволить ей быть.
2. Метод анализа. (Структуры и атрибуты)
Принять факты и чувства. Открыть мир проблемы, изучить ее входы и выходы.
3. Методы определения (Поиск сущностей)
Определить сущностные цели. Определить сущностное ядро проблемы, концептуализировать и прояснить свою главную цель, относящуюся к проблемной ситуации.
4. Метод идеации
Генерировать выборы для достижения сущностной цели. Искать все возможные пути и альтернативы достижения главной цели.
5. Метод выбора
Сравнить цели и пути их достижения. Выбрать наилучший.
6. Метод воплощения
Предпринять действия для осуществления главной цели.
7. Метод оценки
Определить эффективность действий и степень прогресса. Создать новый план.
Расширенный метод
1. Признать проблемы
Осознать свои ограничения. Что меня сдерживает? Что мешает быть счастливым?
Полу-проблемы ведут к полу-решениям.
К.Станиславский: Уважение, открытость и любовь к ситуации, принять ее как объект восхищения, поклонения, обладающий магическими свойствами. Это не объект манипуляции.
2. Метод анализа проблемы (Структуры и атрибуты)
Два базовых метода анализа:
1. Сравнение, соотнесение одной вещи с другими и определение взаимоотношений.
2. Активное любопытство и вопрошание.
Все остальные методы –вариации.
Конкретные методы анализа:
1. Метод базовых вопросов. Задавание вопросов это необходимый способ для вхождения в состояние анализа проблемы. Это универсальный метод познания неизвестного. Базвыми вопросами могут быть:
Кто может помочь мне решить проблему?
Каковы мои наличные ресурсы и какие необходимые?
Где я могу найти необходимую информацию?
Каков общий масштаб или мир проблемы?
2. Пакование случайностей, нелепостей. (The Pack Rat) Запрет на сознательный анализ и оценку. Без обобщений и категоризаций.
а) Чистота восприятия. Собирание всех мелочей которые привлекают внимание.
1. Все, что привлекает
2. Новое, редкое, случайное.
б). Создавать ящики, пустоты, гнезда для накопления всего, что противоречит, всего, что выбивается из традиционных схем, всего загадочного, таинственного, парадоксального.
3. Синектика и принудительные отношения.
Достижение нового видения, обретение нового взгляда, способности видеть проблему новыми глазами, так, как никогда раньше.
В Синектике задается вопрос: Чем этот объект похож на другой объект, что между ними общего?
В методе Принудительные отношения задается вопрос: Что будет, если я скомбинирую, присоединю произвольный объект к рассматриваемуемому объекту?
4. Назад к солнцу.
Последовательное возвращение к изначальному источнику энергии. Назад в историю.
5. Список атрибутов.
Существенные категории и части:
Физические – масса, размер, цвет..
Психологические …
Социальные …
6. Записать все, что знаешь о…
Списки, термины, факты.
7. Что делали другие.
Каждая проблема звено в общей цепи. Все уже было. Найти аналогичные способы решения проблемы в истории и других областях.
8. Модель анализа.
Создать все виды моделей – знаковые, символические, графические…
9. Морфологический анализ.
10. Матрица.
Морская карта. Важность расстояний и связей. Матрица помогает прояснить взаимоотношения между элементами или атрибутами ситуации.
11. Поиск паттернов.
Определение под проблем и подсистем и суб-ситуаций.
12. Консультация экспертов.
Представить себя в компании великих людей.
13. Расширить цели и стремления.
Прояснить цели, расширить, измеряемыми.
14. Отбрасывание идей.
Очистить свое сознание. Отбросить все доминирующие идеи.
15. Игра в чувствительность.
Приблизиться, потрогать, попробовать. Не бояться неизвестного. Войти в контакт.
16. Сжимать и растягивать.
Увидеть контекст, мир проблемы и сжать ее в центр, сущность.
Расширять: несколько раз задать вопрос «О чем?»
Сжимать: последовательно задавать вопрос «Почему?»
3. Методы определения (Поиск сущностей)
1. Почемучка
К сущности! Сжатие фокуса внимания, концентрация. Задать 10 вопросов «Почему?».
В чем же реальная проблема?
2. Нахождение «сущности» с помощью «Матрицы».
В матрице взаимоотношений элементов, или атрибутивной и компонентной матрице, выявить степень зависимости независимости каждого элемента. Ключевыми переменными будут те элементы, которые выявляют наибольшую концентрацию связей. Более широкие паттерны взаимоотношений могут быть расценены, как существенные.
3. Счастье – это…
Дать как можно больше определений.
4. Король горы
Различные элементы, атрибуты, качества должны соревноваться друг с другом с целью занятия наивысшего положения в иерархии. Ранжирование и выбор наиболее сильных детерминант.
Соревнование пар элементов.
5. Дистилляция ключевых слов
Написание как можно большего числа ключевых определений проблемы и вытяжки из них ключевых слов.
6. Проблема внутри проблемы
Вид голографической структуры: проблема в проблеме, механизм в механизме.
Разрешить наиболее существенную субпроблему и большая проблема решиться сама собой.
7. Проговорить проблему
Обсудить, выговорить проблему.
8. Нахождение сущности путем консенсуса
4. Метод идеации
1. Мозговой штурм
Количество – главная ценность, разнообразие, качество, оригинальность, идеальность и ценность продукта только мешают.
2. Манипулятивные глаголы
Использование манипулятивных глаголов порождает новые идеи в удивительно короткое время.
3. Синектика
4. Скажи мне странник
Спросить совета, о путях решения проблемы у людей работающих в других сферах. Они менее скованы и закрепощены различными стереотипами.
5. Сходить в библиотеку
Собрать все возможные идеи.
6. Аналоговые цепи атрибутов
Список атрибутов развернуть в аналогии.
Комбинировать и выстраивать цепи аналогий.
7. Уехать из города
8. Морфологические принудительные связи
9. Семена идей
Найти идею значит иметь только одну идею. Найти источник идей — значит контролировать их поток. Находить элементы порождающие идеи. Определять базовые принципы проблемной ситуации.
5. Метод выбора идей
1. Экран личных выборов
Сравнить идеи – это найти их схожести и различия. Оценить идею – определить их отношение к четко определенным целям.
Определить личностные представления о ситуации, а также возможные позитивные и негативные последствия от их реализации.
Решение проблем должно концентрироваться на осуществлении мечты.
2. Сравнение с целью
Цели, интенции, стремления рассматриваются как критерии оценки идей.
Матрица: горизонтально – цели, вертикально – идеи.
Организовать идеи в группы.
3. Попурри
Комбинировать, объединять идеи
4. Индейский разведчик
Представить в воображении, что случится, если идея будет воплощена. Моделирование, экспериментирование, проигрывание ситуаций.
5. User –Chooser
6. Каждый по очереди
6. Метод воплощения
1. Блошиный рынок
2. Принципы дизайна:
1. Гармония –определить подобие всех частей целого.
2. Контраст – определить различия всех частей целого.
3. Баланс – определить стабильность всех частей целого
4. Порядок – определить паттерны организации целого
5. Единство –определить соединенность частей целого
7. Оценивание
Определить эффективность действий и степень прогресса. Создать новый план.